Статья: Обучение техники акварель на уроках "Основы изобразительного искусства"
статья по изобразительному искусству (изо)

В статье говорится с чего начать в обучении детей в технике акварель, какими материалами пользоваться. Здесь основы основ в обучении учащихся акварельной грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКИ АКВАРЕЛЬ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ       ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Федорова Светлана Николаевна,

E-mail: sveta.uspeh1960@yandex.ru

Акварель обладает широкими техническими возможностями.  Акварельные работы отличаются цветовыми переходами прозрачного красочного слоя.

 Акварель не любит поправок и требует умения уверенно рисовать. Именно поэтому акварель следует отнести к одной из сложных живописных техник. Разумеется, и процесс освоения приемами письма акварелью, требует серьезной работы.

Акварельными красками лучше всего работать на мольберте или на столе, имеющем наклон, чтобы не скапливалась вода. Стол для работы с акварельными красками должен быть достаточно большим – на него предстоит положить не только лист бумаги, но и все инструменты, которые могут понадобиться в работе. Это баночка с водой, краски, кисти и т.д.

На уроках лучше использовать полумягкие краски (в кюветах). Следует обратить внимание, чтобы в коробке красок не было белил. Необходимо проследить, чтобы к старшим классам учащиеся работали хорошими, профессиональными красками - «Ленинградскими», «Ладога», «Белые ночи» (завод художественных красок Санкт-Петербург).

Существует множество кистей для акварельной живописи.

Профессиональными считаются колонковые кисти, но для учащихся рекомендуется покупать кисти из волоса белки. Они идеальны для работы с акварельными красками. Очень удобна кисть с синтетическим ворсом, она более долговечна, по сравнению с колонком и белкой.

При занятиях акварелью решающее значение имеет качество бумаги. На акварельной бумаге, живопись смотрится значительно интереснее благодаря игре света, в то время как краска на ватмане часто жухнет.

Необходимо приучать детей (и их родителей) к работе качественными материалами – красками, кистями, бумагой.

А начинается знакомство с акварельными красками мы с понятия «цветовое пятно». Что такое цветовой круг, с последовательностью спектрального расположения цветов. Со знакомства с основными и составными цветами. Ребята учатся различать теплые и холодные цвета. Знакомятся с многообразием оттенков, приемами «вливания цвета в цвет», растяжками. Дети узнают, какую выбрать кисть, как за нее взяться, как управлять мазком и заливкой, учатся равномерно закрывать лист краской, и вплавлять цвет в цвет. Учащиеся начинают привыкать к тому, что любой подтек можно убрать отжатым кончиком кисти или эффектно обыграть. Узнают, что работа ведется от светлого к тёмному, что не допустима в цвете грязь.

Со временем ребята начинают понимать, что гуашь можно переписать, а вот ошибки в акварели не допустимы. По этому учащимся разрешается пользоваться карандашом для легкого наброска, а вот ластиком крайне редко, чтобы не повредить верхний слой бумаги.

Чтобы процесс нравился учащиеся должны усвоить простые правила работы с этой краской:

-Для получения светлого тона акварельные краски просто разбавляют водой. Делается это на палитре. На ней можно и смешивать краски, если нужно получить какой-то новый цвет, которого нет в наборе.

-Акварель быстро сохнет, медлить нельзя, желательно продумывать свою работу на несколько шагов наперёд;

Обучение практическим навыкам акварельной живописи на занятиях начинается с выполнения этюдов полевых и садовых цветов, цветочных букетов. Учащиеся знакомятся с видами цветочных головок, какой бывает стебель у цветов - прямой, пластичный, колючий, какой формы бывают листья и др. Узнают, что такое реалистичное и декоративное изображение.

Затем учащиеся выполняют этюды из фруктов и овощей, состоящие из простых форм (круг, полукруг, овал, треугольник и др.)

Постепенно формируются навыки овладения техникой акварельной живописи. Это аккуратность выполнения, правильное смешение цветов, точное определение цветового оттенка на свету и в тени. Очень важно дать понятие рефлекса при изучении цветовых отношений. При выполнении этой работы внимание обучающихся так же обращается на тепло-холодность натуры, на влияние освещения на цвет.

Во втором классе учащиеся знакомятся с различными приемами и техниками в акварели. Техника A la Prima - это живопись по - сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются эффекты разводов, переливов и перетекания краски.

В этой технике обучающиеся выполняют зарисовки веток деревьев с листьями, знакомятся с изображением разных пород деревьев. Изучают способы изображения травянистого покрова. Выполняют зарисовки предметов быта и мебели акварелью.

Происходит знакомство с приемом в акварели «по - сухому», она заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним слоем. Однослойная акварель по - сухому» пишется в одно-два касания. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. При необходимости ребята могут «включить» краску другого оттенка или цвета в нанесенный, но еще не высохший слой. Этим приемом мы выполняли зарисовки различных видов складок в одежде, а затем зарисовки современной женской и мужской одежды, где так же использовали прием лессировки.

Очень нравится ребятам техника гризайль. Для обучающихся было открытием то, что одним цветом можно рисовать, используя различные тона.

В старших классах ребята узнают, что существуют не только техники и приемы, но и различные эффекты, когда акварель можно смешивать с другими красящими материалами, например, с белилами (гуашью), акварельными карандашами, тушью, ручкой, пастелью и другими материалами. Так же можно создавать в нужных местах предварительный рисунок восковыми мелками. Затем всю работу смочить водой и делать заливки красками. Места, первоначально закрашенные восковыми мелками, остаются не затронутыми акварелью, т.к. воск отталкивает воду. Ребятам было дано творческое задание «Ночной салют», они должны были его выполнить с помощью акварели и масляной пастели.

С помощью спецэффектов мы выполнили очень интересную композицию "На дне морском…" Где были использованы кристаллики соли, нанесенные поверх влажного красочного слоя, которые впитывали в себя часть пигмента, в результате оставляя на бумаге неповторимые разводы, движущиеся тональные переходы, использовали прием «раздувание капли», где надо поставить каплю с краской и подуть на нее в разных направлениях с помощью коктейльной трубочки. Этим приемом ребята рисовали морские водоросли и траву.

Интересный эффект дала обычная пищевая пленка. Лист покрывали красочным слоем, и пока он не высох, плотно прижимали мятую пленку. В результате получаются неповторимые разводы. В этой работе мы так же использовали кристаллики марганца, которые расплываются на мокрой бумаге и при высыхании дают эффект песчаного морского дна. Удаляя сухой салфеткой с бумаги излишки воды и слой краски, мы изобразили просвет в толще воды. 

Еще один прием это набрызг –он самый простой из приемов, знаком учащимся еще с занятий в детском саду. Набрызг может быть применен в сложных сюжетных композициях или пейзажах.

Уникальность акварельных образов состоит в том, что обучающиеся создают то, что нельзя создать, используя другие техники и материалы. 

Акварель способствует выработке навыка аккуратной работы, развивает умение видеть тончайшие цветовые переходы, учит нестандартному восприятию образа окружающей действительности, равно как и ее передаче.

Успешность работ с акварелью очень велика, и она выигрышна во многом из-за её свойств. Акварель – единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета.

В нашем мире всё развивается с огромной скоростью. Но, как можно не понять, что акварель не утратила своей прелести спустя века. Люди и по сей день продолжают совершенствовать данную технику, внедряя в процесс творчества всё новые и новые технологии. Поэтому, возможно, совсем скоро зародится что-то новое в акварельной живописи, и наши нынешние ученики смогут стать частью этого открытия.

                                           

                                         Список литературы

  1. Винер А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью [текст] / А. В. Винер. – М.: «Искусство», 2009.
  2. Косминская В.Б., Халезова  Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности [текст] / В.Б. Косминская– М.: «Просвещение», 2008.
  3. Кунц Д.  Основы акварели. Цвет. -М.: «Попурри», 2006. – 169 с.
  4. Назаров А.К. Основные способы акварельной живописи. – M.: «Орбита-М», 2011.
  5. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. – M.: «АСТ», 2009.
  6. Уильям Ньютон, Акварельная живопись. – М.: «Кристина – Новый век», 2007.
  7. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись. Уроки изобразительного искусства». – М.: «Просвещение», 2005.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся"

Автор работы убеждена, что при создании необходимых условий для самореализации каждого ученика через использование   нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искус...

Техника "граттаж" на уроках изобразительного искусства

Уроки изобразительного искусства, проводимые с применением техники "граттаж", вовлекают детей в занимательную игру "проявления" рисунка, удивительную и захватывающую....

Общие требования к технике безопасности на занятиях изобразительным искусством

Требования безопасности перед началом уроков.1.     Подготовить необходимые материалы и инструменты.2.     Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Статья знакомит с нетрадиционными техниками выполнения работ по изобразительному искусству (батик, бумажная пластика, роспись по стеклу). Материал можно использовать на факультативных занятиях по изоб...

Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства.

Статья об использовании нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства и их роли  в развитии творческих способностей у школьников....

Статья "Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства в школе"

Статья " Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства" посвящена теме композиции в декоративной графике;  в статье рассказывается об основах графической ...

Статья "Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства"

Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства...