Программа самообразования
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Величутина Ольга Васильевна

Предмет «Изобразительное искусство» (5-8 классы) позволяет реализовать принцип непрерывности художественно-эстетического образования на основе Концепции художественного образования. Эта система позволяет выстроить обучение поэтапно от приобщения к отдельным видам искусства к формированию целостной художественной картины мира, от навыков практического освоения языков искусства к формированию ценностных ориентиров учащихся, к решению задач нравственно-эстетического воспитания и социализации средствами искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

учителя изобразительного искусства высшей квалификационной категории

Величутиной Ольги Васильевны

ТЕМА:

«УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

г. Советский

2022

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………3
  2. Концепция программы…………………………………………………………………….....3
  3. Цель программы……………………………………………………………………………....4
  4. Задачи программы…………………………………………………………………………....4
  5. Ключевые компетенции реализации программы…………………………………………..4
  6. Этапы реализации программы…………………………………………………………….....4
  7. Планируемая деятельность……………………………………………..................................5
  8. Прогнозируемые результаты………………………………………………………………...6
  9. План самообразования…………………...…………………………………………………..7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Поэтапный переход на стандарты второго поколения предполагает несколько измененный взгляд на преподавание предметов художественно-эстетического циклов в системе общего образования. Новые образовательные стандарты выделили в качестве приоритетных две стратегии современного образования – личностный и компетентностный подходы. Эти подходы органически связаны между собой: компетентность, в отличие от требуемых предыдущей педагогической парадигмой знаний и умений, принадлежит к личностной сфере учащегося и является инструментом самореализации его личности.

Предмет «Изобразительное искусство» (5-8 классы) позволяет реализовать принцип непрерывности художественно-эстетического образования на основе Концепции художественного образования. Эта система позволяет выстроить обучение поэтапно от приобщения к отдельным видам искусства к формированию целостной художественной картины мира, от навыков практического освоения языков искусства к формированию ценностных ориентиров учащихся, к решению задач нравственно-эстетического воспитания и социализации средствами искусства.

Предметы художественно-эстетического цикла обладают мощным арт-терапевтическим эффектом и способствуют гармонизации личности учащихся, а так же являются пространством формирования специальных предметных компетенций учащихся, формирующих в том числе художественно-творческую активность, что отвечает современным задачам образования и реализации принципов здоровьесберегающего обучения.

Предмет «Изобразительное искусство» позволяет каждому учащемуся почувствовать себя успешным в образовательном процессе и способствует повышению мотивации познавательной деятельности в целом. Этот эффект возрастает при освоении «Изобразительного искусства» и как предмета, объединяющего возможности воздействия разных видов искусства на разные психологические типы личности учащихся.

Данная программа разработана на 3 года. Срок реализации методической темы школы  «Систематизация банка контекстных заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся» - 01.10.2022-31.05.2023.

Формы  и методы, используемые для формирования функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства: работа в группах, проблемное обучение – создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение, метод проектов.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Можно смело сказать, уроки изобразительного искусства под влиянием компетентностного и личностно-развивающего подходов, составляющих главные ориентиры в постановке и решении современных образовательных задач, меняют конфигурацию урока.

Первый (компетентностный) усиливает удельный вес творческой, проектной, интерактивной, практической деятельности.

Второй (личностный)  предполагает диалогичность, самоорганизацию, избирательность в отношении содержания и форм деятельности, актуализацию гуманитарного опыта, связанного с ценностно-смысловым анализом текстов и познавательных проблем, востребованностью собственной «авторской», личностной позицией и учителя и обучающегося.

Приоритетной целью художественного образования в школе является эстетическое развитие личности. Культуро-созидающая роль программы состоит также и в воспитании патриотизма. Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Формирование художественной культуры обучающихся посредством разнообразия форм, методов и приемов художественного творчества.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Развивать:

  • художественно-образное мышление;
  • креативность мышления, поиск особых приемов и способов передачи своего отношения к окружающему миру.

Формировать:

  • ключевые компетенции через различные формы деятельности на уроке и во внеурочное время;
  • эмоционально-ценностный, чувственный опыт у учащихся, выражающийся в искусстве.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Ценностно-ориентационные
  • Эстетические
  • Познавательные
  • Информационные
  • Коммуникативные
  • Личностного самосовершенствования

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     2022 - 2023 учебный год

  • Сбор и накопление информации из различных источников.
  • Внедрение отдельных приемов и методов художественного творчества на уроках.

2023 - 2024 учебный год  

  • Знакомство с новыми техниками художественного творчества.
  • Применение изученных техник художественного творчества в практике внеурочной работы.

20124 - 2025 учебный год  

  • Подведение итогов реализации программы и анализ ее эффективности.

ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Направления деятельности

Содержание деятельности

Накопление теоретических знаний

  • Изучение литературы по теме и интернет-ресурсов;
  • Накопление и изучение материала;
  • Изучение опыта работы других педагогов по данной тематике.

Проектирование собственной деятельности

  • Освоение новых форм и методов ведения уроков;
  • Апробация отдельных приемов и техник художественного творчества;
  • Внедрение в практику обучения ИЗО новых форм, методов и приемов художественного творчества.

Изучение состояния выбранной темы в практике работы

  • Мониторинг результативности применения новых форм, методов и приемов художественного творчества;
  • Мониторинг изменения интереса учащихся к художественной деятельности.

Опытно-экспериментальная апробация собственных проектов самообразования

  • Проведение уроков с применением новых форм, методов и приемов художественного творчества;
  • Применение новых форм, методов и приемов художественного творчества во внеурочной работе;
  • Участие учащихся в творческих конкурсах различного уровня.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Формирование у учащихся ключевых компетенций:

Ценностно-ориентационные: 

  • формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности;
  • формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства;
  • представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей;
  • осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства.

Познавательные:

  • понимание смысла (концепции) художественного произведения, особенностей языка искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства.

Информационные:  

  • умение самостоятельно находить, анализировать и использовать информацию.

Коммуникативные:

  • формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической компетенции;
  • культура презентации своих творческих работ в различных формах и с помощью технических средств (диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для современников).

Здоровьесберегающие:

  • владение способами позитивного отношения к своему здоровью.

Компетенции самосовершенствования:

  • развитие рефлексии, креативности мышления, объективности оценки результатов собственной деятельности.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

учителя изобразительного искусства Величутиной Ольги Васильевны

на 2022-2025 учебный год

Методическая тема МБОУ СОШ №1 на 2022-2023 учебный год:

«Систематизация банка контекстных заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся»

Срок реализации: 01.10.2022-31.05.2023

Тема самообразования:

«Уроки изобразительного искусства как пространство формирования специальных предметных компетенций обучающихся»

I раздел

Совершенствование методической подготовки

  1. Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.
  2. Составление рабочих программ и календарно-тематического планирования по предмету.
  3. Подготовка поурочного тематического планирования с применением ИКТ.
  4. Участие в работе ШМО и РМО
  5. Посещение уроков коллег, с целью обмена и обогащения педагогического и методического опыта.
  6. Прохождение курсов повышения квалификации.
  7. Разработка и проведение открытых уроков.
  8. Методическое обеспечение работы с одарёнными детьми в научно-практических конференциях и конкурсах творческих работ.
  9. Выступление с докладами, творческими отчётами.

II раздел

Учебная деятельность

  1. Знакомство с новым педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет
  2. Проведение уроков в соответствии с тематическим планированием.
  3. Проведение открытых уроков по предмету.
  4. Подготовка работ учащихся к конкурсам и выставкам.
  5. Организация работы кружков внеурочной деятельности.
  6. Изучение основ ИКТ и внедрение их в учебный процесс.
  7. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
  8. Организация работы с одарёнными детьми и принятие участия в научно-практических конференциях и конкурсах творческих работ

III раздел

Воспитательная работа

  1. Нравственные вопросы на уроках ИЗО.
  2. Проведение внеклассных и общешкольных мероприятий.
  3. Формирование художественно-творческой активности: помощь в организации, оформлении и проведении праздников, других мероприятий школы:

Неделя первоклассника

Неделя предметов художественно-эстетического цикла

День открытых дверей

IV раздел

Индивидуальный маршрут по подготовке к аттестации

2.

Перечень мероприятий

1. Выступление на заседании школьного и районного методических объединений.

2. Подготовка обучающихся к различного уровня конкурсам и конференциям.

3.

Уровень мероприятия (уровень школьный, муниципальный, районный, региональный, всероссийский, международный)

1. Уровень образовательной организации и муниципальный уровень.

2. Муниципальный и региональный.

4.

Сроки проведения мероприятий

Сентябрь-апрель

(в течение учебного года)

5.

Сотрудники методической службы, ответственные за проведение аттестации

Дидич Т.В., заместитель директора по УВР

6.

Отметка о выполнении запланированного мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

Программа самообразования

программа самообразования расчитана на 3 года и представлена мероприятиями, которые следует выполнить в ходе работы над данной темой самообразования...

Программа самообразования

Программа самообразования....

Программа по курсу «Русская словесность» для обучающихся по программе «Самообразование»

Программа «Русская словесность» строится во взаимодействии с программами по русскому языку и литературе....

Программа самообразования / Программа социального партнерства

Современное понимание целей образования требует включенности в процесс образования (обучения и воспитания ) всех субъектов социального заказа, на удовлетворение потребностей которых во многом ориентир...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...