Урок по теме "Оксиды"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Конспект урока химии 8 класса (пр. О.С.габриелян) по теме "Оксиды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_oksidy_8_klass.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Оксиды: состав, номенклатура

Тип урока. Изучение нового материала.

Цель урока: Формирование понятия оксидов, как бинарных соединений.

Задачи урока:

1. Ввести понятия оксидов, как сложных бинарных соединений; их признаки, классификацию

2.Познакомить с формулами важнейших оксидов.

3. Отрабатывать умения записывать и читать формулы оксидов.

4. Тренироваться в составлении молекулярных формул оксидов.

5.Уметь выделять оксиды среди других классов веществ и выделять оксиды металлов по их признакам.

6.Отрабатывать умения работы по алгоритму.

Оборудование: ПК, карточки.

ХОД УРОКА:

УЧИТЕЛЬ:  Здравствуйте! Присаживайтесь. Представьте себе, что вы вошли в темную комнату, в которой есть парафиновая свечка и керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (правильный ответ – спичку)

Горение – это один из процессов, которые изучает химия. Я – учитель химии пятой школы. Меня зовут Ольга Валерьевна и сегодняшний урок мы проведем вместе. Его тема .... А вот это мы узнаем, когда отгадаем кроссворд. На работу вам отводится 3 мин. Вы в парах, помогая, друг другу, впишите химические термины в бланк  и найдите ключевое слово.

По горизонтали:

  1. Очень положительный

С массою внушительной,

А таких, как он, отряд

Создает в ядре заряд.

Лучший друг его нейтрон.

Догадались? Он - …

  1. Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого элемента содержит 28 протонов

  1. Он бесцветный, но тяжелый,

В нем огонь всегда веселый.

Он в крови у нас живет,

Ну, конечно …

  1. Назовите науку о веществах и их превращениях

5. Он с морской капустой дружит,

И лекарством людям служит,

Знает млад и стар народ –

Коль ушиб, то нужен …

  1. Назовите элемент, в названии которого спряталось сразу двое животных

УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Правильно -  оксиды. Это  тема сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, ее в тетради.

УЧИТЕЛЬ: На сегодняшнем уроке мы должны научиться:

-  выделять оксиды среди других веществ.

- читать и записывать формулы оксидов.

- составлять молекулярные формулы оксидов.

(читает, демонстрируя образцы на слайдах)

Класс оксидов это да!
Ведь без них мы никуда…
Очень важная вода,
Без неё кругом беда!
При строительстве идёт
Глина, известь и песок.
Ну а красный железняк
В металлургии мастак!
Загрязняют атмосферу,
Отравляют биосферу
Угарный и сернистый газ,
А винить то надо нас!
Чтоб природу не губить,
Надо химию учить.
К концу урока оксиды изучим,
Новые сведения с вами получим!

Изучение нового материала

Задание 1: Посмотрите внимательно на слайд. Вы видите формулы веществ, о которых говорилось в стихотворении. Давайте прочтем их. (Читают)

Найдите сходства в предложенных веществах.

H2O   AL2O3   СаО    SiO2 Fe2O3  CO   SO2

(Работают)

Что же общего вы заметили в этих веществах

ОТВЕТЫ:

- сложные вещества

- состоят их двух элементов

Один из элементов – кислород

УЧИТЕЛЬ: Правильно, молодцы!  А теперь давайте вместе сформулируем определение понятия оксиды  и запишем его в тетрадь.

 (СЛАЙД)

УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю поиграть в игру «Третий лишний»

1 группа:  К2O  HCl   MgО,

2 группа:   АI2О3 SO3, СaH2

3 группа: HNO3  SO2,  Fe2О3

4 группа: FeО  N2О5, CaCO3

УЧИТЕЛЬ: Молодцы!  Еще раз обратите внимание, что оксиды состоят из двух элементов, один из них кислород.

УЧИТЕЛЬ: А сейчас давайте научимся называть оксиды.

(СЛАЙД)

Например, вещество CaO я назову – оксид кальция, а  Na2O – оксид натрия. А как вы назовете вещество MgO ?  Al2O3? CO2? CO?

УЧИТЕЛЬ: Вот здесь вы ошибаетесь. Два разных вещества не могут иметь одинаковое название. Запомните, если в состав оксида входит элемент, проявляющий разные степени окисления, то мы должны указать римской цифрой  степень окисления данного элемента. Так как мы назовем CO2?  CO?

ОТВЕТЫ: CO2  оксид углерода (IV),     CO – оксид углерода (II)

А знаете ли вы, что в 1870 году в Петербургской академии обсуждалась возможность называть вещества следующим образом:

Барий кислородович

Калий кислородович

Сера двукислородовна

Сера трикислородовна

А как сейчас будут звучать названия этих веществ?

Выполните задание самостоятельно.

(проверяем по слайду)

УЧИТЕЛЬ: А теперь – физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой нашего урока. На слайде вам будет показана формула вещества. Если оно является оксидом - вам нужно встать.

Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, Li2О, NO2, Н2, О2 ,  НNО3, PbO

УЧИТЕЛЬ: Присаживайтесь. Продолжаем наш урок. Перед нами стоит еще одна задача – научиться составлять формулы оксидов.  Давайте с вами составим формулу оксида фосфора (V). Записываем рядом символы химических элементов:  фосфора и кислорода. Причем кислород всегда стоит справа. Проставляем степени окисления. Находим наименьшее общее кратное чисел 5 и 2. Это 10. Наименьшее общее кратное 10 делим на значение степени окисления элементов. Индекс фосфора 2, кислорода 5.  Кто хочет попробовать у доски составить формулу оксида хлора (VII). А теперь составим формулу оксида марганца (II)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ:

УЧИТЕЛЬ: Итак, с какими бинарными соединениями мы познакомились на сегодняшнем уроке? (оксидами)

- Какие вещества мы называем оксидами?

УЧИТЕЛЬ: Мы научились с вами отличать оксиды от других веществ, называть их, составлять их формулы. В конце урока я предлагаю вам проверить себя: насколько хорошо вы овладели новыми знаниями.

 На ваших столах лежат конверты с заданиями.  На их выполнение вам отводится три минуты.

ВАРИАНТ 1 Игра «Крестики – нолики».

CaO

KOH

 HCl

   

P2O5

H3PO4

SiO2

SO3

  CO

   H2

   O2

H2SO3

  KI

   

Cl2O5

Mn2O7

Ag2O

CuO

Na2CO3

Al2O3

MgO

CaSO4

NaOH

   

MgCO3

Na2O

   O3

CO2

 HBr

N2O3

Вариант 2. Расположите оксиды азота в порядке возрастания степени окисления азота в них:

NO2, N2O, NO

Вариант 3. Соберите из фрагментов формулы трех оксидов:

+2

Ni

-2

O3

-2

O5

+3

Cr2

-2

O

+5

N2

(выполняют задания. Взаимопроверка по слайду. Выставление оценок)

РЕФЛЕКСИЯ:

УЧИТЕЛЬ: Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записаны следующие фразы:

  1. Меня удивило….
  2. Я задумался…
  3. У меня возник вопрос…

Давайте попробуем их продолжить по итогам сегодняшнего урока.  Итак, на сегодняшнем уроке меня удивило….

На сегодняшнем уроке я задумался над тем, что…..

На сегодняшнем уроке у меня возник вопрос….

А у меня возник вопрос к вам: А хотелось бы вам узнать что-нибудь еще об оксидах?

(Да!)

УЧИТЕЛЬ: Тогда я предлагаю в качестве домашнего задания прочитать параграф 18, выполнить упражнение 1 после параграфа и подготовить сообщения на тему: «Оксиды в жизни человека».

Я благодарю вас за урок. До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...