Урок химии в разновозрастных группах 8-9 класс по теме "Кислоты.Основные понятия."
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Наша школа принимает участие в реализации  инновационной образовательной программы. Тема:"Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных способов повышения качества образования". Уроки в РВГ позволяют достигнуть следующих результатов: повысить коммуникативные , организационные и информационные умения учащихся, развить  у них проектную, творческую, исследовательскую деятельность. Данный урок разработан именно для реализации данной темы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnoe_zanyatie_v_raznovozrastnyh_gruppah_po_teme.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

            Учебное занятие в разновозрастных группах по теме: «Кислоты».

                                                  8-9 классы

Задачи:

            8 кл. – изучение нового материала

            9 кл. – повторить, актуализировать знания учащихся о кислотах

Общие задачи:

           - закрепить практические навыки учащихся в работе с химическими веществами и

             лабораторным оборудованием;

           - развить коммуникативные навыки учащихся и умение работать в микрогруппах;

           - развить познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

           - наборы реактивов: раствор соляной кислоты, лакмус, метиловый оранжевый,

             фенолфталеин, индикаторная бумага, пробирки;

           - инструкции лабораторных работ.

           - техника безопасности.

           - интерактивная доска

Подготовка к занятию:

           - за одну неделю учащиеся 8 классов разбиваются на группы по 5человек,

             выбираются консультанты из учащихся 9 класса - наставники;

           - двое учащихся 9 класса готовят сообщения  (из истории кислот, об открытии                    

             индикаторов)

           - Наставники готовятся к уроку по плану:

                                                                                     - что такое кислоты;

                                                                                     - формулы и названия кислот;

                                                                                     - классификация кислот;

                                                                                     - распознавание кислот.

Ход урока:

 На интерактивной доске выводится первый слайд. На слайде изображены лимон, щавель, яблоко. Учащимся 8 класса задаем  вопрос: « Что общего в этих продуктах?» Дети отвечают, что все они кислые на вкус. Следующий вопрос: «Если они все кислые, то как вы думаете, какое вещество в них присутствует?»

Учитель объявляет тему и план урока.

                                                 План урока.

1. что такое кислоты;

2. формулы и названия кислот;

3. классификация кислот;

4. распознавание кислот.

                           

Учитель организует работу в разновозрастных группах (РВГ).

Ученики 8 классов разбиваются на группы по 5 человек. В каждой группе «наставник» -ученик 9 класса. Ученики  слушают, заполняют опорный конспект, делают задание - проверь себя.

                                  Основные положения.

1. Что такое кислоты.

Учитель организует выступление учащихся 9 класса с сообщениями из истории кислот.

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из водорода (способного замещаться на металл) и кислотного остатка.

1) водород всегда – I

2) валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода

                             I  I          I    I           I    II

                            HCl,       HNO3,       H2SO4 

3) при химических реакциях кислотные остатки сохраняются

2. Формулы и названия кислот.

Формула кислоты

Название кислоты


HF

фтороводородная


HJ

иодоводородная


HCl

соляная (хлороводородная)


HBr

бромоводородная


HNO3

азотная


H2S

сероводородная


H2SO3

сернистая


H2SO4

серная


H2CO3

угольная


H2SiO3

кремневая


H3PO4

ортофосфорная

Задание для учащихся 8 классов: из приведенных веществ выберите кислоты.

Учитель организует поэтапный контроль за усвоением материала:

1)  опрос

- что такое кислоты?

- какова общая формула кислот?

2)  игра

игра «третий лишний» (в каждой строке приведенных формул необходимо вычеркнуть

лишнее вещество) – все формулы выведены на интерактивной доске. Пример:

                                 H2CO3     NaCl     HCl

                                 MgO        H2S       HNO3

                                                H2SO3      K3SO4   H2SO4

Учащиеся выполняют работу у доски

3. Классификация кислот

В опорном конспекте даны таблицы кислот. Учащиеся должны самостоятельно вывести

 классификацию кислот, дать им определения. Наставники помогают восьмиклассникам.

- по числу атомов водорода: одноосновные, двухосновные, трехосновные;

- по содержанию кислорода: кислородсодержащие, без кислородосодержащие;

- по происхождению: неорганические, органические.

Когда классификация установлена учащиеся 8 класса выполняют задание:

дописать примеры кислот в таблицу.

классификация

примеры

по числу атомов водорода:

одноосновные


двухосновные


трехосновные

по содержанию кислорода:

кислородсодержащие


безкислородные

по природе:

неорганические


органические

Вопросы для контроля:

- на какие группы можно поделить кислоты;

- определите, какие из кислот являются одноосновными, двухосновными, трехосновными,

  кислородсодержащими, безкислородными.

Задание на  интерактивной доске: нужно найти соответствие.

4. Распознавание кислот.

Ученик 9 класса рассказывает историю открытия индикаторов. Демонстрирует, как можно распознать кислоты с помощью особых веществ – индикаторов.

Индикаторы – это вещества, которые изменяют свой цвет в присутствии других веществ.

Демонстрация опыта.

Учитель задает вопросы:

- можно ли по внешнему виду отличить кислоту от воды?

- как распознать кислоту?

Учащиеся отвечают. Учитель организует лабораторную работу в РВГ.

Учащиеся выполняют лабораторную работу.

5. Инструкция к лабораторной работе.

1. Налейте в три пробирки по 1 мл. раствора соляной кислоты. В первую пробирку  

    добавьте несколько капель лакмуса, во вторую несколько капель метилового

    оранжевого, в третью – несколько капель фенолфталеина.

2. Заполните таблицу

                     Изменение цвета индикаторов в кислой среде

среда

лакмус

Метиловый

оранжевый

фенолфталеин

кислая



Учитель проводит контрольный опрос учащихся:

- как называются вещества, которые меняют свой цвет в присутствии других веществ?

- как изменяют цвет индикаторы?

                                        Подведение итогов

Учитель:     Задает вопросы:

- что лучше запомнили на занятии?

- где испытывали затруднения?

- где могут пригодиться в жизни, полученные на уроке знания?

Учащиеся: отвечают на вопросы, анализируют свою работу и работу наставников.

                                       Домашнее задание.

Учитель: объясняет домашнее задание.

Выбрать по своим возможностям:

1)  Вместе с родителями исследовать характер среды различных растворов кислот, использующих в быту (лимонной, уксусной, яблочной). индикаторную бумагу взять у учителя   - 3 балла.

2) Определить валентность кислотного остатка, дать характеристику кислоте:

HMnO4  маргонцовая кислота, H2MnO4 маргонцовистая кислота, H 3BO3 ортоборная кислота – 4 балла

                  3) Написать текст на английском языке (4-5 предложений) о кислотах. - 4 балла

4) Определить валентность кислотного остатка, дать характеристику кислоте, проверить по интернету:  H 2C 2O4  щавеливая кислота,        CH 3COOH уксусная кислота

                         H 2CrO4  хромовая кислота            HPO3   метофосфорная кислота     -5 баллов

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в разновозрастной группе

В материале предлагается план-конспект урока математики в классе-комплекте 5-6....

Программа для уроков в спец мед группах 5-7 класс

сборник иатериалов и конспектов по урокам...

Образовательная программа по физике в разновозрастной группе 7 - 9 классов

В данной работе представлена образовательная программа по физике в разновозрастной группе 7 - 9 классов на 3 года....

Обществознание. Программа для разновозрастных групп 7-9 классов

Программа по обществознанию предназначена для учащихся разновозрастных групп. Проводится в рамках городского эксперимента «Организационно-педагогические условия осуществления разновозрастного ...

Программа для разновозрастных групп 7-9 классов по истории

Программа для разновозрастных групп 7-9 классов по истории включает основная, базовую  часть курса, которая  остается неприкосновенной. Программа  предусматривает реализацию станд...

Применение на уроках химии работы в группах и парах переменного состава

Прмение на уроках химии работы в группах и парах переменного состава...

Обучение рисованию с натуры в разновозрастных группах 5-6 классов.

Программа по изобразительному искусству предполагает, что  в результате обучения  ученик 5-6 класса должен уметь (в числе прочего) видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться пр...