Пропедевтический курс по химии 7 класс. Открытый урок
рабочая программа по химии (7 класс) по теме

Тема.  Обобщающий    урок по теме «Первоначальные химические понятия»   

Цель урока:

  • повторить и обобщить знания  о первоначальных химических понятиях;
  • совершенствовать коммуникативные способности и навыки, создавая ситуацию успеха;

Задачи:

  1. Воспитательная:
  • воспитание самостоятельности, ответственности, сотрудничества;
  • формирование логического и абстрактного мышления;
  • формирование нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке.

       2.  Образовательная:

  • обобщить знания учащихся;
  • выделить наиболее общие и существенные первоначальные химические представления – вещества, явления, валентность
  • научить первоначальным мировоззренческим понятиям.

       3.  Развивающая:

  • развитие умений учебно – познавательной деятельности;
  • развитие интеллекта, культуры устной и письменной речи;
  • развитие мотивационной сфер личности, способности к анализу;
  • развитие мышления через обучение анализировать и строить аналогии;
  • развитие внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_himiya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс Пропедевтический курс по химии

Тема.  Обобщающий    урок по теме «Первоначальные химические понятия»    

Цель урока:

  1. повторить и обобщить знания  о первоначальных химических понятиях;
  2. совершенствовать коммуникативные способности и навыки, создавая ситуацию успеха;

Задачи:

  1. Воспитательная:
  1. воспитание самостоятельности, ответственности, сотрудничества;
  2. формирование логического и абстрактного мышления;
  3. формирование нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке.
  1. Образовательная:
  1. обобщить знания учащихся;
  2. выделить наиболее общие и существенные первоначальные химические представления – вещества, явления, валентность
  3. научить первоначальным мировоззренческим понятиям.
  1. Развивающая:
  1. развитие умений учебно – познавательной деятельности;
  2. развитие интеллекта, культуры устной и письменной речи;
  3. развитие мотивационной сфер личности, способности к анализу;
  4. развитие мышления через обучение анализировать и строить аналогии;
  5. развитие внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

   Оборудование:

  1. карточки с символами элементов и веществ
  2. задания на столах обучающихся
  3. маршрутные листы
  4. запись на доске химических формул веществ станция 5
  5. химические реактивы Cu (OH)2,   Na Cl , S , H 2 O,
  6. Свеча, спички, пробирки – 2, воронка, фильтр, свечка, спиртовка, магниты
  7. Записать станции на доске
  8. Ответы на вопросы ст.6.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Этап обобщения и систематизации знаний.
  4. Рефлексия.
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Ребята,  за 30 минут мы совершим  виртуальное  путешествие   по одной из областей великой страны ХИМИИ - Первоначальные химические понятия.    

Занятие мы проведём в виде путешествия по маршруту: станция Химические знаки – станция Узнай вещество – станция Вещества – полустанок Угадай вещество - станция Явления – станция Валентность- станция Вычислительная. Учащиеся пассажиры этого поезда, а учитель проводник. На столах даны карточки с заданиями и маршрутные листы, в которых учащиеся ставят себе баллы (оценки).

Отправляясь в любое путешествие необходимо взять с собой багаж, а ваш багаж – это ваши знания, проверим взяли ли вы их с собой.

Интеллектуальная разминка

Разминку проводим в виде теста дополнения. Её цель – проверка теоретических знаний и кругозора учащихся  (за правильный ответ ставим себе в маршрутные листы  1 балл).

  1. Определённый вид атомов - … (химический элемент).
  2. Химически неделимая частица - … (атом).
  3. Вещества, образованные одним видом атомов, называются … (простыми).
  4. Свойство атомов удерживать определённое число  других атомов в соединении - …(валентность).
  5. Вещества, состоящие из нескольких видов атомов - … (сложными)
  6. Условная запись вещества, отражающая его количественный и качественный состав, называется… (химической формулой).
  7. «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ» - это формулировка … (закона сохранения массы веществ при химических реакциях).
  8. Самое распространённое вещество на Земле – это … (вода).
  9. Явления, при которых происходит превращение  одних веществ  в  другие, называются … (химическими).
  10. Образование осадка, выделение газа, изменение окраски, выделение теплоты, появление запаха -  всё это … (признаки химических реакций).
  1. Этап обобщения и систематизации знаний.

         1.Станция  Химические знаки (за правильный ответ ставим себе 1 балл

Цель:  проверить знание символов химических элементов. Кто быстрее назовёт количество следующих элементов:

1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

N

B

Br

Na

K

P

Mg

Hg

C

Au

2

Zn

Na

O

H

O

Hg

C

Ag

Na

Fe

3

F

Cl

S

C

Au

P

Hg

Ba

H

P

4

Al

B

P

Br

Hg

I

C

K

Na

Ca

5

O

S i

C

Mg

Mn

Na

Cu

Hg

P

Pb

6

S

Na

F

Zn

Hg

Fe

Al

C

P

Ba

Сколько раз  повторно записаны знаки элементов

Na______ C_________ P_______ Hg________

2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Zn

Fe

Cl

F

S

Fe

Na

Mn

S i

Cu

2

S

H

Ba

Fe

Ca

N

Cl

B

Au

K

3

Ca

S

S i

Mg

Cu

Na

Hg

Fe

Pb

O

4

Ag

Fe

Cu

P

S

F

Fe

Zn

Al

Cl

5

Br

I

Fe

S i

Cl

Mn

Cu

Na

S

Fe

6

Pb

Cu

Zn

Hg

Fe

Na

Cl

H

Cl

S

Сколько раз  повторно записаны знаки элементов

Cu _______ Fe_______S_________Cl________

Ответы:

 1 карточка: (Натрий- 6; Углерод- 6; Фосфор- 6; Ртуть- 6)

2 карточка: (Медь- 5; Железо – 9; Сера- 6; Хлор -6)

    2станция  «Узнай вещество». Игровая цель: как можно быстрее узнать вещество по формуле, подписать его название, указав, сложное оно или простое (работа по карточкам с изображением формул на доске) ответы с мест и выставляем себе по 1 баллу за правильный ответ                                 (Приложение 1)

  1. Станция  «Вещества» (за правильный ответ 1 балл)

 В карточке вы вычёркиваете ненужные ячейки. Соедините их в виде фигуры. Здесь мы применим знания математики. Какая фигура образовалась?                                                                                                      

Карточка №1  Из перечня веществ вычеркните простые вещества.

Mg O

Au

Zn O

Ca

HCl

Ba

H 2 S

S

CO 2

       

                                                                                                                                                                                       Карточка № 2. Из перечня веществ вычеркните сложные вещества

Au

H 2 S

S

                   Mg O

Ba

Zn O

N2

HCl

Ca

                                                                                                                                                                                         Карточка № 3 Из перечня веществ вычеркните тела.

                     Кислород

Стакан

Железо

Ключ

Ртуть

Капля

Азот

Гвоздь

Фосфор

(Правильный ответ- ромб во всех карточках)

                Полустанок « Угадай вещество по описанию» (фронтальная работа)      1 балл

Зачитывается учителем описание вещества: «Это вещество сложное. В старину его называли властителем жизни и смерти. Римляне приносили его в жертву богам. Оно считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает  способностью  помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей» (поваренная соль)

  1. станция « Явления» Игровая  цель: определить по рисунку – схеме, к какой группе явлений (химических или физических) относят схематически изображённое явление, определить данное явление опытным путём, выбрав необходимые реактивы, указать признаки, по которым определяли группу явлений.

                                        работа по рисункам, проведение опыта у доски (Приложение 2,3,4,5)

    5станция «Валентность» (работа у доски)

 Её цель -  закрепить умение определять валентность по формулам.

  1. Обозначьте римскими цифрами валентность химических элементов (работа на доске)

                   Fe 2 O3  ,  CO ,   Ag 2 O ,  Mn 2 O 7,   S O 2 ,  H 2 S ,  Cu O (запись на доске)

        6 станция (Вычислительная) Тестовые задания (работа на местах)

Вариант 1.

1. Простые вещества.

2. Вещество, состав которого соответствует общей формуле АВ2

3.Вещество, для которого М = 34.

4. Вещество, для которого сумма индексов равна 5.

5. Вещество, молекула которого состоит из двух атомов водорода и одного атома серы.

6. Вещество, содержание которого в воздухе составляет 78 %.

7. Вещества, которые проявляют свойства металлов

а)  N 2    б) CO2      в) H2 S     г) Cu   д) O3  е) Cl 2    ж) Mn Cl 4   з) Ag   и) Fe 2 O3

(на доске правильные ответы для осуществления самооценки).                                               Учащиеся сверяют свои ответы с ответами на доске, подсчитывают рейтинговый балл и выставляют себе оценку, исходя из соотношения:                                                                                                  12 совпавших ответов – 5 баллов; 9-11 – 4 балла; 7-8 – 3 балла

Ответ: 1-а, г,д, е, з;  2- б;  3- в;  4- и; 5 – в; 6 – а; 7- г, з.

Вариант 2

1. Сложное вещество.

2. Вещество, состав которого соответствует формуле А2 В

3. Вещество, для которого М = 48.

4. Вещества, в формулах которых сумма индексов равна 3.

5. Вещество, молекула которого состоит из одного атома углерода и одного атома кислорода.

6. Вещества, которые проявляют свойства неметаллов.

7.Вещество, имеющее серебристый цвет и проводящее электрический ток.

а)  N 2 ,   б) CO ,      в) H2 S ,    г) Cu ,  д) O3 , е) Cl 2 ,   ж) Mn Cl 4 ,  з) Ag   и) Fe 2 O3

Ответ:1- б, в, ж, и; 2- в; 3- д; 4- в, д; 5-б; 6-а,д,е,

4. Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, давайте ответим сами себе на вопросы:

  1. С каким настроением  вы пришли на урок и с каким закончили урок?
  2. Какие затруднения возникли в ходе урока?
  3. Как я оцениваю свою работу на уроке?
  4. Что необходимо повторить, чтобы ликвидировать свои пробелы?

5.Итоги урока.

Вы хорошо справились с заданиями, поэтому можно считать, что мы побывали в стране «Первоначальные Химические понятия»

Мы систематизировали и обобщили первоначальные химические понятия. Этот этап очень важен для последующего изучения химии, даёт возможность применять полученные знания в понимании других тем, которые вам предстоит изучать.

Оценивание работы учащихся на урок, сдача маршрутных листов и таблиц

                                       Фамилия, имя

Маршрутный лист              Станции

1.             Хими- ческие знаки

2.         Узнай вещест-во

3.             Веще - ства

4. Явле- ния

5. Валент- ность

6           Вычисли- тельная


Дополнительные задания

             1Станция «Формульная»

            Записать формулы веществ: АШ -2 –ЭС- О -4; Калий –ЭН-О -3; Алюминий – 2- О-3

  1. Станция «Вычислительная» Формула – визитная карточка вещества. О чём может рассказать формула? Какие вычисления можно провести по формулам веществ?

 У доски ученик вычисляет по формуле оксида углерода(4) относительную молекулярную и массовую долю кислорода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическоее планирование пропедевтического курса по химии 7 класс

данное календарно-тематическое планирование составлено к программе "Пропедевтическое  преподавание химии. 7 класс".  в планировании указываются  названия тем, урокав, входящих в тему, н...

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич

Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....

Рабочая программа пропедевтического курса по химии в 7 классе.

Данная рабочая программа направлена на изучение химии в качестве пропедевтического курса в 7 классе. Рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часов за год обучения....

Пропедевтический курс по химии 6 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)

Пропедевтический курс по химии рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю) и ведется по учебнику О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс- М.: Дрофа, 2006....

Пропедевтический курс по химии 7 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)

Данный пропедевтический курс продолжает вводить учеников в круг простейших химических знаний и умений, которые рассматривались в 6 классе. Изучение первоначальных химических понятий в 7 классе  д...

программа пропедевтического курса по химии в 7 классе

программа пропедевтического курса по химии в 7 классе...