Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Нитраты"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Методическая разработка урока содержит подробный конспект, занимательный материал, ролевую игру. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nitraty.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Дубовое

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области

Урок химии

с мультимедийным сопровождением

                                                                              Учитель Блохина В.Н.

Цель: - повторить номенклатуру солей, ввести понятие «селитры», выяснить зависимость строения нитратов и их физических свойств, исследовать химические свойства нитратов, выяснив свойства общие с другими солями и особые, обсудить применение и значение  нитратов;

- продолжить формирование умений записывать формулы веществ, уравнения ионных и окислительно-восстановительных реакций;

- показать практическую значимость изучаемой темы.

Оборудование: штативы для пробирок, Виртуальная лаборатория, таблица растворимости; карточки с формулами нитратов для крепления на доске, магниты;  презентация «Соли азотной кислоты»

 Реактивы: образцы твердых нитратов: Ba(NO₃)₂ , Fe(NO₃)₃ , AgNO₃ , Cu(NO₃)₂; растворы: H2SO4, NaOH, BaCl2; Fe (скрепка); вода.

Ход урока.

«Ни один сосуд не вмещает больше своего объема , кроме сосуда знаний ; он постоянно расширяется»,- гласит арабская пословица . (Слайд 1)

Сегодня мы повторим , расширим и углубим наши знания .

Чтобы перейти к теме нашего урока предлагаю решить задачу :  Это вещество в Европе называют «китайским снегом» ; в 808 году китайский алхимик Цинь на его основе изобрел дымный порох . Определите молекулярную формулу вещества , если в его состав входит 38,61% калия , 13,86% азота и кислород . (Слайд 2) ( 1 ученик на доске )

Дайте название вещества . Солью какой кислоты оно является ?

Итак , тема урока «Соли азотной кислоты» (Слайд 3)

1 этап. Номенклатура

Приведите примеры солей азотной кислоты . (учащиеся называют , а я магнитами прикрепляю соответствующие карточки с формулами на доску , располагая их в две колонки)

Например                Fe(NO₃)₃                           NaNO₃

                                   LiNO₃                                KNO₃

                                   Cu(NO₃)₂                          Ca(NO₃)₂

                                   Al(NO₃)₃                           NH₄NO₃

                                   AgNO₃

Нитраты натрия , калия , кальция , аммония называют селитрами (прикрепляю над второй колонкой карточку «селитра»).

Используя термин «селитра» назовите соответствующие нитраты (Слайд 4)

2 этап.   Физические свойства

Рассмотрите выданные вам образцы нитратов ( в пробирках с надписями Ba(NO₃)₂ , Fe(NO₃)₃ , AgNO₃ , Cu(NO₃)₂ )

Заполните таблицу (Слайд 5)

Строение

Физические свойства

- тип химической связи …

- тип кристаллической решетки …

- агрегатное состояние …

- растворимость в воде …

 Сделайте вывод о взаимосвязи состава, строения и свойств.

3 этап.      Химические свойства

Сходство в строении предполагает не только общие физические, но и химические свойства.

Общие с другими солями (Слайд 6)

                                 Лабораторная работа (в группах)

1.Приготовьте растворы выданных вам нитратов.

                   Запишите уравнения их диссоциации.

2.Экспериментально осуществите реакции ионного обмена между следующими парами веществ:

1-я группа) нитрата бария с серной кислотой

2-я группа) нитрата железа (II) с гидроксидом натрия

3-я группа) нитрата серебра с хлоридом бария

4-я группа) нитрата меди (II) с железом

Запишите уравнения реакций в молекулярном , полном и сокращенном ионном виде (1-3-я группы), уравнение ОВР (4-я группа).

Какие химические свойства характерны для нитратов? (общие с другими солями: реагируют с кислотами, щелочами, другими солями, металлами)

Но всегда в общем есть что-то свое.

Особые свойства нитратов  (Слайд 7)

Прочитайте внимательно стихотворение и назовите особое свойство нитратов, упомянутое в нем.

           Даром времени не тратя,

           Разберемся, как нитраты

          В «печке» разлагаются.

          Что же получается?

               Щелочной металл такой активный,

               Он командным тоном говорит:

               «Быть нитратом – это так противно,

              Лучше превращусь-ка я в нитрит».

  А металлы из компании от магния до меди,

Цинк, железо и другие их соседи

Осторожно и спокойно, без обид,

Из нитрата извлекают свой оксид.

Ну а что же серебро и ртуть?

Металлы, что считают себя благородными,

Желают стать совсем-совсем свободными.

Начнем заполнять схему (далее по мере выполнения эксперимента) (Слайд 8)

Беседа:

- Итак, какое же особое свойство характерно при нагревании? (разлагаются по-разному в зависимости от активности металла)

- Во что превращаются нитраты металлов, расположенных в электрохимическом ряду до Mg? от Mg до Cu? после Cu? (ответы учащихся)

А чтобы выяснить другие продукты, образующиеся при разложении, поработаем в Виртуальной лаборатории. (Приглашаю по очереди по одному ученику от каждой группы (1-я группа «Разложение нитрата натрия», 2-я группа «Разложение нитрата свинца», 3-я группа «Разложение нитрата серебра»), они осуществляют опыт в Виртуальной лаборатории – CD-ROM опыт №4)

- Обратите внимание на окраску безводного сульфата меди (II) . Почему его окраска осталась неизменной? (т.к. не образуется вода)

- Как изменилась окраска раствора лакмуса? Почему? (образовалась кислота, значит, выделился кислотный оксид азота (IV)) Подтвердите химическим уравнением. Как еще вы обнаружили , что выделился оксид азота (IV) ?

- Изменился ли раствор известковой воды? Почему? (углекислый газ не образуется в данных реакциях)

- Образование какого газа было доказано с помощью тлеющей лучинки?

Запишите уравнения реакций термического разложения NaNO₃, Pb(NO₃)₂, AgNO₃. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.(Каждая группа для своего вещества, у доски работают представители от групп).

    Исключение составляет нитрат аммония: NH₄NO₃ = N₂O↑+ 2 H₂O

То , что во всех реакциях разложения нитратов образуется кислород , имеет важное практическое значение (о нем далее в сообщениях учащихся).

- Подумайте, какое еще свойство отличает нитраты от других солей? Почему?

Да, действительно, еще одним особым свойством нитратов является качественная реакция на  NO₃⁻ , которая проводится с медными стружками при добавлении концентрированной серной кислоты . Также необходимо нагревание (Слайд 9).

Проведем эксперимент в Виртуальной лаборатории, отметим признак химической реакции и запишем ее уравнение (с NaNO₃) (работает ученик от 4-й группы).

4 этап.      Нитраты: «за» и «против» (Слайд 10)

А теперь я приглашаю вас на телепередачу «К барьеру».

Тема нашей дискуссии: «Нитраты: «за» и «против».

К барьеру приглашаются специалисты: агроном, эколог, биохимик, врач-диетолог, химик.

Ведущий: Обостренный интерес к нитратам возник во второй половине 20 века, когда развитые страны стали переносить принципы промышленных технологий на сельское производство, не учитывая его экологических особенностей. Внесение неумеренных доз азотных удобрений на поля с целью резкого увеличения их продуктивности приводило к различным отрицательным последствиям, и прежде всего, к накоплению излишнего количества этих солей в сельскохозяйственной продукции. Это вызывало отравление людей, ухудшало их здоровье, что повлекло стойкую неприязнь к ним.

Агроном: (Слайд 11) В естественных условиях содержание связанного азота в почве не уменьшается, т.к. происходит его непрерывный круговорот. (Слайд 9) Однако, при уборке урожая с полей выносится значительная часть азота. А при недостатке азота в почве у растений наступает азотное голодание. Оно характеризуется изменением зеленой окраски листьев, т.к. задерживается образование хлорофилла. Листья приобретают бледно-зеленую окраску. Другой признак азотного голодания растений – это сильная задержка роста из-за ограниченного образования белков, необходимых для формирования молодых клеток.

Нитраты - прекрасные удобрения. Они необходимы для нормального питания растений. Долгое время на Земле было известно только одно азотное удобрения – натриевая, или чилийская, селитра, природные залежи которой находятся на побережье Чили.

Эколог: Да, удобрения использовать необходимо. Однако из всех минеральных удобрений нитраты особенно сильно загрязняют окружающую среду, т.к. отличаются более высокой подвижностью в почве, чем калийные и фосфорные, и лучшей растворимостью. Загрязнения почв и поверхностных вод в значительной мере связано с бесконтрольным и непродуманным использованием азотных удобрений (в основном нитратов).

Агроном: Согласен. Для предотвращения загрязнения окружающей среды удобрениями необходимо соблюдать основные правила их использования, хранения и транспортировки. Сроки внесения азотных удобрений должны быть приближены к периоду их максимального использования растениями.

Биохимик: При избытке нитратов в почве они полностью не перерабатываются, накапливаются в растительной продукции и попадают в организм животных и человека. В желудочно-кишечном тракте нитраты превращаются в соли азотистой кислоты – нитриты, которые отравляют организм. Признаки отравления организма – слабость, головокружение, тошнота, расстройство желудка и т.д. Снижается работоспособность человека, возможна потеря сознания. Многие растения способны накапливать большое количество нитратов, например, капуста, кабачки, петрушка, укроп, свекла столовая, тыква и другие.

Врач-диетолог: (Слайд 12) Использование растительной пищи полезно для организма. Чтобы избежать возможного отравления нитратами необходимо выполнять следующие правила:

- петрушку, укроп, салат необходимо поставить, как букет, в воду на прямой солнечный свет на 2-3 часа;

- свеклу, кабачки, капусту, тыкву и другие овощи пред приготовлением необходимо нарезать мелкими кубиками и 2-3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5-10 минут, т.к. нитраты хорошо растворимы в воде и вымываются из овощей;

- варка овощей снижает содержание нитратов на 50 и даже 80%;

- квашение, соление, маринование также уменьшают содержание нитратов в овощах;

- любителям свежей продукции советую очищать овощи от кожицы, удалять верхние листья, у корнеплодов срезать верхнюю и нижнюю части.

Химик : (Слайд 13) Калийная и натриевая селитра – самые древние окислители в пиротехнике. На их основе много веков получали, а на основе калийной селитры и сейчас изготавливают черный порох – первый пиротехнический состав. Московская Русь познакомилась с порохом еще в 14 веке. Из летописей известно, что в 1382 году москвичи уже обороняли свой город от войск татарского хана Тохтамыша с помощью огнестрельного оружия. Но первые упоминания о методе производства пороха в России относятся к 1607 году.

Большое значение имели нитраты в годы Великой Отечественной войны. Так профессор Горного института в Ленинграде Кузнецов предложил делать взрывчатку из аммиачной селитры и глины. Зажигательные бомбы были начинены специальным составом, включающим нитрат бария.

В настоящее время пиротехнические составы на основе нитратов используются в большом количестве для производства фейерверков и салюта.

Ведущий: Таким образом, мы убедились, что нитраты – нужные человеку  вещества. Только использовать их необходимо рационально.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: §20, упражнения:

  1. В трех пронумерованных пробирках находятся кристаллические вещества: нитрат натрия, сульфат натрия, нитрат аммония. Как опытным путем их распознать? Напишите соответствующие химические реакции.
  2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: KNO₃ → HNO₃ → Cu(NO₃)₂ → NO₂.
  3. Какой объем оксида азота (I) можно получить при разложении 40 г нитрата аммония, если объемная доля его выхода составляет 96%?

ПРИМЕЧАНИЕ: Курсивом выделены вопросы и задания для учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...