Технология игрового обучения на уроках химии
методическая разработка по химии по теме

Орловская Ольга Эдуардовна

Представлен опыт по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_igrovogo_obucheniya.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Посёлка Ерофей Павлович

Сковородинского района Амурской области.

Тема по самообразованию:

«Инновационные технологии обучения, технология игрового  обучения»

(Тема взята в 2010-1011 учебном году)

Учитель химии

Орловская Ольга Эдуардовна

2012-2013 учебный год

Обоснование темы

Данная технология способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Игры рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы учащихся и метод обучения. «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, специально тренирующий творчество не как отдельную способность к чему – либо, а как качество личности. Игра на уроке активизирует мысль и разряжает обстановку». Учителя химии и биологии используют в своей работе данную технологию. Чаще всего проводят деловые игры, где учащиеся выступают в роли лаборантов, технологов предприятий, руководителей, экологов. Такие игры проводятся по тем темам, где рассматриваются экологические проблемы. Кроме того, обобщающие уроки проводим в форме игр – путешествий. Например: «Королевства химических формул» в «Царство химических реакций», затем в «Империю Периодической системы» и т.д.

По теме «Важнейшие классы неорганических соединений» проводим игру – расследование. Сюжет её заключается в следующем: Частные расследовательские бюро получают заказ: расшифровать схему, представленную цифрами и буквами: А1ВСД. Для расследования они должны покупать подсказки у информатора за деньги, заработанные решением заданий.  Обобщение знаний по курсу органической химии проводим в виде командной игры «Крестики-нолики». Некоторые зачётные уроки проводим в форме: КВН, общественный смотр знаний. Например, по разделам «Неметаллы» и «Металлы» проводим трехуровневый зачёт – вертушку. В игровой форме проводим чаще уроки в 8 – 9 классах. Это уроки – сказки, общественные смотры знаний, уроки соревнования, брейн – ринги и т.д. Игровая технология обучения помогает достичь прочного освоения учащимся знаний по предмету.

Значение химического образования

   Химия является одной из областей естествознания. Она изучает процессы превращения, состав, строения и свойства, а к также практическое использование веществ.      

   Без химических знаний сегодня невозможно представить научную картину мира, так как окружающий мир-это мир веществ, превращения которых составляют основу многих природных явлений.

    Разнообразные химические процессы лежат в основе многочисленных производств: химической и нефтехимической отраслей промышленности, чёрной и цветной металлургии, переработки горючих ископаемых, производство строительных материалов, пищевой, фармацевтической отраслей промышленности и т.д. Продукты химии используются во всех отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, техники, находят широкое применение в быту. Это значит, что химия, как и другие естественные науки , не только изучают природу, но и вооружают человека знаниями для практической деятельности. Различные вещества всё больше проникают практически во все области человеческой деятельности, роль химических знаний становится очевидной, и ценность их постоянно растёт.

   Усвоение химических знаний, формирование в сознании научной картины мира - одна из необходимых условий выработки реалистического взгляда на природу и место человека в ней, определенной культуры мышления и поведения, разумного и ответственного отношения к себе, людям и среде обитания, а в целом - одно из условий гармоничного развития личности.  Это значит, что изучение химии во многом ориентировано на перспективу развития общества.

 

Концепция сотрудничества

   В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающейся деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

   Как система отношений сотрудничество многоаспективно, но важнейшее место занимают в нем отношения «учитель-ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, у ученика-объекта  педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением  об ученике, как субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами.

   Сотрудничество в отношении «ученик-ученик» реализуется в общей жизнедеятельности коллектива.

   Поэтому основное направление в своей педагогической деятельности выбрала игровые технологии с проблемным обучением, т.к на  мой взгляд  они наиболее реалистически соответствуют концепции сотрудничества, что ведёт к повышению уровня знаний и к химии, как предмету. Рассматривая классификационные характеристики технологии «педагогики сотрудничества» я выбрала

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая игровая.

По категории обучаемых: массовая (т.е. все категории).


Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

  1. Игровые технологии
  2. Проблемное обучение
  3. Технология коммуникативного обучения

Классификационные параметры игровых технологий

По уровню применения:  все уровни

По философской основе:   приспосабливающаяся 

По основному фактору развития: психогенные

По подходу к ребёнку: свободное воспитание 

По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие

По направлению модернизации: активизация

По категории обучаемых: массовые (все категории)

Классификация педагогических игр

  1. По области применения:

физические

интеллектуальные

трудовые

социальные

психологические

  1. По (характеристике) характеру педагогического процесса:

обучающие

тренинговые

контролирующие

обобщающие

познавательные

творческие

развивающие

  1. По игровой технологии:

предметные

сюжетные

ролевые

деловые

имитационные

драматизация

  1. По предметной области:

математические, химические, биологические, физические, экологические

музыкальные

трудовые

спортивные

экономически

  1. По игровой среде:

без предметов

с предметами

настольные

комнатные

уличные

компьютерные

телевизионные

циклические , со средствами передвижения


Дидактические игры

позволяет эффективно реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества.

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение – игры позволяет научить:

распознавать

сравнивать

характеризовать

раскрывать понятия

обосновывать

применять

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

стимулируется познавательная деятельность

активизируется мыслительная деятельность

самопроизвольно запоминаются сведения

формируется ассоциативное запоминание

решаются проблемные вопросы

выявляются личностные черты характера

усиливается мотивация к изучению предмета

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

Некоторые модели, способствующие активизации внимания, мышления и быстроте реакции в решении поставленных задач

  1. Игра «Химическое казино»

  Опробовано 2 типа этой игры:  командный и индивидуальный

  Цель игры: Обобщение изученного материала по соответствующей теме и активизации учебной деятельности.

  Оснащение игры: «Волчок» со стрелкой песочные часы или секундомер.

Дети садятся за стол во главе с учителем.  Учитель  заранее готовит вопросы и оцениваются баллами                            

Фишки для оценки  знаний


           3                             4                            5                            6

Для  оживления можно смешно назвать команду  «Башмаки»; «Копченые утки» и тд.

  Условия игры:

Каждая команда поочерёдно крутит рулетку и отвечает на вопрос.

На обдумывание 1 мин., затем переход к соперникам.

Если обе не могут ответить взимается штраф в размере «стоимости этого вопроса».

Выигравшая команда может быть освобождена от зачёта или контрольной работы.

При выставлении оценок учитывают КПД.

  1. «Терминологические игры» 

    Для заполнения и правильного употребления химических терминов

Составление кроссвордов и их решение.

Химические диктаты.

Игры в слова.

Распознавание синонимов.

   Это важно т.к термины способствуют выработки логических умений т.е анализировать ,различать и обобщать.

  1. Игра «Термины – синонимы»

   Многие вещества имеют номенклатурные названия т.е общепринятые и тривиальные «из жизни» . Это вырабатывает быстрое запоминание.

   Например:

Карточка № 2

1.нашат.спирт               а)оксид Са

2.гаш.известь                б)гидроксид аммония                  

3.поташ                           в)гидроксид кальция

4.негаш.известь             г)карбонат Na

5.кальц.сода                   д)карбонат Са

Карточка № 1

1.гидрокарбонат натрия            1) угарный газ

2.оксид углерода IV                    2) повар.соль

3.хлорид Na                                   3)мел;изв-к

4.оксид углерода II                      4)углекислый газ

5.карбонат Са                                5)пищевая сода

Задача  учащихся – правильно составить пары                 

1-5;  2-4;  3-2;  4-1;  5-3.                                                              1-б) ; 2-в) ; 3-д) ; 5-г).

Примечание: это карточки быстрого ответа.

  1. Игра  «Найдите соответствие»

  Цель игры: обработка навыков быстрого запоминания символов и их «произношения».

Технология игры:

  I вариант – учитель просит показать эл-т «медь», дети показывают «Сu» и т.д.

  II вариант – дают название элемента –учитель пишет ответ знаками.

  III вариант – карточка быстрого ответа.

Соляная                                     H2SO4                                 сульфаты

Серная                                       H2CO3                                 карбонаты

Угольная                                    HCI                           хлориды

Азотная                                      H2S                           нитраты

Сероводородная                     HNO3                                 сульфаты

        

Тренинговые игры

  1. Игра  «Соответствие движению»

   Цель игры:  внести в обучение оживление, которое способствует непринуждённому запоминанию.

  Технология игры: Учитель договаривается с уч-ся ,что если он (поднимает)называет:

   -кислоту- поднимают правую руку

  -оксид- левую руку

  -основание-трогают нос

  -соль- берут за ухо

  Результат: выучивание

  1. Игра «Кто больше вспомнит слов»

   Цель игры: активизировать повторение.

   Технология игры:

быстро(5-7мин)

короткое слово

на каждую букву слово

выигрывает тот, кто больше написал

δ

р

о

ϻ

Бензин

Бензол

Бутан

Бор

Бериллий

Реактив

Резина

Реакция

Радон

Радий

Орбиталь

Олово

Оксида

Озон

Основание

Молекула

Мышьяк

Металлы

Метан

Магний

  1. Игра «Найдите лишнее»

Цель игры: научить распознавать по формулам различные классы орган. и неорган. классы.

Технология игры: вычеркнуть лишнее, делает одни или эстафета

  1. HCI    ; Na2SO4     ;H2SO4     ;HNO3   :
  2. KCI     ;BaSO4        ;H2SO3     ;CaCO3   :
  3. SO3    ; Mn2O7     ;KCIO3      ;N2O5   :
  4. NaOH     ;Mg(OH)CI    ;AI(OH)3    ; Cr(OH)2   :
  5. H3BO3     ;NaHCO3    ;Ca(HS)2            ;MgCI   :

  1. Игра «Химическая разминка»

 Цель игры: активизировать процесс заучивания.

Технология игры: 2 команды задают друг другу ответ с  вопросом.

  1. Игра «Блиц-турнир»

  Цель игры: активизировать процесс распознования.

 Технология игры: по 1 игроку из команды, который показывает карточку. Например: Н3РО4, другой называет, а третий который не видел пишет вновь на доске.

    10)  Игра «Верю-не верю»

  Цель игры: повторение и закрепление

  Технология игры: учитель говорит, что загадал вещество и называет его, а затем задаёт верные и нет вопросы о его составе, свойствах, применениях, на которые отвечают «ДА»; «НЕТ»

   Учитель:  «Я загадала вещество кислород»

верен ли химический  символ О  

молекулярный состав О2    

входит в состав воздуха  

газ  

состав воды  

быть жидким  

дышим только О2    

   11) Игра «Парадокс»

Цель игры: на слух запоминать названия.

Технология игры: задать друг другу вопросы по определённой теме (каверзные, шуточные и тд.)

   Примерный перечень вопросов:

1.  Что произойдёт, если смешать гидроксид кальция с гашеной известью

 ( ничего это одно и тоже вещество);

2. Что произойдёт, если опустить соль в воду

(солёная вода);

3. Что произойдёт, если опустить палец в раствор серной кислоты

(ожог)

   12) Игра «Снайперы»

Цель игры: укрепить знания   растворимости.

Технология игры: конкурс на лучшего стрелка.

    Что необходимо выяснить:

  Растворимые ли NaCI ; FeSO4 ; AI(OH)2

         ˝        карбонат магния, сульфат аммония, гидроксид железа

 Составьте три нерастворимых основания

 Назовите три нерастворимые соли кремневой кислоты

13)  Игра «Химический аукцион»

   Цель игры: с помощью сорев-я вызвать желания выучить.

  Технология игры:

гонг и молоток.

Учитель - называть амфотерные оксиды и гидроксиды. Если наступает пауза, то последнии слова  три раза повтор и гонг «Продано» и т.д.

Литература:

Иргы - обучения, тренинг, досуг.

Петрусинский В.В

Новая школа 1994г

Настольная книга учителя химии.

 Цирлина Т.В «На пути к совершенству»

м.1993г

Гульчевская Т.Г «Сов.пед. технологии»


 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии интерактивного обучения на уроках химии

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс п...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Реализация технологии проблемного обучения на уроках химии (на примере 9 классов)

В работе описывается актуальность проблемного обучения в современной школе, мотивация выбора, соотношение личного опыта с достижениями педагогической науки и практики, противоречия, возникающие на сов...

Применение технологии проблемного обучения на уроках химии

Проблемные вопросы при постановке химического эксперимента заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ. Ясность и ч...

Статья по теме: " Технология игрового обучения на уроках английского языка. Ролевые игры"

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – эт...