«Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства»
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Сиротина Елена Николаевна

ЦЕЛЬ: создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации, изучение учащимися кислот как электролитов

1.Образовательные

  • Сформировать понятие о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот в свете ионных представлений.

2.Развивающие

  • Учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание),  умение добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
  • Коммуникативные: навыки работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умение ответить на поставленный вопрос;
  • Информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

    3. Воспитательные

Воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к познаниям, соблюдения правил безопасного обращения с веществами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8kl_konspekt_uroka_kisloty_v_svete_ted.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в  8 классе

ТЕМА УРОКА «Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства»                                                      

                                                                                 

Подготовила: Сиротина Е.Н., учитель химии

                                                                                                           

ЦЕЛЬ: создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации, изучение учащимися кислот как электролитов

1.Образовательные 

  1. Сформировать понятие о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот в свете ионных представлений.

2.Развивающие

  1. Учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание),  умение добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
  2. Коммуникативные: навыки работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умение ответить на поставленный вопрос;
  3. Информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

    3. Воспитательные

Воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к познаниям, соблюдения правил безопасного обращения с веществами.

ТИП УРОКА:  урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: урок - практикум (исследование)

Планируемые результаты обучения

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать:

Определение понятий – кислоты как электролита

Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;

Уравнения реакций ионного обмена;

Проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;

Пользоваться таблицей растворимости, рядом напряжения металлов.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ:

1.По источнику знаний:

Словесные (беседа, объяснение, чтение);

Наглядные (компьютерная презентация);

Практические (работа с заданием по тексту учебника, слайда, инструкции, выполнение устных и письменных, экспериментальных  заданий)

метод активного обучения (игры)

2.По характеру познавательной деятельности учащихся:

Частично-поисковый

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ:

  1. компьютер, колонки, медиапроектор, экран;
  2. презентация к занятию, видеосюжет «Взаимодействие серной кислоты с оксидом мед (II)»;
  3. раздаточный материал для каждого ученика: рефлексивный лист учета знаний, инструкция «Лабораторная работа по теме:  «Химические свойства кислот»;
  4. рабочая тетрадь;
  5. учебник «Химия. 8 класс» О.С. Габриелян

6.Оборудование и реактивы:

 лабораторная работа (штатив с пробирками, растворы: НCl, КOH, AgNO3; Zn,Cu , метилоранж, фенолфталеин);

демонстрация (H2SO4, H3 РO4, НCl)

7.Таблицы: электрохимический ряд напряжений металлов, растворимость кислот, оснований и солей в воде, цвет индикаторов в различных средах

ПРИМЕЧАНИЕ:

Презентация создана в среде приложения Office Ms Power Point, включает 24 слайдa. Демонстрация объектов слайдов происходит с использованием режима анимации, управление выходом объектов на слайд и смена слайдов осуществляется учителем по ходу урока.

СТРУКТУРА УРОКА

1.Мотивация. Актуализация знаний учащихся                 (3мин.)

2.Целеполагание                                                                   (2мин.)

3.Усвоение новых знаний                                                    (15мин.)

4.Формирование умений и навыков. Закрепление            (10мин.)

5.Промежуточный контроль  полученных ЗУН                 (5мин.)

6.Итог. Рефлексия                                                                  (4мин.)

7.Домашнее задание                                                              (1мин.)

Ход урока

1.Мотивация Актуализация знаний учащихся (слайд № 5)

Цели: Организовать начало урока, обеспечить положительную мотивацию учащихся и потребность решать поставленную проблему.

Методы и приемы: Проблемный вопрос, наглядный, беседа 

Форма организации: фронтальная

У. В сказке «Хрустальный лак» П.П. Бажов рассказывает о замечательном лаке, которым нижнетагильские мастера покрывали расписные железные подносы: «А лак такой, что через него всё до капельки видно. И станет та рисовка либо картинка, как влитая в железо. Ни жаром, ни морозом её не берёт. Ну, конечно, ежели «царской водкой» либо купоросным маслом капнуть – дырка будет. Тут не заспорить, потому как против них не то что лак, а чугун и железо выстоять не могут». Как видите, мастеровые Урала ещё в ХIХ в. были с кислотами на «ты».

Объясните, о каких химических соединениях и свойствах ведёт речь рассказчик (учащиеся приходят к выводу, что это кислоты; свойства, о которых идет речь, они не знают и хотели бы узнать)

Тема урока «Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства»

(слайд № 1).

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

  2.Целеполагание  (слайд № 6).

Цели: Определить цель и задачи урока

Методы и приемы: беседа с использованием листа учета знаний

Форма организации: фронтальная

У. Определим цель и задачи урока. Пользуясь листом учета знаний, сформулируйте,  какие задачи для себя вы ставите на уроке, и оцените свои знания по предложенной теме в конце урока.

(Лист учета знаний помогает сделать процесс обучения целенаправленным при изучении темы)

 

Лист учета знаний учащегося по теме:

«Кислоты, их классификация и свойства в свете ТЭД»

№п/п

Знания, умения

Самооценка

Знаю хорошо

Частично

Не знаю

Оценка

I

Я буду знать:

  1. Определение понятий кислоты
  2. Признаки классификации кислот
  3. Химические свойства кислот с точки зрения ТЭД

II

Я буду уметь

1

Давать характеристику кислоте, используя различные признаки классификации

2

Пользоваться таблицей растворимости

3

Составлять уравнения реакций ионного обмена

4

Проводить реакции ионного обмена, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами

Учащиеся формулируют цель и задачи урока, учитель корректирует.

У. Как видите, вам предстоит очень серьезная, но интересная работа,  знания каких тем помогут нам в этом?

Учащиеся (ТЭД )

3.Усвоение новых знаний 

Цели: Научиться распределять кислоты по признакам классификации

Методы и приемы: словесный, наглядный (компьютерная презентация), практический (учебник, рабочая тетрадь)

Форма организации: фронтальная

3.1 Классификация кислот (слайд № 7)   

Цель:   научиться разделять кислоты по признакам  классификации
Методы и приемы: словесный, наглядный (компьютерная презентация), практический (учебник, письменная работа  в рабочей тетради)

Форма организации: фронтальная, индивидуальная (взаимопроверка)

А) Демонстрация коллекции кислот: серной, соляной,  фосфорной
Задание: по каким признакам отличаются кислоты?
У. Одной из задач урока является научиться давать характеристику кислоте, используя различные признаки классификации. Чтобы выполнить задание необходимо изучить материал в учебнике.

Б) Рассмотрите таблицу 10, стр. 157 в §38
Задание: Дайте характеристику кислотам по признакам классификации

 В) Рабочая тетрадь стр.142  №1  ( взаимопроверка )

ключ для проверки (слайд № 8)   

Признак классификации

Название и формула кислоты

серная кислота

соляная кислота

Фосфорная кислота

Наличие кислорода в кислотном остатке

кислородсодержащая

бескислородная

кислородсодержащая

Растворимость в воде

растворимая

растворимая

растворимая

Основность

двухосновная

одноосновная

трехосновная

Летучесть

нелетучая

нелетучая

нелетучая

Степень электролитической диссоциации

сильная

сильная

средней силы

3.2 Состав кислот (слайд № 9)   

Цель:   установить причинно-следственную связь между строением и свойствами кислот в свете ионных представлений

Методы и приемы: словесный, наглядный (компьютерная презентация), практический (учебник)

Форма организации: фронтальная

А) Вставьте пропущенное слово
Кислота, когда здорова,
Угостить друзей готова
Тем, что ей дала природа,

Катионом ……...
Б) Объясните утверждение:
Кислоты имеют ряд общих свойств

3.3 Общие химические свойства кислот (слайд 10)           

Цель:   изучить общие химические свойства растворов кислот по схеме, научиться пользоваться рядом напряжений металлов и таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций кислот

Методы и приемы: словесный, наглядный (компьютерная презентация), практический (учебник)

Форма организации: фронтальная, парная

У. Какими бы разными ни были кислоты, все они образуют при диссоциации катионы водорода, которые и обуславливают ряд общих свойств. Наша задача  выяснить какие это свойства.

А) Работа со слайдом

Задание:

1.Назовите общие химические свойства кислот

2.Назовите условия, при которых возможны реакции представленные в схеме

Б) Источник информации: учебник  § 38 на стр. 211-213  рассмотрите схему, электрохимический ряд напряжения металлов, таблица растворимости кислот, солей, оснований в воде

Условия протекания химических реакций для кислот

  1. М находиться в ряду напряжений металлов до водорода;
  2. В результате реакции должна получиться растворимая соль
  3. В реакцию вступает растворимая кислота
  4. Концентрированный  раствор серной и раствор азотной кислоты любой конценцентрации
  5.  взаимодействует с М иначе.
  1. Взаимодействие кислот с солями

4.Формирование умений и навыков. Закрепление (слайд 11-12)           

4.1 Цель:   умение учитывать условия, при которых возможно протекание  химических реакций кислот

Методы и приемы: словесный, наглядный (компьютерная презентация), практический, игровой

Форма организации: фронтальная, парная

А) Работа со слайдом

Задание:

            1.Помоги Клаве Ошибкиной дать озаглавить группы веществ.

2.Объясните взаимосвязь общих названий с классом кислот.

Учащиеся Кислоты взаимодействуют с веществами: с индикаторами, металлами, оксидами металлов, основаниями, солями.

4.2 Цель:   Экспериментально изучить химические свойства кислот

Методы и приемы: словесный, практический (ученический эксперимент)

Форма организации: парная

У. Сейчас вам предстоит проделать эти реакции и объяснить их с новой точки зрения – с позиции теории электролитической диссоциации.

У. Прочитайте тему лабораторной работы, уясните цель. Соблюдайте правила техники безопасности. Чтобы не повторить ошибок, которые  были допущены учеными - химиками.

« Вот как описывает Карл Фогт – химик, работавший вместе с Либихом один случай. Входит Либих, у него в руках склянка с притертой пробкой. «Ну – ка, обнажи руку», говорит он Фогу и влажной пробкой прикасается к руке. «Не правда, ли жжет? – невозмутимо спрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту».

 Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами? Конечно, неправильно, после пробы у Фога долго болела рука, и оставался белый шрам.

У. Давайте вспомним, как обращаться с кислотами и другими реактивами? (Ученики повторяют правила обращения с реактивами)

Учащиеся  выполняют лабораторную работу, пишут уравнения реакций в тетрадь.

У. После проведения опыта вызывает учащихся к доске для отчета о результатах эксперимента (запись уравнений реакций в молекулярном и ионном видах, формулировка вывода об изученном свойстве кислоты). Оценивает ответы учащихся.

Инструкционная карта (слайд 13)           

Лабораторная работа

По теме: «Химические свойства кислот»

Цель: проделать реакции, характерные для кислот на примере серной кислоты, сделать вывод о химических свойствах кислот, закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Ход работы

Опыт 1.  Качественная реакция на катион водорода в кислоте

1.Раствор соляной кислоты налейте в чистую пробирку.

2.Прилейте  к кислоте  несколько капель индикатора метилоранжа.

Признак реакции…..  

Вывод: Растворимые кислоты действуют на индикатор ( индикатор изменяет окраску).

Опыт 2.  Взаимодействие кислот с металлами

1.В пробирке № 1 находятся гранулы цинка, в пробирке №2 находятся кусочки медной проволоки

2.Налейте в пробирки №1 и №2  два миллилитра раствора соляной кислоты.

Признак реакции…….

Напишите молекулярное уравнение реакции

Zn + НСl =

Вывод: Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до __________ (Реакция замещения)

Опыт 3. Взаимодействие кислоты с оксидом металла (видеосюжет)

Запишите уравнение реакции между веществами  в молекулярном виде

Вывод: Кислоты взаимодействуют с оксидами металлов с образованием  соли и воды. (Реакция обмена)

Опыт 4. Взаимодействие кислот с основаниями

1.В пробирке № 3 находиться гидроксид калия, добавьте к нему несколько капель фенолфталеина, а затем  соляную кислоту.

Признак реакции…….

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах.

Вывод: Кислоты взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды. (Реакция обмена, нейтрализации).

Опыт 5.  Взаимодействие кислот с солями

1.В пустую пробирку налейте 1 мл раствора соляной  кислоты.

2.Добавьте 2-3 капли раствора нитрата серебра

Признак реакции …….

Запишите уравнение реакции в молекулярном виде и ионном видах

Вывод: Кислоты взаимодействуют с солями с образованием новой кислоты и новой соли, при условии, что образуется газ или осадок. (Реакция обмена)

Учащиеся  записывают уравнения и формулируют вывод.

Учащиеся делают общий вывод: Кислоты проявляют общие химические свойства и вступают в реакции с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями

5.1 Промежуточный контроль  полученных ЗУН (слайд 14-18)           

5.1  Цель:   установить уровень усвоения типичных свойств кислот

Методы и приемы: словесный, наглядный (компьютерная презентация), практический

Форма организации: фронтальная  

Задание:

1.Используя слова: Действие или Взаимодействие, озаглавьте процесс, который может протекать между веществами, изображенными на фотографиях

2.Ответьте на вопросы.

5.2  Цель:   умение учитывать необходимые условия при которых реакции кислот возможны (слайд 19-21)           

Методы и приемы: словесный, наглядный (компьютерная презентация), практический, игровой

Форма организации: фронтальная  

У. В нашей лаборатории расцвел химический цветок (на лепестках формулы: Au, Al, СаO, CO2, NaOH, KCl, BaCl2 , H2СO3 , Na2SiO3 и слово лакмус). Погадайте, какие вещества  «не любит» серная кислота. Отрываем ненужные лепестки.

Задание:

Запишите в тетрадь формулы веществ, с которыми взаимодействует серная кислота

Ключ ответа:  Al, CaO, NaOH, BaCl2, лакмус.

Критерии оценки: «5»-5правильных ответа; «4»-4правильных ответа; «3»-3 правильных ответа; «2»-1-2 правильных ответа

Учащиеся отрывают лепестки и дают пояснение

6.Итог. Рефлексия  (слайд 22)           

Цель:   оценить уровень ЗУН по изученной теме определить, что необходимо отработать при выполнении домашнего задания

Методы и приемы: словесный, практический

Форма организации: фронтальная, индивидуальная  

А) заполните лист самооценки учета знаний (+,-)    

Учащиеся оценивают свои знания по изученной теме, заполнив графу «самооценка» в листе учета знаний.

У. Подводит  итог урока.  

Б) Продолжите предложение:

Мне не удалось …

Меня удивило…

Мне понравилось…

Мне надо поработать над…

Я могу похвалить себя за…

Как вы считаете, достигли мы поставленной цели?

Благодарю за работу.

У. Вы выполнили поставленные перед собой задачи. Знания о свойствах кислот вам пригодятся при выполнении упражнений на следующем уроке.

7.Домашнее задание  (слайд 23)                                                                       

Цель:  Ознакомить учащихся с домашним заданием.

Запись в дневнике:

 § 38, рабочая тетрадь стр.142  №1 (закончить заполнение таблицы)

Устный комментарий учителя: напишите уравнения реакций серной кислоты с веществами, которые остались (игра «Гадание на химическом цветке») в молекулярном и ионном виде.

Дополнительно: Используя различные источники информации подготовить сообщение по теме «Применение кислот»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кислоты, их классификация и свойства.

План-конспект урока по кислотам, их классификации и свойствам в виде технологической карты с указанием используемых на уроке ЭОР....

Химия 8 класс "Кислоты, их классификация и свойства"

Урок в 8 классе по теме "Кислоты, их классификаци и свойства" не просто носит обяснительный характер, но и предлагает учащимся быть юными исследователями....

Презентация "Кислоты в свете ТЭД, классификация и свойства"

Презентация "Кислоты в свете ТЭД, классификация и свойства"...

Урок химии в 8 класее по теме "Кислоты, их классификация и свойства"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме "Кислоты, их классификация и свойства"  На изучение данной темы планируется 2 часа. Этот урок - первый час темы. К уроку прилагается пр...

Урок "Кислоты, их классификация и свойства"

Урок изучения  и усвоения новых знаний. На этом уроке у учащихся формируются представления о свойствах кислот с помощью исследовательского эксперимента. ...

Кислоты. Классификация. Химические свойства

УрИок-Игра «Химическое лукошко» по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства»....

Конспект урока химии по теме "Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД"

Создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации, изучение учащимися кислот как электролитов....


 

Комментарии

Галенко Алексей Михайлович

Елена Николаевна! Методическая разработка замечательная, только вот презентации не нашел к ней. Мне понравилась Ваша задумка. Отличительной особенностью Вашей работы является ее структура. Благодарен Вам!