Интегрированный урок химии, географии и биологии "Его величество железо"
презентация к уроку по химии (9 класс) по теме

Анисимовец Ирина Федоровна

Моя тема самообразования «Интегрированный урок как одна из форм обучения», поэтому я стремлюсь как можно чаще проводить интегрированные уроки химии с другими дисциплинами. Например, я разработала интегрированный урок химии, географии и биологии «Железо»

Скачать:


Подписи к слайдам:

Сказка о железных гвоздях
Жила-была на свете дружная семья гвоздей – добрых молодцев. И крепкими они парнями были, из железа сделанные.
Жили интересно: играли в шашки
Шахматы
Ходили в походы
Сидели вечерами у костра
Ходили на свидание
Зажигали на дискотеках
Разгадывали головоломки
Л ю б и л и
Обижались
Мирились
Воспитывали детей
Ездили на моря
Занимались спортом
Мечтали о возвышенном и прекрасном
Да и работали с охотой, помогали всем добрым людям в округе.
Были просто нарасхват, и никакое дело без них у людей не спорилось.

И шла о них слава по всей округе. Дошла эта слава и до жадных и злых людей. И решили они переманить к себе таких добрых работников. Но ничего у завистников не вышло. И решили они тогда: «Раз не нам, значит и никому не достанутся гвозди».
Составили они зелье из разных химических веществ (кислорода и воды) и напустили хворь – коррозию на железные гвозди
4Fe+3O2+6H2O = 4Fe(OH)3
И покрылись все гвозди ржавчиной
Заболели братья-гвозди, захворали. Сами на себя перестали быть похожими.
На ходу загибаются
чахнут, рассыпаются…
Но, ведь, и мир не без добрых людей. Переполошилась вся родня железная, стала собирать народ искать разные снадобья – чтобы исцелить гвозди, вернуть им былой вид и былую железную крепость.
И нашли способ :
t° Fe2O3 + 3CO = 2Fe+3CO2
Правда, не всех гвоздей-молодцев удалось исцелить, многие пали в борьбе со злом за право на жизнь и свободу.
А чтобы впредь не смогли согнуть железных братьев злые наговоры, люди стали защищать своих друзей-помощников. Придумали для них разные способы защиты: То нанесут защитную одежду-покрытие в виде масляных красок. То вовсе разоденут их, покрыв слоем другого металла: золота, серебра, хрома, никеля, цинка, да олова.
То превратят их в могучие нержавеющие стали.
А если придется работать дружной семье железных родственников в агрессивной среде, то в помощь им дают защитников – ингибиторов коррозии. А они-то свою работу знают, и в десятки, и сотни раз уменьшают агрессивность среды.
Вот так и справляется мир людской со злом – разрушителем. И, потому, не перевелась на земле славная семья гвоздей-молодцев и их железных родственников. И поныне помогают они добрым людям, и у людей в почести.


Предварительный просмотр:

     

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа      п. Агроном Лебедянского района Липецкой области

Сценарий интегрированного урока по химии, географии и биологии в 9 классе на тему:
  «Его величество - железо»

Разработала: учитель химии Анисимовец И.Ф.

п. Агроном 2013

Тема урока: « Его величество железо»

Эпиграф урока «Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах

Всё – от песчинок малых до планет

Из элементов состоят единых» (Слайд 2)

    Обучающие цели урока:

        - организация деятельности учащихся по освоению и систематизации знаний по теме «Железо»              

       -создать условия для отработки понятий, определений, умений

          характеризовать железо как химический элемент и как простое  

           вещество;

        -обеспечить отработку учащимися умений составлять уравнения
        химических реакций, решать расчетные задачи;

       -обеспечить установление учащимися связей между химическими

            Свойствами, распространению в природе и областями его использования человеком.

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:

            -создать условия для развития у  школьников умений формулировать
            проблемы, предлагать пути их решения
          -развивать навыки общения, исследовательской и творческой

               деятельности;

           -способствовать развитию готовности учащихся к самоопределению и                          
            выбору деятельности на уроке с целью постоянного пополнения своих          
            знаний.

Воспитательные  цели:

               -содействовать развитию умений учащихся общаться между собой;  
     
       -помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование и дидактический материал:  набор необходимых дидактических материалов для отработки материала по технологии КСО,  периодическая система  Д.И. Менделеева, мультимедиа проектор, презентация урока, творческий проект учащихся. Коллекция минералов и горных пород                                                                                                          Урок проводится в кабинете химии.       

Ход урока.
   

I.  Организационный момент (1 минута).

 Посадка учащихся в группы по 4 человека с учетом индивидуальных особенностей.

II. Вступительное слово учителя.   (2 мин.)

Первое железо, попавшее еще в глубокой древности в руки наших предков, было, по-видимому, не земного, а космического происхождения.  Железо входит в состав метеоритов, падающих на нашу планету из космического пространства. Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем». Железо также обнаружено на Луне, причем в лунном грунте оно присутствует в самородном, не окисленном состоянии, что, очевидно, объясняется отсутствием атмосферы.

Применение железа насчитывает уже много столетий, но настоящее вторжение железа в технику произошло на рубеже XVIII-XIX веков.  Из сплавов, в состав которых входит железо, изготавливалось оружие воина,  предметы домашнего обихода.    Без железа не мыслима ни одна отрасль современной промышленности: кораблестроение,  строительство железных дорог и мостов, машиностроение,   военное дело.  Но не только техника нуждается в железе. Не будь его, на Земле не было бы жизни в привычных для нас формах: ведь этот элемент входит в состав крови почти всех представителей животного мира нашей планеты.  Железо необходимо для образования хлорофилла. Железо, содержащиеся в ферментах, в значительной степени влияет на интенсивность дыхания растений. В организме человека железо встречается в виде ионов железа.  Оно входит в состав гемоглобина, который переносит кислород к клеткам, а обратно – углекислый газ. Обычно содержание железа в организме не превышает 5 г, но его значение очень велико.

                                                 

    III.  Слово предоставляется учителю географии. (8 мин.)

По запасам в земной коре железо занимает 4 место среди всех элементов после кислорода, кремния и алюминия. Важнейшим источником железа являются залегающие на поверхности Земли такие минералы, как магнетит, гематит, сидерит. Они составляют основу главных железных руд – магнитного, бурого, красного железняка.

Перед вами образцы горных пород. Сделаем лабораторную работу, инструкция на слайде. Результаты работы занесите в таблицу. Итак, мы можем сделать вывод, что больше всего железа содержится в магнетите.

Железо на территории нашей области перерабатывается на Новолипецком металлургическом заводе.

ОАО "НЛМК" - одна из крупнейших в мире металлургических компаний.  Будучи предприятием с полным металлургическим циклом, НЛМК производит чугун, слябы, холоднокатаную, горячекатаную, оцинкованную, трансформаторную сталь и сталь с полимерным покрытием, а также широкий ряд сортового проката. В 2012 году Компания осуществила поставки в 75 стран мира. Группа НЛМК производит 16% всей российской стали.

    IV. Слово предоставляется учителю химии.  (22 мин.)  

Ребята, найдите в Периодической системе элемент – железо и опишите его месторасположение и свойства по плану, представленному на слайде

Сравним ваши ответы с правильными ответами.

А сейчас я предлагаю рассмотреть образцы железа и описать физические свойства. Дополним наши наблюдения сведениями со слайда.

Железо обладает магнитными свойствами, посмотрите способ разделение смеси серы с железными опилками магнитом.

Железо является металлом средней активности.  Рассмотрение  химических свойств железа начнем с взаимодействия с простыми веществами:

- с кислородом. Запишите уравнение реакции в тетрадь. Правильность уравнения сравните со слайдом.

- с хлором. Запишите уравнение реакции в тетрадь. Правильность уравнения сравните со слайдом.

- с  серой. Запишите уравнение реакции в тетрадь. Правильность уравнения сравните со слайдом.

А теперь рассмотрим взаимодействие со сложными веществами:

-с кислотами. Запишите уравнение реакции в тетрадь. Правильность уравнения сравните со слайдом.

- с солями. Запишите уравнение реакции в тетрадь. Правильность уравнения сравните со слайдом.

- с концентрированной азотной и серной кислотой. Концентрированные кислоты пассивируют железо.

Качественной реакцией на ионы железа является реакция с  кровяной солью

Качественная реакция на ион железа +2 является красная кровяная соль  Уравнение реакции представлено на слайде

Качественная реакция на ион железа +3 является жёлтая кровяная соль. Уравнение реакции представлено на слайде

    V. Физкультминутка.  (3 мин.)

Ребята, мы хорошо поработали, и сейчас я предлагаю немного отдохнуть. Специально к этому уроку ученицы нашего класса подготовили проект – «Сказка про гвозди»   (смотрим проект)

    VI. Слово предоставляется учителю биологии.  (5 мин.)

Достоверно установлена роль около 30 химических элементов, без которых организм человека не может нормально функционировать. Эти элементы называют жизненно необходимыми. Ученые распределили химические элементы в организме по группам:

1.  Макроэлементы - их содержание в живых организмах превышает 0,001%. К ним относятся кислород, углерод, азот, водород, и называют их –органогенами (слайд 41)

2.  Микроэлементы - их содержание в живых организмах составляет 1,9% -это кальций, натрий, фосфор, хлор, калий, железо, магний, сера.

3.   Ультра микроэлементы - их содержание в живых организмах менее 0,01% -это цинк, медь, фтор и йод.

 Общее содержание железа в организме человека составляет около 4,25 г. Из этого количества 57% находятся в гемоглобине крови, 23% - в тканях и тканевых ферментах, а остальные 20% - депонированы в печени, селезёнке, костном мозге и представляют собой «физиологический резерв». Средний пищевой рацион человека должен содержать не менее 20 мг, а для беременных - 30 мг железа

 

 При любой потере крови железо активно выводится из организма. Это может быть во время почечного, носового, язвенного кровотечения, при оперативных вмешательствах, любых ранениях. У женщин потеря железа также происходит во время менструации, в период беременности и кормления грудью. Другими причинами недостатка железа в организме могут быть:

Первыми признаками дефицита железа являются ослабление иммунной системы, быстрая утомляемость, снижение физической выносливости, ухудшение способности к обучению, бледность кожных покровов, истончаются и деформируются ногти. В более тяжелых случаях возможно возникновение анемии и рака желудка.

Как же восстановить недостаток железа? В организм человека железо поступает с пищей.

Пищеварительные продукты животного происхождения содержат железо в наиболее усваиваемой форме.

Большое количество железа содержится: в говядине, говяжьей печени, рыбе, устрицах, тыкве, овсяной крупе, какао, горохе, листовой зелени, инжире, изюме.

   VII. Заключительное слово.  (1 мин.)

Учитель биологии:  «Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы,

Учитель географии: Оно – основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда.

Учитель химии: И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими  и будущими судьбами человечества»

   VIII. Домашнее задание . (1 мин.)

   IX.  Итог урока. (1мин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку химии-географии-биологии "Железо. Металлургический комплекс"

Данная презентация является иллюстрацией к интегрированому уроку химии-географии-биологии по теме "Железо. Металлургический комплекс"...

Конспект интегрированного урока (химии, географии, биологии) в 8 класс по теме: «Атмосферный озон. Вред и польза».

Цель.Сформировать у учащихся целостное представление об атмосферном озоне.Задачи.Образовательная. Изучить аллотропные видоизменения химического элемента кислорода. Определить виды озона исходя из его ...

Интегрированный урок химии-географии "Природное углеводородное сырье Томской области

На интегрированном уроке "Природное углеводородное сырье Томской Области" необходимо сформировать представление о природном углеводородном сырье Томской области через использование ИКТ-технологий,...

Интегрированный урок (химия, география), 10 класс "Мировая топливная промышленность.Природные источники углеводородов: нефть"

Почему нефть называют «чёрное золото» или «кровь земли»? какими свойствами обладает нефть и какие нефтепродукты из нее получают? Что означают марки бензинов А-80 и А-92? Что вл...

Интегрированный урок химия + география "Химия недр Земли"

Расширить понятия о процессах, происходящих в земной коре, связать знания о горных породах, полезных ископаемых с их химическим составом и применением.....

Интегрированный урок химия -география "Необходимый, но очень опасный"

Формирования экологического мышления учащихся, через изучение проблемы загрязнения природной среды фенолом и его производными....

Интегрированный урок биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"

Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...