Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.
статья по химии (9 класс) по теме

Бичевая Вера Васильевна

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.В. Бичевая

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59»

г. Курск

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  И  ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников.

В современных условиях резкого ухудшения, а по обоснованному заключению ряда специалистов – «кризисного состояния» окружающей среды проблемы экологии приобретают особую актуальность и остроту. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяются к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе, на признание ее самоценности.

  Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. Экологическое образование призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и культуру личности. Человек появился на определенном тапе совершенствования биосферы и никогда не потеряет связь с природой, вечно изменчивой, угрожающей с одной стороны, и дающей убежище от любой опасности – с другой.

  Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует давно. Выход из сложившейся ситуации во многом зависит от того, насколько высоким будет уровень экологического сознания людей. Это означает, что в решении в одной из сложнейших задач современности особая роль принадлежит педагогической науке и практики.

  Уровень экологического сознания каждого выпускника в дальнейшем может оказаться небезразличным для природы, даже если он и не станет впоследствии руководителем, принимающим глобальные решения, а будет простым рабочим. Любой человек должен быть элементарно экологически образован: иметь представление об экологической опасности того или иного проекта, владеть знаниями об экологически обоснованных технологиях в данной области, уметь и хотеть их применять.  Основы экологического мировоззрения следует формировать на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.

  Весьма актуальной становится идея  непрерывного экологического образования, сущность которого выражается в единстве развития экологического сознания, экологической культуры личности и общества.

  В педагогической науке существует два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и в то же время знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека. Результат экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, осознавать ничем не заменимую ценность и красоту, в понимании того, что природа есть основа существования всего живого на Земле. Экологическое образование как важнейший фактор нравственного формирования личности позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми и природой, с самим собой как частью природы.

  Цель экологического образования – формирование нравственно-ценных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, готовности принять практическое участие в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

 -  создать систему экологической работы в школе, основанную на применении экологических знаний во время уроков, проведение факультативной работы, проведение исследовательской работы по экологии, написание и защита проектов;

-  приобрести навыки и умения в первичной помощи природе;

-  научить элементарным экологическим исследованиям.

  Программа экологического воспитания и обучения построена по принципу поэтапного развития. Сначала изучается теоретический материал, затем он систематизируется и обобщается, в завершении он применяется учащимися на практике, во время проведения проектно-исследовательских работ.

  Стимулировать познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, память, внимание возможно, включая в процесс обучения разнообразные по форме и содержанию занимательные задания.

    Содержание программы курсов по выбору «Современные проблемы экологии» предоставляет для этого широкие возможности. Эти курсы я веду для учащихся 9 классов. Очень важным условием эффективности образовательной программы является мотивация обучаемого. Для того, чтобы повысить ее, сделать обучение значимым для учащихся, следует использовать ориентацию учебного курса на местные экологические проблемы, личное участие каждого обучаемого в решении этих проблем. Это реализуется в подборе тем научно-исследовательских работ, посвященных оценке качества объектов окружающей среды. Учащиеся изучают состояние почв, воздуха, вод города и области. Они выявляют связь степени загрязненности объектов исследования и загруженность объектов исследованного участка промышленными объектами, жилыми секторами, временем года и другими факторами.

Такая деятельность развивает фантазию учащихся, раскрепощает их.

При  построении урока, подборе материала, как словесного, так и иллюстративного, составлении заданий, используемых для закрепления и проверки степени усвоения учебной информации, нужно учитывать особенности интеллектуальной и психической сферы учащихся.

  Воспитание экологической культуры учащихся подразумевает формирование представлений о том, каким должно быть взаимодействие человека и природы. «Каким я хочу стать?», «Как я буду относиться к природе и экологическим последствиям человеческого вмешательства в ее законы?», «Как я буду относиться к другому человеку?».

  Воспитывая культуру поведения, важно не забывать о способах и формах самовыражения, самореализации подростка, прививать им новые представления о нормах и правилах поведения.

  Экологическое образование представляет собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, оно должно начинаться с раннего детства, когда закладываются основы миропонимания и нравственного опыта взаимодействия с природной средой.

  Заключительным этапом своей исследовательской работы является выступление с отчетом перед классом, на конференциях, участие в олимпиадах Юго-Западного университета на кафедрах химии и биологии, где им вручают сертификаты, а это еще больше их стимулирует к будущим исследовательским работам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экологического воспитания в формировании положительных качеств личности у умственно отсталых школьников

в докладе описано о роли экологического воспитания на развитие личности воспитанников...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Индивидуальный самообразовательный план воспитателя санаторной школы «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»

Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, ...

"Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"

На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка.

Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка....

"Формирование экологического воспитания школьников посредством художественной литературы"

Выступление на тему: "Формирование экологического воспитания школьников посредством художественной литературы"....