Урок химии в 8 классе по теме"Соли"
методическая разработка по химии по теме

урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_khimii_8_kl._tema_soli.zip656.87 КБ

Предварительный просмотр:

Соли

Моторина Марина Васильевна,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Липовский»

Озинского района Саратовской области

Пояснительная записка.

Урок по теме  «Соли» в 8классе проводится по разделу «Соединения химических элементов». На уроке учащимся предоставляется возможность приобрести опыт самостоятельной познавательной деятельности, развивать регулятивные умения(планирование, самоконтроль деятельности). Фронтальное обсуждение результатов создает условия для развития коммуникативных умений, навыков сотрудничества, а также речи учащихся.  На уроке используются обучающие задания, задания на совершенствование знаний, задания для применения знаний и умений. Применение этих заданий дает возможность развивать познавательные умения, активизировать приемы мышления. Обращение к смысловой рефлексии способствует достижению личностных результатов обучения, формированию нравственно-эстетического отношения к предмету. 

Планируемые результаты урока: 

 учащиеся должны

знать и понимать

 важнейшие химические понятия: вещество, ион,  степень окисления;

классификацию и номенклатуру неорганических соединений;

уметь

называть изученные вещества по международной номенклатуре;

определять степень окисления, заряд иона;

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.

Тема урока: «Соли»

Цели урока: Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степени  окисления элементов. Начать знакомить учащихся с генетическими рядами металла и неметалла (без реакций).

Тип урока:  урок открытия новых знаний;

Методы и методические приемы: словесные, частично-поисковые, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: учебник. компьютер с проектором, индивидуальные комплекты заданий для учащихся (маршрутная карта, таблицы,  карточки-задания)

Технологическая карта урока.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

Формируемые УУД

1.

Организационный этап урока. 

приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникативные: сотрудничество с

учителем.

2.

Актуализация знаний. 

 Цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений, позволяющих воспринимать, осмысливать и представлять новую информацию.

Экспресс-беседа

(слайд 2)

?  Какие  вещества называют кислотами?

?  Что называют кислотным остатком?

?  Как образуются ионы кислотных остатков?

?  Какими бывают ионы кислотных остатков по составу и по заряду?

?  Как определить заряд иона кислотного остатка?

-Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

-Часть формулы кислоты,  которая записывается после водорода называют кислотным остатком.

-Ионы кислотных остатков образуются при растворении кислот в воде.

- По составу ионы кислотных остатков бывают простыми( Cl)  и сложными

( SO4 2‾  ),  заряд иона кислотного остатка всегда отрицательный.

-Заряд кислотного остатка равен числу атомов водорода в кислоте, например HCl и  HNO3 , заряды ионов кислотных    остатков равны 1-,т.е. Cl̶ и  NO3 ̶ H2SO4  H2S заряды ионов кислотных    остатков равны 2-, т.е. SO42- и S2-.

познавательные:

 систематизация  

информации  до

изучения нового

материала;

коммуникативные:

умение с достаточной

 полнотой  и

точностью выражать

 свои мысли;

 сотрудничество с

учителем.

3.

Формирование новых знаний. 

 Цель: создать мотив к учебному исследованию, формировать у учащихся способность самим добывать знания

В беседе учащиеся под руководством учителя выводят цель учебной деятельности,  для чего восстанавливаются уже известные понятия.

Учитель организует проблемную ситуацию, в которой восстанавливаются необходимые для новой темы знания и умения, предыдущих уроков.

Создает  проблемную ситуацию путем предложения задания:    

-Попробуйте представить себе, что будет, если атомы водорода в молекуле кислоты заменить ионами металлов?…

-Как вы считаете,  мы должны составить формулы,   каких соединений?…

- Верно, и это вещества, которые называются «соли».

 

- Предположите, что вы должны узнать о солях и чему должны научиться.

Учитель знакомит учащихся с содержанием темы по карте самоконтроля и самооценки (таблица 1. имеется на каждом столе) и обращаем их внимание на то, что они должны знать и уметь в результате изучения данного материала (вернемся к карте в конце урока). (слайд3)

Организует работу с учебником §21, с.108, табл.5 с.109  с целью изучения алгоритма  составления формул солей

- Как составить формулу соли, если в целом  молекула соли  нейтральная, например, для ионов алюминия и кислотного   остатка соляной кислоты и ионов  железа (III) и кислотного   остатка серной кислоты. Рассмотрим  примеры составления  формул  и названий солей. 

организует самоконтроль проделанной работы

корректирует  деятельность обучающихся

-Получится новое сложное вещество.

- Мы будим составлять формулы соединений, состоящие из  положительных ионов металлов и отрицательных ионов кислотных остатков.

-Знать состав солей.

-Научиться составлять формулы солей.

-Научиться называть соли.

изучают материал параграфа,

знакомятся с составлением формул солей

выполняют работу по составлению формул солей

Сравнивают с эталоном.

(слайд4)

познавательные:

умение

структурировать

знания;

формулирование

 проблем и

самостоятельное

 создание способов

 решения ;

построение

логической цепи

 рассуждений.

Регулятивные:

определение

последовательности промежуточных

целей с учетом

 конечного результата.

коммуникативные:

 формируют

собственное мнение, устанавливают и

сравнивают разные

 точки зрения,

принимают решение; сотрудничество с

учителем.

4.

Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

Цель: определить уровень умений применять изученный материал на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях; определить умение учащихся устанавливать взаимосвязи с ранее изученными элементами содержания.

Организация самостоятельной  работы учащихся.

-сообщает правильный ответ

( слайд5),

Учащиеся выполняют задания на закрепление «нового знания».

учащиеся проводят взаимопроверку и сообщают результаты учителю.

Регулятивные:

выделение и

 осознание учащимися

 того, что уже усвоено

 и что ещё подлежит

усвоению.

Коммуникативные:

взаимодействие и

 сотрудничество

учащихся и учителя.

5.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: формировать у учащихся способности обобщать, делать выводы, восстанавливать алгоритм своих учебных действий на уроке, оценивать свою деятельность.

Учитель подводит итог урока, объявляет (с комментарием) оценки за урок.

(слайд 6).Домашнее задание :§21, таблица №5 стр.109 (выучить названия солей соответствующих кислот)

Для повышения познавательной активности предлагаем учащимся индивидуальные творческие задания в виде подготовки презентаций по темам:  «Ох уж эти соли!»,

 «Соли на службе у человека»,

«Соль в традициях русского народа»,

 «Использование солей в искусстве».

Учащиеся восстанавливают алгоритм своих учебных действий на уроке. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Учащиеся проводят самоанализ по вопросам из карты самоконтроля и самооценки по теме, предложенной в начале урока. Некоторые вопросы обсуждаются коллективно. Учащиеся  дают оценку урока.

Регулятивные:

 осознание качества

и уровня  усвоения

знаниями.

Личностные:

формирование

интереса к предмету.

                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация химия 8 класс по теме: "Соли"

Презентация по химии: "Соли"...

Презентация к уроку химии 8 класс на тему Соли

Конспект урока Соли 8 класс и презентация к уроку...

Конспект урока химия 9 класс "Кремниевая кислота .Соли"

Кремниевая кислотаи её соли. Получение, свойства....

методическая разработка урока для 8 класса по теме "Соли. Составление формул по степени окисления"

Урок по химии для учащихся 8 класса, разработан с использованием структур Сингапурской технологии....

урок для 8 класса по теме "Соли. Общая характеристика"

Урок посвящен знакомству учащихся с новым материалом.  В ходе урока учащиеся самостоятельно дают определение класса солей, знакомятся с номенклатурой солей....

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...