Атомы химических элементов и виды химической связи
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме

обобщающий урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме

« Атомы химических элементов и виды химической связи»

Цели и задачи:

Образовательные задачи:

Актуализировать знания учащихся:

  •  строение атома и состав ядра атома, взаимосвязь понятий : протон, нейтрон, массовое число;
  • понятие «химический элемент»;
  • строение электронных оболочек атомов, строение энергетических уровней, повторить представление о завершенных и незавершенных энергетических уровнях;
  • схемы образования ионной химической связи, определение «ион»;
  • ковалентную химическую связь полярную и неполярную;
  • образование ковалентной полярной химической связи; электроотрицательность как мера неметалличности элементов.
  • Подвести учащихся к пониманию того, что все в природе имеет единую природу химических связей.

Развивающие задачи:

  • формировать умения записывать схемы образования молекул бинарных соединений элементов – неметаллов;
  • умение говорить, сопоставлять и сравнивать.

Воспитательные задачи:

  • воспитание коллективизма, умение слушать и понимать друг друга.

Ход урока:

Фронтальный опрос, за каждый правильный ответ выдается треугольник из цв.бумаги.

Закончите фразу:

  1. атом – это …( электронейтральная частица);
  2. атом состоит ….(из положительно заряженного ядра и движущихся вокруг него отрицательно заряженных электронов).
  3. ядро состоит …( из положительно заряженных протонов и нейтрально заряженных нейтронов).
  4. назовите элементарные частицы –это…(протоны, электроны и нейтроны)
  5. заряд имеют частицы- …(электроны и протоны)
  6. заряд не имеют..(нейтроны)
  7. массу имеют частицы…(протоны и нейтроны)
  8. массу не имеют -…(электроны)
  9. по номеру химического элемента можно определить …(число протонов и электронов)
  10. количество нейтронов находят по разности..(Относительная атомная масса- порядковый номер).
  11. Массовое число – это …(сумма протонов и нейтронов).

У доски три ученика расписывают состав атомов:

1 ученик :                         2 ученик:                        3 ученик

Азот – Z= 7                        Алюминий – Z = 13                Калий – Z = 19

        Ne- = 7                        Ne- = 13                        Ne- = 19

        Np+ = 7                        Np+ = 13                        Np+ = 19

        Nn0= 7                        Nn 0= 14                        Nn0 = 20

        A = 14                        A = 27                        A = 39

В это время остальные учащиеся выполняют аналогичное задание на листочках и сдают.

1 вариант Магний – Z = 12  Ne- = 12  Np+ = 12  Nn0 = 12

2 вариант Фосфор – Z = 15  Ne- = 15  Np+ = 15  Nn0 = 16

3 вариант Аргон    – Z = 18  Ne- = 18  Np+ = 18  Nn0 = 22

Продолжение фронтального опроса:

  1.  электронное облако это… (вероятное местонахождение электрона)
  2. как распределяются электроны по орбиталям? ( на первом слое – 2, на втором- 8 и      на третьем – 8 электронов)
  3. напишите общую электронную формулу для элементов 1-3 периодов

( 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6)

  1. количество электронов на последнем энергетическом уровне соответствует …(номеру группы)
  2. если количество электронов не соответствует общей формуле, то такой слой называется …(незавершенным)
  3. если изменить количество электронов на внешнем энергетическом , то атом превратится …(ион)
  4. ион - …(положительно или отрицательно заряженная частица)
  5. ионная связь - …(связь между положительно и отрицательно заряженными частицами(ионами), в которые превратились атомы в результате приема или отдачи электронов с последнего(внешнего) электронного слоя).

Три ученика пишут примеры ионной связи на доске, а все остальные у себя в тетрадях

У доски

1 ученик:                        2 ученик                        3 ученик

2Na0  - 1e- = Na+1                 Ca0 – 2e- = Ca+2                 3K0 – 1e- = K+1

  O0 + 2e- = O-2                 2F0 +1e- = F-1                N0 + 3e- = N-3

2Na0 + O0  = Na+1 2 O-2         Ca0 + 2F0 = Ca+2 F-12         3K0+ N0= K+13 N-3

1 вариант:                        2 вариант                              3 вариант

2Li0  - 1e- = Li+1                 Mg0 – 2e- = Mg+2                      3Zn0 – 2e- = Zn+2

  S0 + 2e- = S-2                 2Cl0 +1e- = Cl-1                       2P0 + 3e- = P-3

2Li0 + S0  = Li+1 2 S-2         Mg0 + 2Cl0 = Mg+2 Cl-12               3Zn0+ 2P0= Zn+23 P-32

  1. какая связь образуется между атомами одинаковых элементов? (ковалентная неполярная связь);
  2. За счет чего осуществляется данный вид связи? ( за счет объединения общих неспаренных электронов на внешнем слое);
  3.  Как определить количество неспаренных электронов? ( из 8 – номер группы в котором находиться элемент)

3 ученика у доски

H  +  H  = H(   )H

 N  +  N  =   N(    ) N

 O  +  O   =   O (    ) O

На местах

1 вариант  С   +  С  =  С(    )С  

2 вариант    S  +   S  =   S(   ) S

3 вариант  Сl   +  Cl   =   Cl(    )Cl

23 какой вид связи при образовании соединений между атомами разных неметаллов?

 (ковалентная полярная связь);

24 чем она отличается от ков.неполярной связи? (наличием значений  электроотрицательности);

25. Электроотрицательность - ….( способность атомов химических элементов оттягивать к себе общие электронные пары);

26. Как определить в сторону атома какого элемента будет смещены общие электронные пары? ( шкалы ЭО)

3 человека у доски:

1 ученик  HCl

2 ученик  CH4

3 ученик  C2S

1 вариант H2O                 2 вариант СO2                 3 вариант NCl3 

H (   ) O (   )                O (   ) C (   ) O                 Cl (   ) N (   ) Cl

                                                                          Cl


Обобщим знания по этим темам:

Давайте заполним таблицу.

Виды химической связи

Вид связи

Тип связываемых элементов

Вид связываемых частиц

Механизм образования связи

Примеры веществ

Ионная

металл – неметалл

ионы

Переход электронов от атомов металлов к атомам неметаллов

NaCl

Li2O

Ковалентная неполярная

Один и тот же элемент - неметалл

атомы

Образование общих электронных пар

H2

N2

O2

Ковалентная полярная

Разные неметаллы

атомы

Образование общих электронных пар со смещением их в сторону атомов более электроотрицательного элемента.

HCl

CO2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Разработка урока химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева" с применением образовательных технологий....

План – конспект урока Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов.

Методическая разработка на тему "Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева" предназначена для  проведения урока в 5 классе. Преподавание в котором вед...

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Разработка урока по химии для 8 класса. Урок  с использованием ИКТ...

План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.

На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный  челове...

Презентация "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов"

Изучение материала в 8 классе при прохождении темы "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов"....

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Конспект урока по химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"...