Проблемно-диалогическое обучение как средство релизации требований ФГОС на уроках химии
статья по химии по теме

Землянухина Любовь Алексеевна

Раскрыта технология проблемного диалога как современная образовательная технология деятельностного типа, которая позволяет реализовать требования ФГОС.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemno-dialog_fgos.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Хохольский лицей»

        

Доклад по теме:

«Проблемно-диалогическое обучение как средство

реализации требований ФГОС на уроках химии»

Подготовила:

учитель химии и биологии

Землянухина Любовь Алексеевна

        

р.п.Хохольский- 2014.

Технология проблемного диалога  представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.  В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» обучение  первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формирования нового знания по предмету. Для технологии ПО ключевым является понятие творчество.

Первое звено творчества – постановка проблемы. Второе звено творчества – поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. Третье звено творчества – выражение решения. Выражение нового знания научным языком (химическим, физическим, биологическим и т.д.) может быть в форме схемы, таблицы, стихотворения.  

 Последнее звено- это звено реализации продукта.  

Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества.   На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути:   тропа догадок и  дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога. Побуждающий от проблемной ситуации диалог и  подводящий к теме диалог

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку.  

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы или вопроса для исследования. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к открытию «прямой дорогой», что возможно и без проблемы. У учащихся вызывается интерес к новому материалу, познавательная мотивация. Учебная проблема существует в двух формах и побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова тема урока?»  или «Какой возникает вопрос?»

Технология проблемного диалога рассматривает несколько разных приёмов создания проблемной ситуации и предлагает для каждого приёма собственный текст диалога.

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы  осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.

Пример 1. Тема: «Элементы 4 группы»

Учитель

Ученики

  • Прочитайте формулы соединений.
  • Найдите схожие по составу формулы

  • К  какому классу  относятся?
  • Определите группу и положение элементов в ПСХЭ, с.о.

( предъявление 1 факта)

  • Какое агрегатное состояние имеют вещества?

( предъявление 2 факта)

  • Что интересного заметили?  (побуждение к осознанию противоречия)

  • Какой возникает вопрос?

( побуждение к формулированию проблемы)

  • H2O, CO2 , Al2O3 , SiO2 , N2O5
  • CO2 , SiO2  
  • оксиды
  • неметаллы, 4группа, с.о. +4

  • CO2  -газ,  SiO2 – твердое вещество

 ( возникновение проблемной ситуации)

- Неметаллы  и их оксиды похожи по составу и строению атома неметалла, но имеют разные физические свойства (осознание противоречия)

  • -Почему оксиды углерода и кремния имеют разные агрегатные состояния?

( учебная проблема как вопрос)

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников

класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Пример2. Тема «Амфотерные соединения»

Учитель

Ученик

-  Какие свойства    проявляет вещество общего состава H2Zn O2 

- Учитель показывает опыт  по взаимодействию  вещества с кислотой и основанием  ( реакция идет в обоих случаях). Оказывается   вещество   проявляет основные и кислотные свойства

( предъявление научного факта)

-Какое было мнение о свойствах?

-А что оказалось? ( побуждение к осознанию противоречия)

 -Такое явление называется амфотерностью. -Что будем изучать на данном уроке?

( побуждение к формулированию проблемы)

-основные 

- кислотные

 

( возникновение  проблемной ситуации)

-Только основные или только кислотные

-Проявляет свойства и кислот и оснований ( осознание противоречия)

 - Амфотерные свойства соединений

( учебная проблема как тема урока)

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским(т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку», затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?».

Пример 3. Тема: «Гидролиз солей»

Учитель

Ученик

- Какую среду имеют кислоты, основания, вода?  

- Какую среду будут иметь соли?

-Такой среды нет. ( показывается опыт, где соли имеют кислую, щелочную и нейтральную среду)

 (предъявление научного факта) 

  •  Почему соли могут иметь разную среду? ( побуждение к осознанию противоречия)

- Что будем изучать? ( побуждение к формулированию проблемы)

 -кислая, щелочная, нейтральная

 

-соленую (обычный ответ, ошибочный) 

(возникновение проблемной ситуации)

-Сложно ответить

( осознание противоречия)

- Реакция среды растворов солей

( учебная проблема как тема урока)

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».

Пример 4  Тема: « Элементы 6 группы»

Учитель

Ученики

-Определите степени окисления  по положению в ПСХЭ у О и S

( практическое задание)

-Какова с.о.  S  в формулах  SO2  и   SO3?

  • В атомах О и  S строение внешнего электронного слоя одинаково. Почему   О  не проявляет аналогичные степени окисления?

( побуждение к осознанию противоречия)

  • Какой вопрос возникает?

( побуждение к формулированию проблемы)

 степени окисления -2

-  +4,+6 .

-?

(возникновение проблемной ситуации)

 ( осознание противоречия)

 Откуда берутся валентные электроны ( учебная проблема как вопрос)

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). «Яркое пятно»-  это может быть ребус, видеосюжет, картина,  отрывок из текста, любой интригующий материал из жизни. Примеры:  Тема: «ТЭД» опыт по исследованию  электропроводимости воды, сухой соли, раствора соли в воде. Тема: «Жесткость воды». Сравнение образования пены в жесткой и мягкой воде. Данные опыты достаточно ярко демонстрируют свойства веществ и вызывают неподдельный интерес.

На проблемно-диалогическом уроке учитель начала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Технология проблемного диалога действительно  обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал».

Технология проблемного диалога обеспечивает достижение результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

Литература

1. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога : методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии : сб. мат. – М. : Баласс, 2008. – Вып. 8. – С. 5–55.

2. Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100» : Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования : сб. мат. – М. : Баласс, 2009. – Вып. 9. –С. 164–283.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическое обучение - как средство реализации требований ФГОС

Материал содержит статью, презентацию и технологическую карту урока....

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ХИМИИ

В данной статье раскрывается суть применения коллективного способа обучения на уроках химии, как средство развития личностных качеств обучающихся....

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ХИМИИ

В данной статье раскрыта суть применения коллективного способа обучения на уроках химии для развития личностностных качеств обучающихся....

Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время

laquo;Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь» - гласит китайская пословица. Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваива...

Реализация требований ФГОС на уроках химии

Статья и презентация на тему "Реализация требований ФГОС на уроках химии"...

Творческий проект по теме: «Здоровье сберегающие технологии как средство реализации требований ФГОС на уроках физкультуры»

1. Актуальность и практическая значимость опыта 2. Ведущая педагогическая идея опыта 3. Теоретическая база опыта 4. Описание технологии реализации ведущей педагогической идеи и составляющих её комп...