Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации требований ФГОС на уроках химии
методическая разработка по химии на тему

Грязева Мария Егоровна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_gryazeva.pptx284.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель химии МБОУ «Комсомольская СОШ » Грязева М. Е. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации требований ФГОС на уроках химии

Слайд 2

Т ехнология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» обучение первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формирования нового знания по предмету. Для технологии ПО ключевым является понятие творчество. Т ехнология проблемного диалога

Слайд 3

П ервое звено творчества – постановка проблемы. В торое звено творчества – поиск решения , т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. Т ретье звено творчества – выражение решения . Выражение нового знания научным языком (химическим, физическим, биологическим и т.д.) может быть в форме схемы, таблицы, стихотворения.

Слайд 4

Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества. На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: тропа догадок и дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога. Побуждающий от проблемной ситуации диалог и подводящий к теме диалог

Слайд 5

состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку. Побуждающий диалог

Слайд 6

представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы или вопроса для исследования. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к открытию «прямой дорогой», что возможно и без проблемы. У учащихся вызывается интерес к новому материалу, познавательная мотивация. Учебная проблема существует в двух формах и побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова тема урока?» или «Какой возникает вопрос?» Подводящий диалог

Слайд 7

Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору. Прием 1.

Слайд 8

Учитель Ученики Прочитайте формулы соединений. H 2 O, CO 2 , Al 2 O 3 , SiO 2 , N 2 O 5 Найдите схожие по составу формулы CO 2 , SiO 2 К какому классу относятся? оксиды Определите группу и положение элементов в ПСХЭ, с.о. ( предъявление 1 факта) неметаллы, IV группа, с.о. +4 Какое агрегатное состояние имеют вещества? ( предъявление 2 факта) - Неметаллы и их оксиды похожи по составу и строению атома неметалла, но имеют разные физические свойства (осознание противоречия) Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия -Почему оксиды углерода и кремния имеют разные агрегатные состояния? ( учебная проблема как вопрос) Пример 1. Тема: «Элементы IV группы»

Слайд 9

Учитель Ученик - Какие свойства проявляет вещество общего состава H 2 Zn O 2 -основные - кислотные ( возникновение проблемной ситуации) Учитель показывает опыт по взаимодействию вещества с кислотой и основанием ( реакция идет в обоих случаях). Оказывается вещество проявляет основные и кислотные свойства ( предъявление научного факта) -Какое было мнение о свойствах? -Только основные или только кислотные А что оказалось? ( побуждение к осознанию противоречия) -Проявляет свойства и кислот и оснований ( осознание противоречия) -Такое явление называется амфотерностью. -Что будем изучать на данном уроке? ( побуждение к формулированию проблемы) - Амфотерные свойства соединений ( учебная проблема как тема урока) Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников

Слайд 10

Проблемная ситуация с противоречием между житейским(т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку», затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Прием 3.

Слайд 11

Учитель Ученик - Какую среду имеют кислоты, основания, вода? -кислая, щелочная, нейтральная - Какую среду будут иметь соли? -соленую (обычный ответ, ошибочный) -Такой среды нет. ( показывается опыт, где соли имеют кислую, щелочную и нейтральную среду) (предъявление научного факта) (возникновение проблемной ситуации) Почему соли могут иметь разную среду? ( побуждение к осознанию противоречия) -Сложно ответить ( осознание противоречия) - Что будем изучать? ( побуждение к формулированию проблемы) Реакция среды растворов солей ( учебная проблема как тема урока) Пример 3. Тема: «Гидролиз солей»

Слайд 12

Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Прием 4.

Слайд 13

Учитель Ученики Определите степени окисления по положению в ПСХЭ у О и S ( практическое задание) степени окисления -2 - +4,+6 . Какова с.о. S в формулах SO 2 и SO 3 ? +4,+6 . В атомах О и S строение внешнего электронного слоя одинаково. Почему О не проявляет аналогичные степени окисления? ( побуждение к осознанию противоречия) ( возникновение проблемной ситуации)( осознание противоречия) Какой вопрос возникает? ( побуждение к формулированию проблемы) Откуда берутся валентные электроны ( учебная проблема как вопрос) Пример 4 Тема: « Элементы VI группы»

Слайд 14

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся. Подводящий к теме диалог

Слайд 15

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). «Яркое пятно»- это может быть ребус, видеосюжет, картина, отрывок из текста, любой интригующий материал из жизни. Примеры: Тема: «ТЭД» опыт по исследованию электропроводимости воды, сухой соли, раствора соли в воде. Тема: «Жесткость воды». Сравнение образования пены в жесткой и мягкой воде. Данные опыты достаточно ярко демонстрируют свойства веществ и вызывают неподдельный интерес. На проблемно-диалогическом уроке учитель начала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал». Технология проблемного диалога обеспечивает достижение результатов и является эффективным средством реализации ФГОС. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Слайд 16

1. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога : методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии : сб. мат. – М. : Баласс , 2008. – Вып . 8. – С. 5–55. 2. Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100» : Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования : сб. мат. – М. : Баласс , 2009. – Вып . 9. –С. 164–283. Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическое обучение как средство релизации требований ФГОС на уроках химии

Раскрыта технология проблемного диалога как современная образовательная технология деятельностного типа, которая позволяет реализовать требования ФГОС....

Проблемно-диалогическое обучение - как средство реализации требований ФГОС

Материал содержит статью, презентацию и технологическую карту урока....

Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время

laquo;Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь» - гласит китайская пословица. Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваива...

Реализация требований ФГОС на уроках химии

Статья и презентация на тему "Реализация требований ФГОС на уроках химии"...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...

Творческий проект по теме: «Здоровье сберегающие технологии как средство реализации требований ФГОС на уроках физкультуры»

1. Актуальность и практическая значимость опыта 2. Ведущая педагогическая идея опыта 3. Теоретическая база опыта 4. Описание технологии реализации ведущей педагогической идеи и составляющих её комп...