Реализация требований ФГОС на уроках химии
методическая разработка по химии

Коваль Светлана Анатольевна

Статья и презентация на тему "Реализация требований ФГОС на уроках химии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель химии МБОУ СОШ №2

п. Раздольное

Коваль Светлана Анатольевна

Реализация требований ФГОС на уроках химии

Я ничему не учу своих учеников, я лишь

создаю условия, в которых они сами научатся.

    Альберт Эйнштейн.

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и нести за них ответственность, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. Поэтому основной целью российского образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Важнейшая задача современной системы образования - «научить учиться».

Каким должен быть современный урок?

  1. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
  2. Важен результат - формирование УУД.
  3. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
  4. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
  5. Вывод делают сами учащиеся.
  6. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
  7. Время-сбережение и здоровье-сбережение.
  8. В центре внимания урока – дети.
  9. Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.
  10. Умение демонстрировать методическое искусство учителя.
  11. Планирование обратной связи.
  12.  Достижение обучающимися способностей эффективно использовать полученные знания и умения в практической деятельности
  13. Урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

 Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Основные типы уроков.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Этапы:

1. Мотивация

Учитель должен вызывать у ученика интерес к учению и получению конечного результата. Должно происходить решение актуальных личностно значимых проблем, имеющих практическую направленность.

2. Целеполагание

Цель формируется вместе с обучающимися. Она должна быть достижимой и диагностируемой.

3. Отбор содержания

Очень качественный, в соответствии со стандартом.

Наиболее эффективно усваивается информация:

  • та, которая находится в зоне актуальности;
  • та, которая находится в контексте окружающего ребенка мире;
  • затрагивает чувства конкретного человека;
  • активно проводится через разные каналы восприятия;
  • информация, которая транслируется в процессе общения человека;
  • интегрированные связи.

 Структура:

  1. Характеристика задания (планируемый результат выполнения)
  2. Мотивация
  3. Содержание (условия и вопрос)
  4. Инструкция по выполнению задания
  5. Время выполнения
  6. Образец или описание ответа
  7. Критерии оценки
  8. Методический комментарий

4. Рефлексия - способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки.

Рефлексия содержания учебного материала:

1.  Сегодня я узнал… 

8.  Я приобрел… 

2.  Было интересно… 

9.  Я научился… 

3.  Было трудно… 

10. У меня получилось … 

4.  Я выполнял задания… 

11. Я смог… 

5.  Я понял, что… 

12. Я попробую… 

6.  Теперь я могу… 

13. Меня удивило… 

7.  Я почувствовал,  что… 

14. Урок дал мне для жизни… 

15. Мне захотелось… 

 

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него” (С.И. Гессен), то есть с конспекта

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке.

Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
  • урок, содержащий разные виды деятельности;
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно;
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • современный урок развивает у детей креативное мышление;
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности;
  • домашнего задания минимум,  вариативность и возможность выбора.

Литература:

  1.  Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта: учебное пособие/ авт.и науч. ред.Т.В.Машарова; авт.А.А. Пивоваров и др. – Киров: ООО « Типография» Старая Вятка», 2014г- 107с.-(Серия «Стандарты образования»).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация требований ФГОС на уроках химии Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся . Альберт Эйнштейн .

Слайд 2

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, активных , умеющих принимать нестандартные решения и нести за них ответственность, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. Поэтому основной целью российского образования является воспитание и развитие ответственного , творческого, инициативного, компетентного гражданина России .

Слайд 3

Важнейшая задача современной системы образования – « научить учиться».

Слайд 4

Каким должен быть современный урок? Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока. Важен результат - формирование УУД. Урок должен быть проблемным и развивающим. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. Вывод делают сами учащиеся.

Слайд 5

Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Время-сбережение и здоровье-сбережение. В центре внимания урока – дети. Учет уровня и возможностей учащихся. Планирование обратной связи. Достижение обучающимися способностей эффективно использовать полученные знания и умения в практической деятельности

Слайд 6

Обновляющейся школе требуются методы обучения формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные ; формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Слайд 7

Наиболее эффективные формы, средства обучения на уроках химии в условиях перехода на ФГОС ООО урок с использованием деятельностного способа обучения практикум исследования конференции семинары дискуссии интеллектуальные, деловые и ролевые игры

Слайд 8

Формы деятельности групповая коллективная

Слайд 9

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения.

Слайд 10

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный . Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований , а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа

Слайд 11

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся ( учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Слайд 12

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивид. методы ), учитель консультирует Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль), учитель консультирует Осуществление коррекции Учитель по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Слайд 13

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 14

Рефлексия - способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки . Сегодня я узнал… Я приобрел… Было интересно… Я научился… Было трудно… У меня получилось… Я смог… Я понял, что… Я попробую… Теперь я могу… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Слайд 15

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. « Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского

Слайд 16

Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: « Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках физики"

Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках  физики"...

Игровые технологии и реализация требований ФГОС на уроках английского языка

Презентация "Игровые технологии и реализация требований ФГОС на уроках английского языка" была выполнена как подведение итогов работы на методической темой "Игровые технологии на уроках английского яз...

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности как условия достижения высокого качества образования...

Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время

laquo;Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь» - гласит китайская пословица. Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваива...

Реализация требований ФГОС на уроке иностранного языка

Новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности как условия достижения высокого качества образования...

Реализация требований ФГОс на уроках ОБЖ

Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС имеет своей целью становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, способного самостоятельно и быстро решать возникшие пробле...