Урок по химии в 9-м классе на тему "Общая характеристика галогенов"
презентация к уроку по химии (9 класс) по теме

Выскребенцева Светлана Вячеславовна

Данный урок является уроком усвоения новых знаний, строится на основе преезентации, выдержаны все этапы урока от проверки домашнего задания до рефлексии (закрепления нового материала). Также содержит фрагмент видео опыта "горение сурьмы в хлоре".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.5 МБ
Файл stsenariy_uroka.docx105.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общая характеристика галогенов открытый урок по химии в 9 классе Подготовила: Выскребенцева С.В. учитель химии МБОУ СОШ №6 ст. Октябрьской

Слайд 2

Цели урока: Дать представления о галогенах на основании их сравнительной характеристики; Рассмотреть простые вещества – галогены, их физические и химические свойства; Продолжить формирование умения сравнивать свойства простых веществ.

Слайд 3

Проверка домашнего задания: тестирование выписать номера свойств и характеристик для (1 варианта) металлов, для (2 варианта) неметаллов: Маленький радиус атомов Большой радиус атомов На внешнем уровне от 1 до 3 электронов На внешнем уровне от 4 до 8 электронов Ковкость Металлический блеск Газообразное агрегатное состояние Пластичность Различная окраска Плохая электропроводность Твердое агрегатное состояние Хорошая теплопроводность Хорошая электропроводность Ярко выраженные восстановительные свойства Ярко выраженные окислительные свойства Аллотропия

Слайд 4

Правильные ответы: для металлов характерно: Маленький радиус атомов Большой радиус атомов На внешнем уровне от 1 до 3 электронов На внешнем уровне от 4 до 8 электронов Ковкость Металлический блеск Газообразное агрегатное состояние Пластичность Различная окраска Плохая электропроводность Твердое агрегатное состояние Хорошая теплопроводность Хорошая электропроводность Ярко выраженные восстановительные свойства Ярко выраженные окислительные свойства Аллотропия

Слайд 5

Правильные ответы: для неметаллов характерно: Маленький радиус атомов Большой радиус атомов На внешнем уровне от 1 до 3 электронов На внешнем уровне от 4 до 8 электронов Ковкость Металлический блеск Газообразное агрегатное состояние Пластичность Различная окраска Плохая электропроводность Твердое агрегатное состояние Хорошая теплопроводность Хорошая электропроводность Ярко выраженные восстановительные свойства Ярко выраженные окислительные свойства Аллотропия

Слайд 6

Цепочка превращений: Н 2 → NaH → Н 2 → HCl NaOH H 2 + 2Na = 2NaH NaH + HCl = NaCl + H 2 ↑ H 2 + Cl 2 = 2HCl NaH + H 2 O = NaOH + H 2 ↑ 2NaOH + 2Al + 6H 2 O = 2Na[Al(OH) 4 ] +3H 2 ↑

Слайд 7

Задача №2 стр. 93 Дано: Решение: V( возд . )=100 л V (O 2 )= V( возд . ) * ᵠ (O 2 )= 100*0,21= ᵠ (O 2 )=21% 21 л. ᵠ (N 2 ) =78% n (O 2 )= V/ V m = 21 л / 22,4 л/моль = 0,94 моль n (O 2 )=? V(N 2 ) = 100*0,78 = 78 л n (N 2 ) =? n (N 2 )= 78л / 22,4л/моль = 3,48моль Ответ: 0,94 моль, 3,48 моль.

Слайд 8

Задача №3 стр.103 Дано: Решение: m тех. (WO 3 ) =928 кг W ( WO 3 ) = 100%-25%=75% W( примес . ) = 25% m (WO 3 ) = m тех. * W (WO 3 ) = V(H 2 )=? 928кг * 0,75 = 696 кг n(W)=? n(WO 3 )=m/M=696 кг /232 кг/ кмоль= = 3 кмоль WO 3 + 3Н 2 = W + 3Н 2 О 1 моль 3моль 1моль 3 кмоль 9 кмоль 3 кмоль V(H 2 )= nV m = 9 кмоль * 22,4 м3/ кмоль = 201,6 м3 Ответ: 201,6 м3, 3 кмоль .

Слайд 9

Изучение нового материала: Положение в ПСХЭ и строение атомов: VII группа главная подгруппа

Слайд 10

Общая характеристика галогенов: на внешнем уровне 7 электронов; увеличивается радиус атомов; о слабевают неметаллические свойства; о кислительная способность уменьшается. Фтор – самый сильный окислитель (с.о.-1) У остальных: с.о. -1, +1, +3, +5, +7

Слайд 11

Галогены – простые вещества Фтор F 2 – ядовитый газ светло- желтого цвета с резким раздражающим запахом.

Слайд 18

Простые вещества -галогены 2. Хлор Cl 2 – желто-зеленый газ с резким удушливым запахом

Слайд 24

Простые вещества - галогены 3. Бром Br 2 – жидкость бурого цвета со зловонным запахом

Слайд 28

Простые вещества - галогены 4. Йод I 2 – твердое вещество черно-серого цвета с металлическим блеском и резким запахом

Слайд 35

Химические свойства галогенов Взаимодействие с простыми веществами: а) с водородом Н 2 Н 2 + Г 2 = 2НГ б) с металлами F 2 при нагревании реагирует даже с Au, Ag и Pt

Слайд 36

Горение сурьмы в хлоре

Слайд 37

Химические свойства галогенов 2. Взаимодействие со сложными веществами: а) с водой 2F 2 + 2H 2 O = 4HF + O 2 б) с галогенидами металлов Cl 2 → Br 2 → I 2 окислительная способность уменьшается

Слайд 43

Домашнее задание: Параграф 18, задания после параграфа 18 №4,5 Параграф 20, з адания после параграфа 20 №1 Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА

по химии в 9-м классе на тему:

«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАЛОГЕНОВ»

                 Цель урока:  Дать общую характеристику галогенов и рассмотреть их физические и

                                         химические свойства.

                 Задачи урока: 1) Продолжить формирование умений сравнивать свойства простых

                                               веществ;

                                            2) Закрепить общие представления о неметаллах и их свойствах;

                                            3) Развивать умения и навыки в решении задач и составлении уравнений

                                               Химических реакций с участием неметаллов.

                  Тип урока:    урок усвоения новых знаний

                  Методы урока:  беседа, рассказ, самостоятельная работа

                  Оборудование:  Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева,

                                               мультимедийная система, компьютер.

ХОД  УРОКА:

  1. Организационный момент.                                                                                            (1-2 мин)

Приветствие друг друга, настрой на работу, сообщение темы и целей сегодняшнего урока.

  1. Проверка домашнего задания.                                                                                  (10-12 мин)
  1. Вызвать 3 человека к доске: 1 решает цепочку по середине доски,2-е за досками решают задачи:

Цепочка превращений:

Н2 → NaH → Н2 → HCl

               NaOH

  1. H2 + 2Na = 2NaH
  2. NaH + HCl = NaCl + H2↑
  3. H2 + Cl2 = 2HCl
  4. NaH + H2O = NaOH + H2↑
  5. 2NaOH + 2Al + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] +3H2↑

Задача №2 с.93

      Дано:                                Решение:                                  

   V( возд.)=100 л    V(O2)= V( возд.)* ᵠ (O2)= 100*0,21=

   ᵠ (O2)=21%                                                       21 л.

   ᵠ (N2) =78%          n (O2)= V/ Vm = 21л / 22,4 л/моль = 0,94 моль

    n (O2)=?               V(N2) = 100*0,78 = 78 л

    n (N2) =?              n (N2)=78л / 22,4л/моль = 3,48моль

Ответ: 0,94 моль, 3,48 моль.

Задача №3 с.103

  Дано:                             Решение:

 mтех.(WO3) =928 кг     W(WO3) = 100%-25%=75%  

 W(примес.) = 25%         m (WO3) = mтех. * W (WO3) =  

V(H2)=?                                              928кг * 0,75 = 696 кг

n(W)=?                             n(WO3)=m/M=696кг/232кг/кмоль = 3 кмоль

           WO3  + 3Н2 = W + 3Н2О

             1 моль    3моль   1моль

            3 кмоль    9 кмоль 3 кмоль

  V(H2)= nVm = 9 кмоль * 22,4 м3/кмоль = 201,6 м3

Ответ: 201,6 м3, 3 кмоль.

  1. Все остальные пишут тест: выбрать номера свойств и характеристик для (1 вариант) металлов, для (2 вариант) неметаллов:
  1. Маленький радиус атомов
  2. Большой радиус атомов
  3. На внешнем уровне от 1 до 3 электронов
  4. На внешнем уровне от 4 до 8 электронов
  5. Ковкость
  6. Металлический блеск
  7. Газообразное агрегатное состояние
  8. Пластичность
  9. Различная окраска
  10. Плохая электропроводность
  11. Твердое агрегатное состояние
  12. Хорошая теплопроводность
  13. Хорошая электропроводность
  14. Ярко выраженные восстановительные свойства
  15. Ярко выраженные окислительные свойства
  16. Аллотропия

Правильные ответы: 1вариант – 2,3,5,6,8,11,12,13,14

                                    2 вариант – 1,4,7,9,10,11,15,16

  1. Изучение нового материала.                                                                                           (20 мин)
  1. Положение в ПСХЭ и строение их атомов.

Галогены F, Cl, Br, I, At – элементы 7 группы главной подгруппы Периодической системы хим. элементов.

  • на внешнем уровне 7 электронов;C:\Users\Администратор\Pictures\Безымянный.png
  • увеличивается радиус атомов;
  • ослабевают неметаллические свойства;
  • окислительная способность уменьшается.

Фтор – самый сильный окислитель (с.о.-1)

У остальных: с.о. -1, +1, +3, +5, +7

П

Помимо фтора, хлора, брома и йода в этой группе есть еще один элемент, относящийся к галогенам – это астат. Он был предсказан самим Д.И. Менделеевым как эка-йод, он является радиоактивным элементом, поэтому в школьном курсе не изучается.  

  1. Галогены  - простые вещества и нахождение их в природе.

Заслушивание сообщений о фторе, хлоре броме и йоде.      (4 человека, ориентируясь на слайды презентации, рассказывают о галогенах, истории их открытия, о соединениях, в которых они встречаются в природе)  Остальной класс кратко конспектируют за докладчиками.

  1. Химические свойства галогенов.
  1. Взаимодействие с простыми веществами:

а) с водородом Н2

      Н2 + Г2 = 2НГ

Фтор взаимодействует с водородом в любых условиях со взрывом, хлор – со взрывом только при поджигании или облучении прямым солнечным светом, бром реагирует с водородом только при нагревании и без взрыва. Эти реакции экзотермические, реакция же йода с водородом слабо эндотермическая, она протекает медленно даже при нагревании.    

б) с металлами – образуются соли – галогениды металлов.

Так фтор уже при обычных условиях реагирует с большинством металлов, а при нагревании реагирует даже с Au, Ag и Pt, известными своей химической пассивностью.

Остальные галогены реагируют с металлами в основном при нагревании. Так, в колбе, наполненной хлором, красиво вспыхивают и сгорают кристаллики измельченной сурьмы:

      2Sb + 3Cl2 = 2SbCl3     (просмотр видеофрагмента опыта сурьмы с хлором)

                2Sb + 5Cl2 = 2SbCl5

Самостоятельное задание – написать уравнения реакций взд-я железа с хлором, меди с бромом.

2. Взаимодействие со сложными веществами:

а) с водой

    2F2 + 2H2O = 4HF + O2

б) с галогенидами металлов (искл. составляет фтор, который в первую очередь взаимодействует с водой)

    Cl2 → Br2 → I2

окислительная способность уменьшается от хлора к йоду:

              Cl2 + 2NaBr = 2NaCl + Br2

              Br2 + 2KI = 2KBr + I2    

  1. Закрепление.                                                                                                                        (5мин.)

Ответить на 5 тестовых вопросов по изученной теме (см.слайды презентации)

  1. Анализ оценок за урок.                                                                                                     (1мин.)

Оценить отвечавших у доски д/з, выступавших с сообщениями о галогенах.

  1. Домашнее задание:                                                                                                            (1мин.)

Параграф 18, задания после него №4,5

Параграф 20, задание после него №1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по химии "Самородные металлы" 8 класс.

Открытый урок по химии "Самородные металлы" проведен в месячник естественно - математического цикла в 8 классе. На данном уроке учащиеся узнали много нового и интересного о самородных металлах. Образц...

Открытый урок по химии "Самородные металлы" 8 класс

Открытый урок "Самордные металлы " был проведен в 8 классе в месячник естественно - математического цикла в феврале 2010г....

Интегрированный урок по химии и физике 8 класс Вода – удивительное вещество

Данный урок был проведен с целью интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии;  систематизировать и дополнить знания о физических свойс...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".

Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физи...