Конспект урока по теме: Типы химических реакций
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Татьяна Евгеньевна Юрченко

Тема урока: Типы химических реакций.

Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.

Цель урока: обеспечение усвоения учащимися понятия классификации химических реакций, деления их на типы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Типы химических реакций.

Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.

Цель урока: обеспечение усвоения учащимися понятия классификации химических реакций, деления их на типы.

Задачи:

  • Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
  • Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
  • Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Оборудование и реактивы: компьютер,проектор, презентация "Типы химических реакций" (Приложение1.), на столах у учащихся инструктивная карточка для проведения исследования, набор соответствующих реактивов, пробирки и т.п., рабочие листы

Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, практический, исследовательский.

Ход урока

I. Организационный этап (1 слайд) 

Учитель. Здравствуйте ,ребята. Садитесь.

                Обратите внимание: у вас на столе лежит рабочий лист в нем вы будете вести свои записи и фиксировать свои достижения,  подпишите его.  

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Учитель. Мы с вами познакомились с физическими и химическими явлениями, химическими реакциями и признаками их протекания. Изучили закон сохранения массы веществ.

Давайте проверим ваши знания. Я предлагаю вам открыть рабочие листы и выполнить задание 1. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Тест по теме

«Физические и химические явления. Закон сохранения массы веществ»

1. Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

  1. Изменение формы, агрегатного состояния вещества
  2. Образование новых веществ
  3. Изменение местоположения

2. Каковы признаки химической реакции?

  1. Образование осадка, изменение цвета, выделение газа
  2. Намагничивание, испарение, колебание
  3. Рост и развитие, движение, размножение

3. В соответствии с каким законом составляются уравнения химических реакций?

  1. Закон постоянства состава вещества
  2. Закон сохранения массы вещества
  3. Периодический закон
  4. Закон динамики
  5. Закон всемирного тяготения

4.Закон сохранения массы вещества открыл

  1. Д.И. Менделеев
  2. Ч.  Дарвин
  3. М.В. Ломоносов
  4. И. Ньютон
  5. А.И. Бутлеров

5.Химическим уравнением называют

  1. Условную запись химической реакции
  2. Условную запись состава вещества
  3. Запись условия химической задачи

Учитель. Вы выполнили работу. Я предлагаю вам осуществить ее проверку. Поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку. Внимание на экран. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в рабочий лист.

II. Мотивационный этап (2 слайд)

Учитель:

Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (3 слайд)

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку: " Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она (химическая реакция).

III. Актуализация опорных знаний. (беседа)

Учитель:

  1. Так о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О химических реакциях)
  2. А что такое химическая реакция? (4 слайд) (Это явление, при котором из одних веществ образуются другие)
  3. Каковы признаки химических реакций? (5 слайд) ( Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций)           Учитель: Великое множество различных реакций окружает нас в жизни
  4. Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? (Классификация химических реакций) (7 слайд)
  5. Что такое классификация? (Деление на группы)
  6. Верно. Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? (Изучение типов химических реакций и их классификация)

Учитель. Используя эти знания, мы сегодня продолжим изучать химические реакции и познакомимся с типами химических реакций и их классификацией.

Запишите тему и цель урока в тетрадь (8 слайд)

IV. Этап выявления существенных признаков для определения типов химических реакций.

На экране появляется 9 слайд, на котором представлены несколько химических реакций:

2H2 + O2 -> 2H2O;      CaO + H2O -> Ca(OH)2   Cu(OH)2 -> CuO + H2O;  2HgO -> 2Hg + O2

- можно ли выделить признак, по которому эти реакции, возможно, разделить на группы?

- различаются ли между собой реакции одной группы?

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что одним из признаков, по которому можно классифицировать химические реакции является число и состав вступающих и образующихся в результате реакции веществ.

Введение понятия реакции соединения.

На экране появляется слайд № 10, на котором представлены реакции:

(1) 2H2 + O2-> 2H2O;  (2) 4P + 5O2 -> 2P2O5;  (3) Na2O + SO3 -> Na2SO4;

(4) CaO + H2O -> Ca(OH)2                Обсуждаются вопросы:

- что объединяет все эти реакции?  - в чём их отличие?

- как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает?

Учащиеся приходят к выводу, что идет процесс соединения веществ (реакции соединения), но в первом и втором случаях вступают в реакцию простые вещества, в третьем и четвертом - сложные вещества. Во всех реакциях образуется одно сложное вещество.

Учитель предлагает учащимся попытаться вывести определение этого типа реакций (наиболее подготовленные учащиеся делают это легко) и, используя буквы А, В, С, вывести уравнение реакции соединения в общем виде:

A + B -> AB        AB + CB -> AB2C

Введение понятий реакции разложения, замещения, обмена.

По такой же схеме, как и реакции соединения, изучаются реакции разложения, замещения, обмена (слайды №,11,12,13).

После изучения всех типов реакций появляется слайд № 14 и проводится обобщение материала.   Итак, мы узнали, как классифицируют химические реакции.

V. Самостоятельная работа по группам. (слайд №15)

Учитель: А теперь проведем лабораторные исследования и определим, к какому типу принадлежит реакция проведенная вами.

Образец инструктивной карточки для проведения опыта:Железный гвоздь (Fe) опустите в раствор сульфата меди (II) (CuSO4 ). Через 2 минуты выньте гвоздь. Что наблюдаете? Кирпично-красный цвет налета на гвозде говорит об образовании чистой меди. Спрогнозируйте, что образовалось еще? Запишите уравнения реакции. Определите тип реакции. Укажите признаки, по которым вы определили, что реакция прошла?

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ  (слайд №17)

Учитель. Все основные вопросы мы изучили. Теперь выполним небольшой тест, который позволит увидеть, как вы освоили тему. Вы должны на него отвечать только «да» или «нет». На работу дается 3 минуты. 

Тест : Согласны ли вы, что……       С заданием вы справились. Молодцы!

Учитель. Теперь давайте вернемся к нашей цели .

       И отметьте кАк вы считаете на сколько мы с вами достигли цели урока.

ИТОГ УРОКА

Учитель.   Вы справились хорошо с заданиями. Сейчас  подсчитайте общее количество набранных баллов за урок и поставьте себе оценку .

Оцените свою работу на уроке: 20-21 балл –оценка «5»   19-16 баллов – оценка «4»  15-10 баллов – оценка «3»  

       IV. РЕФЛЕКСИЯ

Прочитайте цель занятия. Достигли вы цели? Отметьте на шкале                                                                                                                       VII. Домашнее задание. Итоги урока. Выставление оценок. (слайд №18.)

Учитель.  Наш урок подошел к концу. И, как финальная точка, запишите домашнее задание  §16, упр. 1 – для тех, кто получил оценку «3»

        упр.2– для тех, кто получил оценку «4»

       упр. 3 – для тех, кто получил оценку «5»



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Ф.И.___________________________________________

Задание 1          Тест 

1. Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

  1. Изменение формы, агрегатного состояния вещества
  2. Образование новых веществ
  3. Изменение местоположения

2. Каковы признаки химической реакции?

  1. Образование осадка, изменение цвета, выделение газа
  2. Намагничивание, испарение, колебание
  3. Рост и развитие, движение, размножение

3. В соответствии с каким законом составляются уравнения химических реакций?

  1. Закон постоянства состава вещества
  2. Закон сохранения массы вещества
  3. Периодический закон
  4. Закон динамики
  5. Закон всемирного тяготения

4.Закон сохранения массы вещества открыл

  1. Д.И. Менделеев
  2. Ч.  Дарвин
  3. М.В. Ломоносов
  4. И. Ньютон
  5. А.И. Бутлеров

5.Химическим уравнением называют

  1. Условную запись химической реакции
  2. Условную запись состава вещества
  3. Запись условия химической задачи

Таблица для ответов теста

І

І І

І І І

ІV

V

Задание 2 «Запиши уравнение»

Железо + сера → __________________

______________________________________________________

Задание 3  «Составь химическое  уравнение»

1._______________________________________________________

2._______________________________________________________

Алгоритмом  расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций

  1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.
  2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
  3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.
  4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
  5. Последним проверить количество атомов кислорода.

Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Тема урока: _____________________________

Цель:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

0        50%                                                                       100%

Задание 4

Реакции  ______________________ - это____________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2H2 + O2-> 2H2O;                                       4P + 5O2 -> 2P2O5;

Na2O + SO3 -> Na2SO4;                             CaO + H2O -> Ca(OH)2                                                                         

Задание 5

Реакции     _________________________- это_______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Cu(OH)2 → CuO + H2 O                                    2HgO → 2Hg + O2 

CaCO3 → CaO + CO2                                         2NO → N2 + O2 

Задание 6

Реакции     ________________ - это_________________________________________

________________________________________________________________________

CuCl2 + Fe → Cu  + FeCl2 

Cr2 O3 + 2Al → 2Cr + Al2 O3 

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2 

Задание 7

Реакции     ________________ - это _________________________________________

________________________________________________________________________

CuO + 2HCl → CuCl2  + H2 О

BaCl2 + K2 SO4 → BaSO4 + 2KCl

Задание 8 Заполните схему:

        

Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание 7          Самостоятельная работа по группам. 

А теперь проведем лабораторные исследования и определим, к какому типу принадлежит реакция проведенная вами.

Инструктивная  карточка для проведения опыта:

Железный гвоздь (Fe) опустите в раствор сульфата меди (II) (CuSO4 ).Через 2 минуты выньте гвоздь. Что наблюдаете? Спрогнозируйте, что образовалось еще? Запишите уравнения реакции. Определите тип реакции. Укажите признаки, по которым вы определили, что реакция прошла?

Результаты запишите в схему задания 6.

Задание 8        Закрепление

Согласны ли вы,что

  1. В реакции  Ca + Cl2→ CaCl2  коэффициенты не нужны.
  2.  Реакция  Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2  относится к реакциям замещения.
  3. Реакция   2Ca + O2 → 2CaO     относится к реакциям обмена.
  4. В реакции  CH4 → C + H2  коэффициенты не нужны.
  5.  Реакция  CuO + H2 → Cu + H2O  относится к реакциям разложения.
  6.  Реакция    2C + O2 → 2CO  относится к реакциям соединения.
  7. В реакции  CuCl2 + Fe → Cu + FeCl2  коэффициенты не нужны.

Таблица для ответов теста

1

2

3

4

5

6

7

Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Оцените свою работу на уроке:

20-21 балл –оценка «5»

19-16 баллов – оценка «4»

15-10 баллов – оценка «3»

Домашнее задание  :  

Наш урок подошел к концу. И, как финальная точка, запишите домашнее задание

§27, упр. 1 – для тех, кто получил оценку «3»

        упр.2– для тех, кто получил оценку «4»

       упр. 3 – для тех, кто получил оценку «5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по химии "Типы химических реакций"

План - конспект урока по химии "Типы химических реакций"...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"...

Урок по теме "Типы химических реакций"

Данный урок проводится  в разделе «Изменения происходящие с веществами» на уроках химии в 8 классе (программа О.С Габриеляна (2 часа в неделю)) и занимает одно из главных мест, так как здесь идет...