открытый урок по химии в 9-ом классе. Тема. Получение аммиака и опыты с ним. Свойства водного раствора аммиака.
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Методическая разработка по использованию рахличных учебных технологий в одном уроке по химии. Тема "Получение аммиака и опыты с ним. Свойства водного раствора аммиака". На уроке используются следующие технологии: личностно-ориентированная, игровая, классическая педагогическая, модульная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применяемые  технологии на   уроке: 1. личностно-ориентированная технология

Основные особенности личностно-ориентированного урока.

  • продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы;
  • организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей;
  • стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого;
  • побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку;
  • продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.

2.Игровая технология.

Игровые технологии

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

3.Модульная технология

Основные принципы модульной технологии

1.  Модульное обучение  основано на  деятельностном  принципе: учебное содержание осознанно усваивается только  в результате активных действий   ученика, причем, системных, а не эпизодических. Поэтому учитель обеспечивает самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс. Он  ориентирует учеников  на цель учебной деятельности, мотивирует ее, разрабатывает систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивает самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2. Модульная технология строится на принципах  развивающего обучения. Сначала  ученик выполняет задания с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, постановка  ориентира и т.д.),и в это время  он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход  помогает созреванию функций психики ребенка, т.е, то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам. Таким образом, первый цикл завершается. И  ученик переходит в зону актуального развития,  обучение  идет на новом уровне.

3.Традиционная педагогическая технология

   

                 Открытый   урок по химии

                          в   9 –ом  классе

Тема урока. Получение аммиака и опыты с ним.

                      Свойства  водного раствора аммиака.

Девиз урока. Практика есть основа понимания и критерий истины.

Цели урока:

- закрепить теоретические знания учащихся о способе получения аммиака,

  его физических свойствах: запахе, относительной плотности, растворимости, о химических свойствах водного раствора аммиака.

-формировать умения получать и собирать аммиак

-закрепить практические умения: сборка прибора для получения газов с    учетом их физических и химических свойств

-закрепить другие лабораторные и организационные умения

Ход урока.

1.Организационный момент

   а) называется тема урока

   б) называется цель урока

   в) знакомятся с планом урока: 1.Повторение теоретических знаний об азоте

        и аммиаке.

                                                        2.Повторение строения, физических и хими        -

                                                           ческих свойств азота и аммиака

                                                        3.Эксперимент

                                                        4.Решение задач с самопроверкой

                                                        5.Итог урока

                                                        6.Домашнее задание                        

г)проверка готовности к уроку

2. Тест на настроение проводится в начале и в конце урока.

     Обращение учителя:«Ребята! отметьте в тетради с каким настроением  вы пришли на урок и уходите с урока, выбрав для этого смайлики нарисованные на доске.»

Оформление доски.

На крыльях доски таблицы и «Смайлики»        

☺     ☹  

На обратной стороне доски написано решение задач для самостоятельной

проверки. На центральной доске написана тема  и девиз урока.

Ребята! Мы живем на дне воздушного океана, состоящего на 78% по объему из азота.

Азот – один из наиболее распространенных элементов на нашей планете. Почему же перед человечеством встала с чрезвычайной остротой проблема синтеза азотных удобрений и внимание к ней с течением времени не ослабевает.

              Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним:

(учащимся на дом было задано д/з:  выучить объясненный материал, подготовить ответы на вопросы.)

1)каково значение азота  для жизни человека и животных?

              отвечает 1-ый ученик

2)каковы природные источники азота  и его соединений?

              отвечает 2-ой ученик

3)какой круговорот совершает азот на земном шаре?

              отвечает 3 –ий ученик

4)какие изменения вносит деятельность человека в этот круговорот?

              отвечает 4-ый ученик

5)из какого сырья и какими способами можно получить азотные удобрения?

              отвечает 5-ый ученик

6)при помощи каких реакций можно получить азотные удобрения, исходя из  молекулярного азота?

              отвечает 6-ой ученик.

Ребята! Мы с вами обсудили и вспомнили, каким образом получают аммиак в промышленности, а сегодня мы попробуем решить проблему в лабораторных условиях.

 Но прежде мы повторим строение, физические и химические свойства азота и аммиака, работа будет по карточкам.

Класс поделен на группы.

Проходит групповая работа по карточкам (3-4 минуты)

 Ответы предложены в виде букв.  

                               

Карточка №1

1.Какова конфигурация внешнего электронного слоя азота?                 (ответ)

        а)2s22p1                    б)2s2 2p3         в) 2s2 2p5         г)3s2 3p3                    (В)

2.Какая валентность у азота?

         к) I        л)II        м) Y        н) III                           (H)

3)Какую валентность имеет фосфор?

        а) I, III               б) III                   и)  III, Y             с)IY                           (И)

4)В каком периоде находится  азот?

         а) 5               б) 4         в)3           м)  2                                                      (М)

5)  В какой группе находится  подгруппа азота?                                                      

           а) 5               б) 4         в)3           м)  2                                                     (А)

6)Как изменяются неметаллические свойства по группе?

  а) увеличиваются сверху вниз

  н) уменьшаются сверху вниз                                                                         (Н)

  б)  не изменяются  

7) Какой элемент проявляет самые сильные неметаллические

    свойства?  

      а) Р            б)As                и)N                                                                      (И)

8)Формула молекулярного азота?

           а)N                      б) N3                    e) N2                                                                       (Е)

Карточка № 2

1.Какую степень окисления имеет азот в NH3?          

           а) 0               б) +3         в) - 3                                                                (В)

2.Молекулярная масса азота?

           а) 15              п) +3         н) - 3                                                               (П)

3.Какая связь в молекулярном азоте?

         а) одинарная              б) двойная        е) тройная                                  (Е)

4.Агрегатное состояние азота

          р) газ              б) жидкость       е)  твердое                                            (Р)

5.Отношение азота к воздуху по массе

     а)тяжелее      е) легче       з) равны                                                             (Е)

6. Кристаллическая решетка молекулярного азота

     а) атомная     б) ионная     д) молекулярная                                               (Д)

7.Отрицательная степень окисления проявляется у азота в?

    а)в оксидах                   и) аммиаке               ч)кислоте                               (И)                                            

Карточка №3

1.Отношение аммиака к воде?

      а) не растворяется    р)  растворяется  в) выпадает осадок                      (Р)

2.Формула высшего оксида подгруппы азота?

    k) R2 O             a)  R2 O5      x)  R2 O3                                                             (A)

3.Какие свойства проявляет аммиак?

    а) кислотные    б)основные    в)  амфотерные                                            (Б)

4.Химическая связь  в аммиаке?

   р)  неполярная   о) полярная   п) ионная                                                      (О)

5.Химическая связь в молекулярном азоте?

   т)  неполярная   о) полярная   п) ионная                                                       (Т)  

6.Молекулярная масса аммиака?

    а) 17      б) 14     в)28                                                                                      (А)

Если вы правильно ответили на вопросы,  то вы должны были получить слова, а сложив их вместе - предложение.

Внимание! Впереди работа.

Ребята, а что всегда предшествует эксперименту?

Ответ. Техника безопасности.

7-ой ученик читает памятку по технике безопасности.

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности при работе учащихся в кабинете химии.

  1. Соблюдение   требований   настоящей   инструкции   обязательно   для   учащихся работающих в кабинете химии.
  2. Перед работой учащиеся инструктируются учителем по технике   безопасности с оформлением в специальном журнале учета инструктажей по ТБ.
  3. Во время работы учащиеся должны поддерживать порядок на рабочем месте.
  4. Прежде чем приступать к выполнению работы, необходимо изучить по пособию или учебнику порядок ее проведения.  Следует соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с реактивами, приборами, посудой.
  5. Не  начинать опыта, пока  не проверено наличие всего необходимого для него (посуды,  приборов,  реактивов). Подготовленный к работе прибор  необходимо показать учителю или лаборанту.        
  6. При работе точно соблюдать порядок и последовательность операций. Внимательно следить за ходом опыта, отмечать все изменения.
  7.         Запрещается самостоятельно проводить опыты, не предусмотренные данной работой.        
  8. Запрещается есть и пить в кабинете, загромождать проходы портфелями.
  1. При получении травм (порезы, ожоги) или при плохом самочувствии учащиеся
    должны немедленно сообщить об этом учителю.
  2. Запрещается  выносить из кабинета и вносить в него любые вещества  без разрешения учителя.
  3. Обо всех случаях, когда разлиты жидкости или рассыпаны твердые реактивы, нужно сообщить учителю. Самостоятельно убирать любые вещества запрещается.
  1. Запрещается  выливать в канализацию растворы и органические жидкости. Они должны сливаться в специальные сосуды  на рабочих местах.
  2. Обо   всех   неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети
    необходимо   ставить в известность учителя. Самостоятельно устранять
    неисправности учащимся запрещается.
  1. Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.
  1. По окончании работы необходимо убрать свое рабочее место и вымыть руки с мылом.        
  2. При  возникновении  в  кабинете  во  время   занятий  аварийных  ситуаций   не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

Эксперимент.

1.Проверить готовность к практической работе:

-наличие тетрадей  и их оформление ( было задано на дом)

-наличие учебников

Вопрос 1.Каким способом получают аммиак в лабораторных условиях?

 Ответ. Взаимодействием хлорида аммония с гидроксидом кальция.

На столе у вас все необходимое для работы, работу вы выполняете все, но отчет будете делать по вариантам.

1 вариант. Получение аммиака и растворение аммиака в воде.

2 вариант. Взаимодействие аммиака с кислотами

3 вариант. Свойства водного раствора аммиака

Каждая группа демонстрирует свою работу и отчитывается по ней, остальные делают рецензирование. Все свои замечания вносите в таблицу.

Лист  с рецензированием лежит на столах

                                         Рецензирование

Последовательность ответа

Пропуски в ответе

Ошибки по химии

Умение пользоваться

спиртовкой

Достижение

цели

Техника

безопасности

Ну, а сейчас настала очередь решения задач.

Проводим разминку, чтобы ваши головки подготовились к вычислениям.

Вопросы к классу:

-Молекулярная масса аммиака

-какой объем займет аммиак количеством вещества 1 моль

-2 моль

-0,5 моль

-как решаются такие задачи.

А теперь решаем задачи на стр. 55 учебника

1 вариант –задача № 1

2 вариант- задача № 2

После решения задач учащиеся обмениваются листочками и проверяют задачи по решениям, записанным на обратной стороне доски, сделав при этом анализ в таблице.  Таблица занесена на лист, в котором ученик решает задачу.

                                               Анализ задачи

                                                 Ошибки.

в оформлении

в вычислениях

в уравнении

реакций

в формулах

в определении

кол-ва в-ва,

молярной массы, молярном объеме, объеме

Заключительная часть.

Ребята! Сейчас испытывают недостаток в пище , особенно белковой, более половины человечества. Если бы использовать под земледелие всю площадь, какую только можно занять, то продуктов питания хватило бы на 65 миллиардов человек. А если разумно, по всем правилам науки, вести сельское хозяйство, то урожаи повысились бы в четыре – пять раз. А теперь ,если объединить и то и другое, то Земля прокормит самое меньшее 260 и самое большее 325 миллиардов человек!

На настоящее время население нашей планеты превышает 6 миллиардов человек.

Сами сделайте вывод.

Итог урока.

Объявит оценки.

Записать домашнее задание.

                                           Спасибо всем.

Литература: 1. И.С. Якиманская. Личностно – ориентированное обучение в современной школе.- М.: «Сентябрь», 2000.

                      2.Е.В.Тяглова. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие / Е.В. Тяглова.- М.: Глобус, 2007.- 224с.- (Уроки мастерства).

                     3.Т.Никитина. Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений в 9 классе в системе личностно – ориентированной технологии образования / Т. Никитина // Химия: методика преподавания в школе.- 2001.- № 2. –с.68.

                    4.Личностно- ориентированное обучение: теории и технологии. Учебное пособие. / Под. Ред. Н.Н.Никитиной.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.- 104с.

                                                   

           

       

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме "Реакции обмена"

тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока:Образовательная.В результате урока ученики узнают:что такое реакция обмена;как отличить реакцию обмена от других химических реакций;что такое реакц...

Открытый урок по химии в 10 классе по теме "Гормоны"

План -  конспект урока по химии в 10 классе по теме "Гормоны"с применением новых модульных технологий....

Методическая разработка открытого урока по химии тема: «Оксиды» 8 класс

Работа представляет собой методические рекомендации к уроку по химии для 8 класса по теме "Оксиды" (программа Гара Н. Н. , 2 часа в неделю).при создании работы использованы программы: Power Point, Wor...

Урок по химии в 10 классе по теме "Получение, свойства и применение алкенов"

На данном уроке обучающиеся, работая в группах, рассматривают различные способы получения алкенов, знакомятся с их физическими и химическими свойствами, применением с помощью различных источников инфо...