Технологическая карта урока по теме: "Природные источники углеводородов. Нефть".
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Коркина Татьяна Николаевна

В технологической карте подробно описаны виды деятельности учителя и обучающихся на разных этапах урока с формируемыми УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока120.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Природные источники углеводородов. Нефть» в 10 классе

(базовый учебник: Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 284 с.)

Тема урока: Природные источники углеводородов. Нефть.

Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира;

           формирование комплекса знаний о нефти;

           совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, анализировать результаты лабораторного опыта;

           формулировать познавательные цели,

           контролировать и оценивать достижение результата,

           строить содержательную коммуникацию при парной  работе.

Задачи: 

Предметные:

  • определить отличительные признаки процессов переработки нефти, проанализировав лабораторный опыт;
  • классифицировать способы переработки нефти по различным признакам;
  • привести доказательства целесообразности использования методов переработки нефти

Метапредметные:

  • осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на анализ результатов лабораторного опыта;
  • анализировать при парной работе информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой и видео информации в символы, схемы;
  • провести контроль, оценку и коррекцию знаний по определению видов переработки нефти;
  • выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие «нефть», её способы переработки и области их применения. Меры борьбы против нефтяных аварий;

умеет: называть свойства нефти  и виды нефтепереработки.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;

- электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 10 класс;

- карточки с контекстными заданиями для парной и групповой  работы;

- тексты с информацией;

- лабораторный опыт;


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

 Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Постановка учебной проблемы.

(формулирование вопроса)

Сегодня мы с Вами продолжаем говорить об природных источниках углеводородов. Тема, которую мы будем рассматривать, волновала человечество издавна. Послушайте небольшой рассказ:

Это вещество известно человечеству с давних времен. Как показали археологические раскопки, на берегу Евфрата оно добывалось 6-7 тыс. лет до н. э.  Оно использовалось  для освещения жилищ, добавлялось в состав  для бальзамирования трупов.

В Китае для его добычи строились специальные колодцы. Китайцы употребляли его для освещения, как лекарство и в военных целях. Китайские воины из “огненных повозок” бросали горшки с этим горящим веществом в ряды врагов.

В средние века оно использовалось главным образом для освещения улиц. В ХV веке в Париже появились первые асфальтированные улицы. Главное, его стали использовать для керосиновых ламп, для заделывания щелей и смоления судов.

Несмотря на то, что, начиная с 18 века, предпринимались отдельные попытки очищать это вещество, оно использовалось почти до 2-ой половины 19 века в натуральном виде. В  этот период  в связи с ростом промышленности и появлением паровых машин стал возрастать спрос на это вещество как источник смазочных веществ. Это привело к бурному развитию добычи вещества и способов его переработки.

Первые компании перевозили это вещество в винных бочках, баррелях, вместимостью 48 галлонов или 180 литров. Потом стали наливать по 42 галлона, или 159 литров. В коммерции баррель (42 галлона) до сих пор служит для измерения количества изучаемого нами на уроке вещества.

Это вещество величают «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото». Она создала новую отрасль промышленности , она же породила ряд экологических проблем. Ребята, как вы думаете, что это за продукт? (ответы детей).

Верно, это нефть.

Слушают учителя

Отвечают на вопрос.  (НЕФТЬ)

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: 

постановка вопросов;

формулируют собственное мнение и позицию;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3

Поиск решения проблемы

Мне хотелось  бы  сегодня  сформулировать  те вопросы, ответы на которые мы должны найти сегодня на уроке,  а  именно:

Что такое нефть?

Каковы свойства нефти?

Каковы способы переработки нефти?

Каковы области применения основных продуктов переработки нефти?

Итак, цель нашего сегодняшнего урока заключается в том, чтобы ответить  на  эти  «вопросы» и в этом  нам  поможет  ваша активная работа на уроке.

Я попрошу обратится к ЭОР, который познакомит нас с понятием нефть.

КАДР№1

Итак, я прошу вас сформулировать определение нефти и записать его себе в рабочую тетрадь.

На столах стоят наборы коллекций. Возьмите в руки пузырек с нефтью, рассмотрите его внимательно и давайте попробуем описать ее физические свойства.

Хорошо.

Давайте запишем их в вашу рабочую тетрадь.

Прежде чем нефть попадает к нам в виде полученных из нее веществ, этому предшествует сложный процесс ее добычи:

КАДР№2

Транспортировка нефти по суше в настоящее время осуществляется путем нефтепроводов, железнодорожных цистерн, между континентами ― с помощью танкеров. Во время добычи и транспортировки нефти случаются катастрофы, которые приводят к тяжелейшим последствиям.

Скажите, ребята, о каких Экологических проблемах, связанные с нефтью вы слышали из СМИ.

Добытая нефть поставляется на нефтеперерабатывающий завод:

КАДР№3

На нефтеперерабатывающем заводе нефть подвергается переработке:

Физическим способом или ректификации и химическому способу – крекингу.

Сделайте записи в своих тетрадях:

Ректификация - это физический способ разделения смеси компонентов нефти, основанный на различии их температур кипения.

Ребята, вам хотелось бы посмотреть, как работает ректификационная колонна? Хорошо, у вас есть такая возможность.

(Демонстрация учеником схемы работы ректификационной колонны)

В процессе ректификации выход бензина составляет не более 20%. Значительно больше получается лигроиновой и керосиновой фракций, в которых С-Н имеют более длинную цепь чем в бензине.

Возможно ли из керосина получить бензин?

Совершенно верно.

Способ осуществления такого химического превращения предложил в 1891 г. русский инженер Шухов. При нагревании С-Н керосиновой фракции до 500-600°С молекула алкана разрывается пополам, образуя 2 С-Н с более короткой цепочкой:

                  С16Н34  С8Н18 + С8Н16

                            гексадекан          октан           октен

Октан – это С-Н бензиновой фракции.

Описанный процесс с конца 19 в.стал широко внедрятся в промышленность и получил очень точное название - КРЕКИНГ(расщеплять) – процесс термического расщепления С-Н.

Приезжая на заправку, многие из вас наверое видели на колонках цифры: 80, 92, 95, 98?????

(сообщение ученика об октановом числе бензина)

Скажите, ребята, на все ли вопросы, поставленные в начале урока, мы получили ответы?

Формулируют ответы:

Получить ответы на поставленные вопросы.

Внимательно смотрят

Предлагают варианты определения.

Рассказывают об экологических проблемах

Сообщение учащегося

Смотрят видео

Вероятно можно, если разорвать длинные молекулы пополам.

Регулятивные: 

самостоятельно формулируют познавательную цель;

целеполагание;

Коммуникативные: 

планируют общие способы работы;

представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

Познавательные: 

формулирование познавательной цели;

анализируют объект,

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

3

Продуктивное задание

Организует работу по выполнению продуктивного задания.

Выполнение лабораторной работы: «Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

1. Рассмотрите выданную вам коллекцию. Заполните таблицу:                                                                    

Продукты

НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

Свойства

(агр. сост., цвет, особенности)

Применение

1. Газ

2. Бензин

3. Лигроин

4. Керосин

5. Мазут

6. Гудрон

Выполняют продуктивное задание. Выполнение лабораторной работы.

Познавательные:

выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

устанавливают причинно-следственные связи;

Личностные: 

смыслообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4

Рефлексия

Выполнение рефлексивного теста.

Рефлексивный тест

1. Как я усвоил материал?

А) Получил прочные знания;

Б) Усвоил учебный материал частично;

В) Мало что понял, надо поработать еще.

2. Как я работал?

А) Активно отвечал на вопросы;

Б) Приводил примеры;

В) Просто слушал.

3. Как работал класс?

А) Дружно, совместно разбирали материал;

Б) Не все активно участвовали в обсуждении;

В) Тема неинтересная, много непонятного.

Спрашивает: информация урока вам пригодится в будущем и где?

Возвращается к цели урока. Мы достигли цели?

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

рефлексия;

структурируют знания;

Личностные: 

оптимизм в восприятии мира

Коммуникативные:

оценивают  достигнутый  результат,  и уровень усвоения;

учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия;

Регулятивные:

осознают качество и уровень усвоения;

оценивают  достигнутый  результат;

5

Домашнее задание

Формулирует задание:

IV. Домашнее задание. §10 стр.66 упр. 2, 3, 11 (О.С.Габриелян).

Фиксируют задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. 10 класс

Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. Источниками предельных углеводород...

Технологическая карта урока естествознания "Нефть"

Технологическая карта включает в себя деятельность учителя, обучающегося и формируемые УУД....

Технологическая карта урока_Природные источники углеводородов

Учебное занятие «Природные источники углеводородов» проводится в рамках изучения раздела «Органическая химия» на первом курсе по профессии 19.07.01 «Повар, кондитер»....

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Предельные углеводороды. Метан как представительпредельных углеводородов"

Публикация содержит технологическую карту урока по программе к учебникам химии Рудзитиса Г.Е. И фельдмана Ф.Г....

Технологическая карта урока физики 9 класса «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики»

Технологическая карта урока физика 9 класс «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики» с межпредметными связями по биологии....

Интегрированный урок (химия, география), 10 класс "Мировая топливная промышленность.Природные источники углеводородов: нефть"

Почему нефть называют «чёрное золото» или «кровь земли»? какими свойствами обладает нефть и какие нефтепродукты из нее получают? Что означают марки бензинов А-80 и А-92? Что вл...

презентация к уроку по теме "ПРИРОДНЫЙ ГАЗ И НЕФТЬ" 6 класс курс "Естествознание"

УМК Гуревича "Естествознание 5-6 класс" презентация к уроку...