план конспект урока по химии, тема: "Окислительно-восстановительные реакции"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Рамазанова Индира Абукаровна

урок по химии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_2_konapekt_uroka_po_himii_9_klass.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Окислительно–восстановительные реакции. Окисление и восстановление

 

Цели урока: сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях; научить учащихся уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.

Задачи урока:

Обучающие:

*Сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов;

*Дать понятия «Окислитель» и «восстановитель».

*Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления.

*Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов.

Развивающие:

*Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций.

*Способствовать расширению кругозора обучающихся, развитию умений и навыков применения полученных знаний для объяснения явлений окружающего мира.

*Совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете.

* Развивать умение наблюдать, делать выводы.

Воспитательные:

*Способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.

Используемые педагогические технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, игровая, проблемная технологии, элементы конструирования и построения классификации.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

Составить ионные уравнения реакций цепочки:

СаСаОСа(ОН)2

 

2. Изучение нового материала.

Рассмотрите приведённые ниже схемы уравнений реакций. В чём их существенное отличие?  Изменились ли степени окисления элементов в этих реакциях?

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264613/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no8-9-okislitelno-vosstanovitelnye-reakcii-okislenie-i-vosstanovlenie/%D0%BE%D0%B2%D1%80.jpg?height=119&width=400

В первом уравнении степени окисления элементов не изменились, а во втором изменились – у меди и железа.

Вторая реакция относится к окислительно-восстановительным.

Реакции, в результате которых изменяются степени окисления элементов, входящих в состав реагирующих веществ и продуктов реакции, называют окислительно-восстановительными реакциями (ОВР).

 

СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ.

Существуют два метода составления окислительно-восстановительных реакций - метод электронного баланса и метод полуреакций. Здесь мы рассмотрим метод электронного баланса.

В этом методе сравнивают степени окисления атомов в исходных веществах и в продуктах реакции, при этом руководствуемся правилом: число электронов, отданных восстановителем, должно равняться числу электронов, присоединённых окислителем.

Для составления уравнения надо знать формулы реагирующих веществ и продуктов реакции. Рассмотрим этот метод на примере.

Расставить коэффициенты в реакции, схема которой:

HCl + MnO2 = Cl2 + MnCl2 + H2O

Алгоритм расстановки коэффициентов

1. Указываем степени окисления химических элементов. 

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264611/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no8-9-okislitelno-vosstanovitelnye-reakcii-okislenie-i-vosstanovlenie/13.GIF

Подчёркнуты химические элементы, в которых изменились степени окисления.

2. Составляем электронные уравнения, в которых указываем число отданных и принятых электронов.

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264611/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no8-9-okislitelno-vosstanovitelnye-reakcii-okislenie-i-vosstanovlenie/14.GIF

За вертикальной чертой ставим число электронов, перешедших при окислительном и восстановительном процессах. Находим наименьшее общее кратное (взято в красный кружок). Делим это число на число перемещённых электронов и получаем коэффициенты (взяты в синий кружок). Значит, перед марганцем будет стоять коэффициент - 1, который мы не пишем, и перед Cl2тоже - 1. Перед HCl коэффициент 2 не ставим, а считаем число атомов хлора в продуктах реакции. Оно равно - 4. Следовательно, и перед HCl ставим - 4,уравниваем число атомов водорода и кислорода справа, поставив перед H2O коэффициент - 2. В результате получится химическое уравнение: 

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264611/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no8-9-okislitelno-vosstanovitelnye-reakcii-okislenie-i-vosstanovlenie/15.GIF

Рассмотрим более сложное уравнение:

H2S + KMnO4 + H2SO4 S + MnSO4 + K2SO4 + H2O

Расставляем степени окисления химических элементов: 

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264612/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no8-9-okislitelno-vosstanovitelnye-reakcii-okislenie-i-vosstanovlenie/16.GIF

Электронные уравнения примут следующий вид 

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264612/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no8-9-okislitelno-vosstanovitelnye-reakcii-okislenie-i-vosstanovlenie/17.GIF

Перед серой со степенями окисления -2 и 0 ставим коэффициент 5, перед соединениями марганца -2, уравниваем число атомов других химических элементов и получаем окончательное уравнение реакции

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264612/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no8-9-okislitelno-vosstanovitelnye-reakcii-okislenie-i-vosstanovlenie/18.GIF

Основные положения теории окислительно-восстановительных реакций

1. Окислением называется процесс отдачи электронов атомом, молекулой или ионом.

Например:

Al – 3e- = Al3+      

Fe2+ - e- = Fe3+

H2 – 2e- = 2H+    

2Cl- - 2e- = Cl2

При окислении степень окисления повышается.

2. Восстановлением называется процесс присоединения электронов атомом, молекулой или ионом.

Например:

S + 2е- = S2- 

Сl2 + 2е- = 2Сl- 

Fe3+ + e- = Fe2+

При восстановлении степень окисления понижается.

3. Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны называются восстановителями. Во время реакции они окисляются.

Атомы, молекулы или ионы, присоединяющие электроны, называются окислителями. Во время реакции они восстанавливаются.

Так как атомы, молекулы и ионы входят в состав определенных веществ,  то эти вещества соответственно называются восстановителями или окислителями.

4. Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов - окисления и восстановления.

Число электронов, отдаваемых восстановителем,  равно числу электронов, присоединяемых окислителем.

 

3. Домашнее задание

П. 5, упр. 6-7, задача 3 на стр. 22




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по химии с использованием ЭОР "Азот и его свойства", 9 класс

Современный урок с использованием электронных образовательных ресурсов...

план - конспект урока по химии "Фосфор - химический элемент и простое вещество"

План - конспект урока по химии в 9 классе  влючает в себя технологическую карту и ЭОР, которые можно использовать на различных этапах урока. ...

план - конспект урока по химии "Альдегиды"

план -конспект открытого урока в 10 классе по химии с использованием ЭОР и ПК по программе и учебнику О.С. Габриелян Химия 10 класс(базовый уровень).  Тема урока "Альдегиды"...

конспект урока по химии по теме: "Химические реакции.Реакции разложения"

Методическая разработка данного урока может применяться  для работы по прогамме О. С. Габриеляна и Г. Е. Рудзитиса....

План - конспект урока по химии "Типы химических реакций"

План - конспект урока по химии "Типы химических реакций"...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

03.05.2021 Группа ПК1 Химия Тема "Окислительно-восстановительные процессы"

Рассмотрите пример окислительно-восстановительной реакции и решите тест, пройдя по ссылке https://onlinetestpad.com/fqiuktolpkifcПример:рассмотрим реакцию цинка с соляной кислотой:  ...