Гидролиз жиров
план-конспект занятия по химии (10, 11 класс) на тему

Трифонова Анастасия Никитична

Урок для углублённого изучени раздела "Биохимия" в урочной или внеурочной деятельности.

Лабораторный опыт и проверочная работа (на сформированность предметных и метапредметных результатов обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gidroliz_zhirov_laboratornaya_proverka_znaniy.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Гидролиз жиров под действием ферментов. Контроль знаний по теме «Липиды»»

Необходимое оборудование: пробирки, электрическая плита, водяная баня.

Необходимые реактивы: растительное масло, вода, гидрокарбонат натрия, фенолфталеин (спиртовой раствор), препарат липазы (приготовленный учителем заранее из аптечного препарата «панкреатин»)

План урока:

Закладка эксперимента

10 минут

Выполнение контрольной работы

30 минут

Завершение эксперимента, обсуждение выводов

5 минут

Ход занятия:

1. Закладка эксперимента.

На партах перед учениками лежат инструктивные карточки с прописью химического эксперимента.

Перед выполнением учитель кратко обозначает действие липазы в организме: липаза выступает катализатором при гидролизе эфирных связей триглицеридов на глицерин и жирные кислоты. Наибольшая активность липазы наблюдается при pH = 8-9.

Выполнение эксперимента.

В пробирку налить 0,5мл растительного масла, 2мл дистиллированной воды и 2,5мл гидрокарбоната натрия. Энергично встряхнуть до образования эмульсии (липаза действует только на эмульгированные жиры) и прибавляют 3 капли спиртового раствора фенолфталеина. Затем в пробирку добавить 0,5мл препарата липазы, перемешать и поставить на водяную баню при 38°С(водяная баня на электроплитке, которая стоит на столе учителя и зафиксирована на первом температурном режиме, не перегреваясь и не остываю). Через некоторое время в зависимости от активности фермента раствор в пробирке с липазой становится бесцветным, так как жирные кислоты сдвигают рН среды в кислую область.

2. Выполнение контрольной работы.

Пока пробирки стоят на водяной бане, ученики работают с комплексным заданием на раздаточном материале (см. Приложение)

3. Завершение эксперимента и оформление его в тетради.


Приложение

Комплексное задание «Липиды»

Прочитайте текст и выполните задания после него.

Липиды - органические вещества, характерные для живых организмов, нерастворимые в воде, но растворимые в органических растворителях и друг в друге.

Классификация липидов сложна, так как в класс липидов входят вещества весьма разнообразные по своему строению. Их объединяет только одно свойство – гидрофобность.

По отношению к гидролизу в щелочной среде все липиды подразделяют на две большие группы: омыляемые и неомыляемые.

Среди неомыляемых определена большая группа стероидов, в состав которой входят холестерол и его производные: стероидные гормоны, стероидные витамины, желчные кислоты.

Среди омыляемых липидов существуют простые липиды, т.е. состоящие только из спирта и жирных кислот – воска, триацилглицеролы (триглицериды), эфиры холестерола, и сложныелипиды, включающие, кроме спирта и жирных кислот, вещества иного строения –фосфолипиды, гликолипиды, сфинголипиды.

В результате гидролиза происходит расщепление связей в молекулах глицеридов при действии воды, причем элементы воды присоединяются по месту возникающих свободных валентностей с образованием двух структурных элементов жиров — жирных кислот и глицерина. Участвующая в реакции вода диссоциирует на водород и гидроксил. Водород присоединяется к кислотному остатку, а гидроксил — к спиртовому радикалу.

***

Избыток поступления в организм жиров с пищей приводит к ожирению – проблеме №1 в развитых странах мира. Кроме увеличения массы тела, уменьшения подвижности и ухудшения внешнего вида, ожирение, что особенно печально, негативно влияет на работу сердечнососудистой системы, ухудшает состав крови, приводит к риску инсульта, способствует развитию атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертонии и многих других. Фактически, проблема ожирения и связанных с ним заболеваний строит на первом месте в мире по количеству смертельных случаев.

К тому же избыток жиров сам по себе - это угроза поражения печени, поджелудочной железы, развития раковых заболеваний, желчнокаменной болезни.

В свою очередь, нехватка жиров в пищевом рационе человека также не сулит ничего хорошего. В частности дефицит жиров:

  • ухудшает состояние кожи
  • задерживает рост и развитие растущего организма
  • угнетает работу репродуктивной функции
  • нарушает обмен холестерина
  • это риск развития атеросклероза
  • негативно влияет на работу нервной системы и мозга

Задание 1. Запишите главную мысль, содержащуюся во второй части текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Составьте кластер по классификации липидов.

Задание 3. Сопоставьте известные вам сведения о нарушениях обмена веществ в вашем городе (области, стране). Назовите предполагаемые причины этого явления, связав их с темой текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте механизм гидролиза липидов. Закончите схему реакции гидролиза следующего жира:http://www.xumuk.ru/rhfr/89893.gif

+

Задание 5. На основании полученной информации опишите своё отношение к жирам в продуктах питания.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карбоновые кислоты, эфиры и жиры.

Урок химии в 10 классе....

Мультимедийная презентация к уроку по теме "Жиры"

Презентация к уроку  химии в 10-м классе .  На уроке реализуются элементы индивидуальных краткосрочных информационных и исследовательских проектов. Презентация проекта предполаг...

Урок "Белки.Жиры. Углеводы"

Конспект урока естествознания для 6 класса к учебнику "Физика. Химия 5-6 класс" ,вторы Гуревич А.Е., Понтак Л.С., Исаев Д.А....

Тест в 10 классе "Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры"

Тест создан в соответствии с учебником  О.С.Габриеляна "Химия 10 класс", базовый уровень....

Урок по теме "Жиры" химия

Методическая разработка урока по дисциплине Химия по теме "Жиры". Урок построен в форме групповой работы сттудентов. Изучение нового материала сочетается с элементами практической работы. Работа сопро...

Урок по химии "Биологическая функция жиров, жиры в природе, превращение жиров в организме"

Урок по химии "Биологическая функция жиров, жиры в природе, превращение жиров в организме" может быть использован и на уроках биологии....

Конспект урока химии в 10 классе по теме "Жиры. Строение, свойства, биологическая роль жиров""

Методическая разработка урока позволяет познакомить учащихся с особенностями строения жиров, их физическими и химическими свойствами, а также раскрывает биологическую роль жиров. В процессе урока учащ...