Решение качественных задач в курсе органической химии
элективный курс по химии (10 класс) на тему

Элективный курс  «Решение качественных задач в курсе органической химии» предназначен для учащихся 10-х классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Решение качественных задач в курсе органической химии»

для учащихся 10 класса


Пояснительная записка.

Элективный курс  «Решение качественных задач в курсе органической химии» предназначен для учащихся 10-х классов.

Содержание элективного курса позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми знаниями, что существенно расширяет кругозор учащихся, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии.

На занятиях курса ученики совершенствуют умения в решении комбинированных расчетных задач на вывод формул органических веществ по; теоретически решают качественные задачи на определение органического вещества по его физическим и химическим свойствам; экспериментально выполняют качественные задачи на идентификацию органических веществ, находящихся в разных склянках без этикеток.

Данный курс углубляет и расширяет знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования.  При организации практических занятий учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать эксперимент, грамотно проводить наблюдения, фиксировать и описывать его результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания. Кроме того, предлагаемые работы вырабатывают у учащихся умения ставить конкретные задачи и решать их с помощью конкретных методик.

Часть курса, посвященная практическому изучению качественных реакций органических веществ, играет немаловажную роль в предпрофильном обучении школьников нашего лицея, имеющего социально-правовой профиль. Данный раздел относится к курсу аналитической химии, лежащей в основе судебной химии - одного из разделов юридической науки – криминалистике.

Цель курса: расширение и углубление знаний по теме «Качественный анализ органических веществ»

Задачи курса:

  1. Расширение и углубление знаний учащихся о строении, свойствах, применении и методах получения органических веществ.
  2. Обучение решению теоретических и практических задач по качественному обнаружению важнейших органических веществ.
  3. Формирование навыков исследовательской деятельности.
  4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам и поступлению в ВУЗы

Итогом работы по элективному курсу станет выполнение зачетной работы, включающей

-составление качественной задачи на определение неизвестного органического вещества любого класса по его свойствам;

-выполнение расчетной задачи на определение формулы органического вещества;

-выполнение экспериментальной задачи на распознавание органических веществ.

Курс рассчитан на 17 часов (1 час в неделю).


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

После изучения элективного курса «Решение качественных задач в курсе органической химии» учащиеся должны:

  • знать основные положения ТХС органических веществ, важнейшие функциональные группы органических соединений и обусловленные ими свойства; строение, свойства, нахождение в природе и практическое применение изученных органических веществ; зависимость свойств от состава и строения.
  • уметь объяснять свойства веществ на основе их химического строения; составлять структурные формулы органических веществ изученных классов, уравнения реакций, подтверждающих свойства изученных классов органических веществ, их генетическую связь, способы получения;
  • уметь определять формулу органического вещества по данным о его количественном составе,  по данным о химических реакциях, протекающих с его участием
  • уметь практически определять по характерным реакциям функциональные группы органических соединений;
  • соблюдать правила техники безопасности при обращении с веществами и химической посудой, лабораторным оборудованием

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

  • Введение

Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного анализа органических соединений. Аналитические задачи при исследовании органических веществ

  • Решение задач на определение формулы  химического вещества по данным о его количественном составе 

Вывод алгоритма решения задач на вывод химической формулы вещества по известным массовым долям элементов. Решение задач данного типа

  • Решение задач на определение формулы  химического вещества по данным о его количественном составе

Знакомство с методами решения задач на вывод формулы химического вещества по продуктам сгорания. Решение задач данного типа

  • Алканы и их галогенпроизводные 

Решение комбинированных расчетных задач на вывод формул алканов и их галогенпроизводных. Решение качественных задач на определение неизвестных алканов и их галогенпроизводных по их свойствам

  • Непредельные углеводороды

Качественные реакции на непредельные углеводороды. Решение качественных задач на определение неизвестных алканов, алкинов, алкадиенов по их свойствам. Решение комбинированных расчетных задач на вывод формул алканов и их галогенпроизводных.

  • Арены

Качественные реакции на ароматические углеводороды. Решение качественных задач на определение неизвестных аренов по их свойствам. Решение комбинированных расчетных задач на вывод формул аренов.

  • Спирты

Качественные реакции на одноатомные, многоатомные спирты, фенолы. Решение качественных задач на определение неизвестных спиртов по их свойствам. Решение комбинированных расчетных задач на вывод формул спиртов.

  • Карбонильные соединения

Качественные реакции на альдегиды и кетоны. Решение качественных задач на определение неизвестных альдегидов и кетонов по их свойствам. Решение комбинированных расчетных задач на вывод формул альдегидов и кетонов.

  • Карбоновые кислоты, сложные эфиры

Качественные реакции на карбоновые кислоты. Решение качественных задач на определение неизвестных карбоновых кислот сложных эфиров  по их свойствам. Решение комбинированных расчетных задач на вывод формул карбоновых кислот и сложных эфиров.

  • Азотсодержащие органические вещества

Качественные реакции на амины, анилин, белок. Решение качественных задач на определение неизвестных аминов и аминокислот  по их свойствам. Решение комбинированных расчетных задач на вывод формул аминов и аминокислот.

  • Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ

Практическая работа Качественный анализ органических веществ. Обнаружение функциональных групп.

Практическая работа Изучение взаимодействия органических соединений различных классов с соединениями серебра (I)

Практическая работа Распознавание неизвестного органического вещества

Заключительное занятие Подведение итогов. Выполнение зачетной работы


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

Введение

    1

Решение задач на определение формулы

 химического вещества по данным о его

количественном составе

    1

Решение задач на определение формулы

 химического вещества по данным о его

количественном составе

    1

Алканы и их галогенпроизводные

    1

Алканы и их галогенпроизводные

    1

Непредельные углеводороды

    1

Непредельные углеводороды

    1

Арены

    1

Спирты и фенолы

    1

Карбонильные соединения

    1

Карбоновые кислоты и сложные эфиры

    1

Карбоновые кислоты и сложные эфиры

    1

Азотсодержащие органические вещества

    1

Азотсодержащие органические вещества

    1

Решение экспериментальных задач

 на распознавание органических веществ

    1

Решение экспериментальных задач

 на распознавание органических веществ

    1

Заключительное занятие

    1


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  • Врублевский А.И., Барковский Е.В. «Задачи по органической химии с примерами решений», Минск, Юнипресс, 2013.
  • Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. «Химия 2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы», Москва, Дрофа, 2010
  • МаршановаГ.Л. «Сборник задач по органической химии 10-11 классы, Москва  Издат-Школа, 2014
  • Олейников Н.Н., Муравьева Г.П. «Химия. Основные алгоритмы решения задач», Москва, Физматлит, 2013
  • Артемов А.В., Дерябина С.С. «Школьные олимпиады. Химия», Айрис-пресс, Москва, 2015
  • Журнал «Химия» издательского дома «Первое сентября»
  • http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция образовательных ресурсов
  • http://fcior.edu.ru/  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Лабораторная посуда, оборудование и химические реактивы для проведения демонстрационного эксперимента, лабораторных и практических работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение качественных задач с элементами исследования на уроке

Решение качественных задач носит практический характер, учит творчески мыслить. Как правило, подобные задачи не требуют специального оборудования, но для их решения необходимы знания, что стимулирует ...

Вес и невесомость.Решение качественных задач повышенного уровня сложности.

Презентация содержит качественные задачи на углубление знаний учащихся 9 – 10 классов по теме:  Вес тела. Невесомость...

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

Урок решения качественных задач

Урок повторительно-обобщающий урок в 8-ом классе по теме "Тепловые явления" Цель урока 11. Повторить материал по теме тепловые явления, изучение которых предусмотрено программой.2. Научить  "виде...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ «Решение задач по курсу органической химии.» ДЛЯ 10 КЛАССА

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ«Решение задач по курсу органической химии» ДЛЯ 10 КЛАССА...

8 класс. Решение качественных задач на объяснение поверхностных явлений жидкостей

Решение качественных задач на объяснение поверхностных явлений жидкостей в группах...

Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...