Рабочая программа по химии для 11 класса
рабочая программа по химии (11 класс) на тему

Сидорчик Анастасия Васильевна

Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_himii_11_kl.odt56.92 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.)

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 11 класс»  О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2008г.

Программа рассчитана на изучение химии в 11 классе из расчета 2 час в неделю, всего 68 часов в учебном году. В программе предусмотрена практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений и постановке опытов. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой, ПК (для оформления различных видов работ: докладов, рефератов, презентаций, ресурсами Интернет и др).

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по химии.

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения вещества, зависимость их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов и энергии.

Цели и задачи изучения предмета

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • владение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды.

1.1.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

•вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

•химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

•применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Особенностью  содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения  естественнонаучных дисциплин. Данная  необходимость освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.

Рабочая программа разработана в соответствии с базисным учебным планом  для ступени основного общего образования. Химия в основной школе изучается с 8 по 11 классы. Общее число учебных часов за 4 лет обучения составляет 272, из них 68 (2ч в неделю)  в 8-11 классах.

Содержание курса химии в основной школе является базой для изучения общих химически закономерностей, законов, теорий, решением задач и химических уравнений. Таким образом, содержание курса химии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного химического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Данная программа рассчитана на 1 год – 11 класс. Общее число учебных часов в 11 классе - 68 (2ч в неделю).

1.2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ  КОМПЛЕКТ, ВКЛЮЧАЯ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ, А ТАКЖЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Учебно-методическое обеспечение

  1. О.С.Габриелян, А.В. Яшукова. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений.– М.: Дрофа, 2008.
  2.  Габриелян О.С., Яшукова О.В Химия. 11 класс. Базовый уровень.: Методическое пособие.- М.:Дрофа, 2009.
  3. С.Габриелян, А.В. Яшукова. Рабочая тетрадь. 11 кл. К учебнику О.С.Габриеляна « Химия.11класс.Базовый уровень»-М.: Дрофа.
  4. Габриелян, П.Н.Берёзкин, А.А. Ушакова и др. Химия.  11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику  О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс»  – М.: Дрофа, 2009. – 220с.

Дополнительная литература

  1. Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
  2. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
  3. Энциклопедия  для  детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.
  4. Тестовые задания для ЕГЭ различных авторов.

1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса установлены Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.

В результате изучения химии в 11 классе учащиеся должны

         знать/понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

         уметь:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

1.4. ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ СОШ № 215 и подразделяется на:

  • годовая аттестация – оценка качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета учебного плана за учебный год;
  • аттестация за четверть  (полугодие)– оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) учебного предмета по итогам учебной четверти (учебного полугодия) на основании текущей аттестации;
  • текущая аттестация  – оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по результатам образовательного процесса.

Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ обучающихся  являются:

1)  формы письменной проверки:

письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: контрольные и самостоятельные работы, тесты, диктанты, сочинения, изложения, само и взаимоконтроля и другие.

2)  формы устной проверки:

устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.

Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ обучающихся могут использоваться информационно-коммуникационные технологии.

При промежуточной аттестации обучающихся применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах) - 5 («отлично»),  4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»),   словесного (оценочного) суждения.

Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости  с учетом результатов письменных контрольных работ.

Основанием для аттестации учащихся за четверть (полугодие) является не менее семи отметок изучении учебного предмета в учебном году.

Обучающиеся, временно проходящие обучение в санаторно-лечебных организациях, в которых осуществляется образовательная деятельность, реабилитационных и других общеобразовательных организациях, аттестуются на основе их аттестации в этих общеобразовательных организациях.   Из этих общеобразовательных организаций  родители (законные представители) обязаны  представить заверенную печатью справку (табель оценок) с текущими или итоговыми отметками.

Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 2/3 учебного времени, не аттестуются по итогам четверти. Вопрос об аттестации таких обучающихся решается в индивидуальном порядке.

При пропуске обучающимися по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть, обучающийся не аттестуется.

Завершение учебного года завершается годовой аттестацией с выставлением годовых отметок.

Годовые отметки выставляются на основе четвертных оценок, как округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих оценок, полученных обучающимся в период учебного года по данному учебному предмету.

Неудовлетворительный результат годовой промежуточной аттестации по учебному предмету или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Критерии и нормы оценки

результатов освоения основной общеобразовательной программы

Урок главная часть учебного процесса, где сосредотачивается учебная деятельность учителя и учащегося. Урок это  – познание, открытие, деятельность, развитие, самопознание, самореализация, мотивация, инициативность, уверенность, потребность.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

  • уроки изучения нового учебного материала;
  • уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
  •  уроки обобщения и систематизаций;
  • комбинированные уроки;
  •  уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля:

  • Устный опрос (позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета.)
  • Письменный контроль (позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.)

а) Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития». Результаты фиксируются в общешкольной системе мониторинга ЗУН и УУД. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в журнале и в дневнике учащегося.

б) Проверочная работа по итогам изучения темы  учащимися проводится после изучения темы и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной работы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в журнал, а для учащихся и их родителей представляются в  дневнике.

в) Итоговая проверочная работа проводиться в конце изучения раздела, включает основные темы учебного года. Задание рассчитано не только на проверку знаний, но и развивающего эффекта обучения. Результаты фиксируются в общешкольной системе мониторинга. Результаты итоговой работы заносятся учителем в  журнал, а для учащихся и их родителей представляются в  дневнике.

  • Зачёт (проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определённой теме каждым учащимся, перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач).
  • Лабораторные и практические работы проводится после изучения темы и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной работы. Результаты лабораторных/практических работ заносятся учителем в журнал, а для учащихся и их родителей представляются в  дневнике.

Оценка устного ответа

Отметка «5» – ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4» – ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З» – ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» – при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5» – в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4» – в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3» – в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2» – имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении; отсутствие ответа на задание.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5» – работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» – работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3» – работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» – допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5» – ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4» – ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3» – работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2» – работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок; работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

Для теста из 30 вопросов:

  • 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;
  • 19-24 правильных ответов — оценка «4»;
  • 13-18 правильных ответов — оценка «З»;
  • меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

Реферат

Реферат оценивается оп  следующим критериям:

  • соблюдение требований к его оформлению;
  • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведённой в тексте реферата информации;
  • умение учащегося свободно излагать основные идеи, отражённые в реферате;
  • способность учащегося понять суть задаваемых вопросов и сформировать точные ответы на них.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева

Основные сведения о строении атома. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Положение водорода в периодической системе.

Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

Тема 2. Строение вещества

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.

Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.

Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Жидкие кристаллы и их применение.

Твёрдое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.

Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.

Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 3. Химические реакции

Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.

Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические.

Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора.

Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.

Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.

Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз.

Тема 4. Вещества и их свойства

Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.

Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).

Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.

Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.

Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение.

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по органической химии.

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Из них

Практические

работы

Контрольные работы

1.

  1. Строение атома и периодиче

  2. ский закон Д.И.Менделеева.

7

№1

2.

Строение вещества.

26

№1

№2

3.

Химические реакции.

16

№3

4.

Вещества и их свойства.

18

№2,№3

№4

5.

Повторение

1

Всего

68

3

4


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Основные элементы содержания

Практика

Контроль

Планируемые результаты обучения

Задание на дом

Дата

проведения

Тема №1 «Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева (7 часов)

1

Основные сведения о строении атома

Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира

Фронтальная беседа, тестирование

Знать/понимать  основные химические понятия: вещество химич элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярные массы, ион, изотопы;

Уметь: определять заряд иона

§1 стр3-4

2

Состояние электронов в атоме

Электронное облако и орбиталь. Формы орбита-лей (s, p, d, f). Главное квантовое число. Энергетические уровни и подуровни. Взаимосвязь главного квантового числа, типов и форм орбита-лей и максимального числа электронов на подуровнях и уровнях

Знать/понимать

-химическое понятие:

Электронное облако, уровень, квантовые числа

Уметь

-объяснять: взаимосвязь главного квантового числа

-характеризовать: состояние электрона в атоме Знать/понимать.

-химические понятия:

Электронно – графические формулы

§1, стр 6-8

3

Особенности строения электронных оболочек  4-5ых периодов

4

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома

Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших.

Д.1. Различные формы Периодической системы элементов Л.о.1.Конструирование Периодической таблицы с использованием карточек

Оформить отчёт

Уметь

-составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе

-объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева,

закономерности изменения свойств элементов в пределах

малых периодов и главных подгрупп.

§2, стр 11-23

5

6

Обобщение знаний по теме, подготовка к контрольной работе

Выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе

Фронтальная беседа

Уметь

- составлять: схемы молекул

-определять:

свойства по строению атома

Повт. стр 3-23

7

Контрольная работа. Тестирование «Строение атома»

Тестирование

Уметь

- составлять: схемы молекул

-определять:

свойства по строению атома

Повт. стр 3-23

Тема №2 «Строение вещества» (26 часов)

8

Ионная химическая связь

Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки.

Д.1 Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи

Знать/понимать  понятие ионную связь; теорию химической связи.

Уметь: определять ионную связь  в соединении, объяснять зависимость свойств веществ от природы  химической связи

( ионной)

§3 стр24-28 упр 9

9

Ковалентная химическая связь

Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная),

по способу перекрывания электронных орбиталей

Знать: понятие «химическая связь»; теорию химической связи.

Уметь: определять тип химической связи в соединении, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи.( ковалентной)

Знать/понимать  понятие ковалентную связь; теорию химической связи.

Уметь: определять ковалентную связь  в соединении, объяснять зависимость свойств веществ от природы  химической связи

(  ковалентную )

§4 стр29-33

10

Металлическая химическая связь

Особенность строения металлов. Свойства веществ с этим видом связей

Знать/понимать  понятие металлическая связь; теорию химической связи.

Уметь: определять металлическую связь  в соединении, объяснять зависимость свойств веществ от природы  химической связи

(   металлическая )

§5 стр 38-46

11

Водородная химическая связь

Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров

Д2. Модели молекул различной геометрической конфигурации. 2, Кристаллические, решетки алмаза и графита

Знать: понятие водородная химическая связь.

Уметь: определять зависимость свойств веществ от их химической связи.

§6 (до конца), упр. 1-4

12

Единая природа химической связи

Механизмы образования химической связи

13

Промежуточный контроль знаний

14

Полимеры. Волокна

Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волонка и их классификация

Знать/понимать

-важнейшие вещества и материалы: пластмассы термопласты, реактопласты, их применение

§7 стр54-59

15

16

Газообразное состояние вещества. Представители газообразных веществ

Три агрегатных состояний вещества. Особенности строения газов

Знать: агрегатные состояния

Уметь: определять зависимость свойств веществ от их агрегатного состояния

§8 стр67-6

17

18

П/Р №1 Получение, собирание и распознавание газов

Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Минеральные воды

Уметь:получать и собирать газы по методике

Знать; качественные реакции на распознавание

19

Жидкое состояние вещества

Временная и постоянная жёсткость воды и способы её устранения

Знать/понимать  понятия твёрдая, жидкая вода, способы устранения жёсткости

§9

20

Жёсткость воды и её устранение Л.Р. № 4

Отчёт

21

Твёрдое состояние вещества

§10

22

Жидкие кристалла

Знать/понимать  жидкие кристаллы, их значение в практической деятельности и повседневной жизни в науке

23

Кристаллическое состояние вещества.Л.р.№2

Отчёт

24

Дисперсные системы. Грубо и тонкодисперсные системы

Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Девять типов систем и их значение в природе и жизни человека.

Знать/понимать  конденсированное состояние, особенности кристаллов, значение в  практической деятельности и повседневной жизни и на производстве.

§11

25

26

Состав вещества и смесей

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава вещества

Знать/понимать

-чистые вещества и смеси, способы разделения. Закон постоянства состава вещества

Уметь

-характеризовать: чистые вещества и смеси

§12

27

Решение задач с применением понятия «массовая доля»,  «объёмная доля»,  «выход продукта»

Понятия  «массовая доля»,  «объёмная доля»,  «выход продукта». Алгоритм решения задач

Уметь

- вычислять: массовую и объёмную долю вещества в растворе.

§12, задание от учителя

28

29

30

31

32

Урок – обобщение знаний по теме «Строение вещества»

Обобщение знаний, решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе

Уметь: использовать приобретенные знания и умения

Уметь

- вычислять: массовую и объёмную долю вещества в растворе

§12

Тема №3 «Химические реакции» (16 часов)

33

Классификаия химических реакций в органической и неорганической химии

Реакции, идущие без изменения качественного состава вещества.

Реакции аллотропизации и изомеризации.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения

§13

34

Д. 11. Превращение красного фосфора в белый; кислорода — в озон.

12. Модели бутана и изобутана.

13. Получение О2 из Н20, Н2О2, КМпО4.

Уметь: использовать и применять приобретенные знания и умения в классификации реакций

§13

35

Реакции, идущие с изменением состава веществ

Характеристика

реакций

по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения и обмена)

Тепловой эффект реакции

Знать/понимать  изменение состава вещества

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в составлении реакций

§14

36

Реакции, идущие с изменением состава вещества.Л.Р.№7,8

Отчёт

37

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Л.Р. № 10

Понятие о ир. Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Энергия активации. Факторы, влияющие на vp. Природа реагирующих веществ

.Д 19. Взрыв гремучей смеси. 20. Взаимодействие растворов Na2SO4 и ВаС12, Na с Н2О и С2Н5ОН, растворов Na2S2O3 и H2SO4 при разных температурах, растворов Na2S2O3 разных концентраций с H2SO4. 21. Опыты, иллюстрирующие действие катализаторов и ингибиторов.

 22. Взаимодействие Zn (порошок и гранулы) с НС1

Знать/понимать : понятия скорость химической реакции. Катализ;

Уметь: объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов.

§15

38

39

40

Обратимость химических реакций.Состояние химического равновесия и способы его смещения

Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации

Знать/понимать  химическое равновесие, обратимость

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

§16

41

42

Роль воды в химической реакции

Истиные растворы. Растворимость и классификация по этому признаку

Знать/понимать  растворимость и классификацию

Уметь: определять истинные растворы

17

43

Гидролиз

Гидролиз органических веществ (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ, в том числе гидролиз солей (3 случая). Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Биологическая роль гидролиза

Знать/понимать : понятия гидролиз солей, ступенчатый гидролиз, гидролиз органических соединений

Уметь: составлять схемы гидролиза веществ

§18

44

45

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Свойства кислот, оснований, солей с точки зрения ЭД.

Понятия  диссоциация, электролиты и неэлектролиты. Основания, соли, кислоты.

Знать/понимать  понятия основные понятия. Уметь различать соли, кислоты, основания; составлять уравнения электролитической диссоциации

§18, щаписи в тетради

46

47

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)

Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Классификация , реакций в свете электронной теории.  Опорные понятия теории ОВР. Методы составления уравнений ОВР:

ОВР в органической химии

Знать/понимать  понятия окислитель, восстановитель, окисление, восстановление;

Уметь: определять окислитель, восстановитель.

§19

48

Урок-упражнение по теме ОВР. Электролиз

Упражнения в составлении уравнений ОВР

Знать/понимать  понятия окислитель, восстановитель, окисление, восстановление;

Уметь: определять окислитель, восстановитель.

§19

49

Обобщающий урок

§13-19

50

Контрольная работа

Тема №4 «Вещества и их свойства» (18 часов)

51

Металлы и их свойства. Коррозия и способы защиты металлов от коррозии

Положение металлов в Периодической системе и строение их атомов. Общие физические свойства металлов. Оксиды и гидроксиды металлов. Значение металлов, в том числе в природе и жизни организмов

Д. 32. Образцы металлов, модели кристаллических решеток металлов. 33. Горение Na и Li в кислороде; взаимодействие Na с Н2О.

Л.6 Взаимодействие Mg с Н2О; Mg, Zn, Ге и Си с НС1; Fe с CuSO4 в растворе; А1 (или Zn) с NaOH в растворе

Знать/понимать основные металлы и сплавы.

Уметь: называть изученные вещества по « тривиальной» или международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

§20

52

53

Неметаллы. Окислительные и востановительные свойства неметаллов

Сравнительная характеристика галогенов.Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом,

Знать/понимать  понятия вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Уметь: характеризовать общие химические свойства неметаллов

§21

54

55

Кислоты органические и неорганические. Л.Р. № 12-15

Классификация кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров.

Д. 44. Свойства НС1, H2SO4(pa3e)HCH3COOH

45.. Реакция «серебряного зеркала» для НСООН

Знать/понимать важнейшие вещества серную, соляную, азотную и уксусную кислоты.

Уметь: называть изученные вещества объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

§22

56

Основания органические и неорганические.

 Классификация органических и неорганических оснований.

Знать/понимать : важнейшие вещества щелочи.

Уметь: называть изученные вещества по « тривиальной» или международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

§23

57

Соли. Представители солей и их значение, качественные реакции на катионы и анионы

Классификация солей. Химические свойства солей. Представители солей и их

Д. 49 Получение и амфотерные свойства А1(ОН)3. 50. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами

Уметь: называть изученные вещества по « тривиальной» или международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

§24

58

59

Урок-упражнений

60

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии.

Уметь: называть изученные вещества по « тривиальной» или международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

§25

61

62

Решение задач

63

Практическая работа №2 «решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений»

64

Обобщение и систематизация знаний

65

Контрольная работа

66

Анализ контрольной работы

67

Повторение

68

Обобщающий урок



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....

Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.

В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....