Рабочая программа по химии для 8 класса
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Сидорчик Анастасия Васильевна

Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_himii_8_b_kl.odt46.74 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2011 году.

Программа рассчитана на изучение химии в 8 классе из расчета 2 часа в неделю, всего 68 часов в учебном году. В программе предусмотрена практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений и постановке опытов. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой, ПК (для оформления различных видов работ: докладов, рефератов, презентаций, ресурсами Интернет и др).

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по химии.

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения вещества, зависимость их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов и энергии.

Цели и задачи изучения предмета

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды.

1.1.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

•вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

•химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

•применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Особенностью  содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения  естественнонаучных дисциплин. Данная  необходимость освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса химии выделено 68  часов, в том числе в 8 классе – 68 часов (2 час в неделю).

Для повышения образовательного уровня учащихся и развитию навыков проведения исследований и экспериментов программа включает в себя разнообразные практические и лабораторные работы.

1.2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ  КОМПЛЕКТ, ВКЛЮЧАЯ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ, А ТАКЖЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Учебно-методическое обеспечение

1. Программа общеобразовательных учреждений. Химия 8-9 классы / И.Г. Остроумов, А.С. Боев, О.С.Габриелян. – М.: Просвещение, 2006-57 с.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. –3е издание., стереотип.—М.: Дрофа, 2008.

3. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8»/ О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А.Ушакова и др.—М.: Дрофа, 2003—2006.

4. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриелян О.С.  « Химия. 8 класс».

5. Е.В.Савинкова  Н.Д.Свердлова  Сборник задач и упражнений по химии. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс».

6. Габриелян О.С. Настольная  книга  учителя химии.  8  класс. – М.: Блик плюс, 2005

1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса установлены Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.

      В результате изучения химии в 8 классе учащиеся должны

знать/понимать:

  1. химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  2. важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  3. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  1. называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  2. объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  3. характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  4. определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  5. составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  6. обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  7. распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  8. вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. безопасного обращения с веществами и материалами;
  2. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  3. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  4. критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  5. приготовления растворов заданной концентрации.

1.4. ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ СОШ № 215 и подразделяется на:

  • годовая аттестация – оценка качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета учебного плана за учебный год;
  • аттестация за четверть  (полугодие)– оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) учебного предмета по итогам учебной четверти (учебного полугодия) на основании текущей аттестации;
  • текущая аттестация  – оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по результатам образовательного процесса.

Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ обучающихся  являются:

1)  формы письменной проверки:

письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: контрольные и самостоятельные работы, тесты, диктанты, сочинения, изложения, само и взаимоконтроля и другие.

2)  формы устной проверки:

устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.

Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ обучающихся могут использоваться информационно-коммуникационные технологии.

При промежуточной аттестации обучающихся применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах) - 5 («отлично»),  4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»),   словесного (оценочного) суждения.

Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости  с учетом результатов письменных контрольных работ.

Основанием для аттестации учащихся за четверть (полугодие) является не менее семи отметок изучении учебного предмета в учебном году.

Обучающиеся, временно проходящие обучение в санаторно-лечебных организациях, в которых осуществляется образовательная деятельность, реабилитационных и других общеобразовательных организациях, аттестуются на основе их аттестации в этих общеобразовательных организациях.   Из этих общеобразовательных организаций  родители (законные представители) обязаны  представить заверенную печатью справку (табель оценок) с текущими или итоговыми отметками.

Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 2/3 учебного времени, не аттестуются по итогам четверти. Вопрос об аттестации таких обучающихся решается в индивидуальном порядке.

При пропуске обучающимися по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть, обучающийся не аттестуется.

Завершение учебного года завершается годовой аттестацией с выставлением годовых отметок.

Годовые отметки выставляются на основе четвертных оценок, как округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих оценок, полученных обучающимся в период учебного года по данному учебному предмету.

Неудовлетворительный результат годовой промежуточной аттестации по учебному предмету или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Критерии и нормы оценки

результатов освоения основной общеобразовательной программы

Урок главная часть учебного процесса, где сосредотачивается учебная деятельность учителя и учащегося. Урок это  – познание, открытие, деятельность, развитие, самопознание, самореализация, мотивация, инициативность, уверенность, потребность.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

  • уроки изучения нового учебного материала;
  • уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
  •  уроки обобщения и систематизаций;
  • комбинированные уроки;
  •  уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля:

  • Устный опрос (позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета.)
  • Письменный контроль (позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.)

а) Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития». Результаты фиксируются в общешкольной системе мониторинга ЗУН и УУД. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в журнале и в дневнике учащегося.

б) Проверочная работа по итогам изучения темы  учащимися проводится после изучения темы и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной работы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в журнал, а для учащихся и их родителей представляются в  дневнике.

в) Итоговая проверочная работа проводиться в конце изучения раздела, включает основные темы учебного года. Задание рассчитано не только на проверку знаний, но и развивающего эффекта обучения. Результаты фиксируются в общешкольной системе мониторинга. Результаты итоговой работы заносятся учителем в  журнал, а для учащихся и их родителей представляются в  дневнике.

  • Зачёт (проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определённой теме каждым учащимся, перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач).
  • Лабораторные и практические работы проводится после изучения темы и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной работы. Результаты лабораторных/практических работ заносятся учителем в журнал, а для учащихся и их родителей представляются в  дневнике.

Оценка устного ответа

Отметка «5» – ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4» – ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З» – ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» – при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5» – в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4» – в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3» – в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2» – имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении; отсутствие ответа на задание.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5» – работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» – работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3» – работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» – допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5» – ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4» – ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3» – работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2» – работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок; работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

Для теста из 30 вопросов:

  • 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;
  • 19-24 правильных ответов — оценка «4»;
  • 13-18 правильных ответов — оценка «З»;
  • меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

Реферат

Реферат оценивается по  следующим критериям:

  • соблюдение требований к его оформлению;
  • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведённой в тексте реферата информации;
  • умение учащегося свободно излагать основные идеи, отражённые в реферате;
  • способность учащегося понять суть задаваемых вопросов и сформировать точные ответы на них.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Первоначальные химические понятия. (7 часов)

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Тема 1. Атомы химических элементов.(10 часов)

Атомы и молекулы. Химический элемент. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Строение атома. Ядро и электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов периодического закона. Расчеты по химической формуле вещества. Обобщение и систематизация знаний.

Тема 2. Простые вещества. (6 часов)

Типы химической связи. Понятие о валентности и степени окисления. Знаки химических элементов, химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объём. Решение расчетных задач. Обобщение знаний по теме.

Тема 3. Соединения химических элементов.(12 часов)

Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических соединений. Обобщение знаний по теме.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. (9 часов)

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химической реакции. Обратимые и необратимые реакции. Обобщение знаний.

Тема 5. Простейшие операции с веществом.(6 часов)

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов. Определение признаков химических реакций. Составление уравнений химических реакций.

Определение признаков химических реакций. Вычисление массы сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора.

Практические работы:

№1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

№2. Наблюдение за горящей свечой

№3. Анализ почвы и воды.

№4. Признаки химических реакций.

№5. Получение водорода и его свойств.

№6. Получение и свойства кислорода.

№7. Приготовление раствора соли и расчет ее массовой доли в растворе.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (16 часов).

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Обобщение по теме.

Практические работы:

№8 "Условия протекания химических реакций между растворами электролитов"

№9 "Свойства кислот оснований, оксидов и солей".

№10 "Решение экспериментальных задач".

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Введение. Первоначальные химические понятия.

7

2

Тема 1.Атомы химических элементов

10

3

Тема 2.Простые вещества

6

4

Тема 3.Соединения химических элементов

12

5

Тема 4.Изменения, происходящие с веществами.

9

6

Тема 5. Простейшие операции с веществом.

6

7

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

16

8

Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класс

1

9

Обобщение

1

ИТОГО:

68

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ  (ПОУРОЧНОЕ)  ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Основные элементы содержания

Практика

Формы контроля

Планируемые результаты обучения

Дата

Введение-5 ч.

1

1. Химия  наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Химия как часть естествознания. Химия  наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Атомы и молекулы. Простые вещества. Сложные вещества. Наблюдение,

Фронтальный опрос, записи в тетради

Знать понятие «химия», «атом», «вещество», «тело». Знать, что называют простыми и сложными веществами. Различать химические реакции и физические явления.

2

2. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека

Химическая реакция. Отличие химических реакций от физических явлений. Хемофилия и хемофобия.

3

3. Практическая работа № 1 Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности

Практическая работа №1

Инструктаж, практикум

Оформить отчёт

Знать химическую посуду. Уметь работать с пробирками. Знать и соблюдать правила ТБ.

4

4. Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов

Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды

Фронтальный беседа, записи в тетради

Знать важнейшие химические понятия. Уметь  объяснять физический смысл атомного порядкового номера химического элемента, номеров группы, периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д. И. Менделеева.

5

5. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса

Химические формулы. Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении

Фронтальный беседа, записи в тетради, тест

Знать относительные атомные и молекулярные массы. Уметь составлять химические формулы, уметь считать относительные молекулярные и атомные масса.

Атомы химических элементов-10 ч.

6

1. Основные сведения о строении атомов

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны, электроны)

Фронтальный опрос, записи в тетради, задания на карточках

Знать понятие «атом», «электрон», «изотопы» Знать строение атома. Уметь определять атом по первичным данным.

7

2. Изотопы как разновидности атомов химического элемента

Изотопы

8

3. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов

Строение электронных оболочек атомов  элементов 1-20 ПСХЭ Д. И. Менделеева

Уметь составлять электронные конфигурации атомов. Знать строение электронных облаков.

9

4. Периодическая система химических элементов и строение атомов. Изменение числа электронов

Периодический закон и ПСХЭ. Группы и периоды. Строение атома. Простые вещества (Ме и НеМе)

Уметь  объяснять физический смысл атомного порядкового номера химического элемента, номеров группы, периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д. И. Менделеева;  характеризовать химический элемент на основе их положения в Периодической системе Д. И. Менделеева

10

5. Ионная связь

Ионная связь. Ионы. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Составление схем образование химической схемы

Фронтальный опрос, записи в тетради, задания на карточках

Знать понятие «связь». Знать виды связей в химии. Уметь отличать связи в химический соединениях.

11

6. Ковалентная неполярная химическая связь

Ковалентная неполярная химическая связь.

12

7. Ковалентная полярная химическаясвязь.Электроотрицательность.

Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность.

13

8. Понятие о металлической связи

Металлическая связь

14

9. Обобщение и системати

зация знаний по теме «Атомы химических элементов»

Систематизации и обобщения знаний,

Решение задач и упражнений

Иметь первичные знания о предмете «Химия». Знать термины и понятия, используемые в химии. Уметь проводить простейшие расчёты, составлять электронные конфигурации.

15

10. Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов»

Тестирование

Простые вещества 7 ч.

16

1. Важнейшие простые вещества-металлы

Простые вещества металлы. Характеристика положения элементов-металлов в Периодической системе. Строение атомов металлов.

Металлическая связь; физические свойства металлов - простых веществ. Аллотропия олова

Фронтальный опрос, записи в тетради, задания на карточках

Знать простые вещества. Уметь давать им характеристику. Знать физические свойства металлов и неметаллов. Знать аллотропные модификации некоторых простых веществ. Уметь определять химические связи  в молекулах.

17

2. Простые веществанеметаллы

Простые вещества-Неметаллы. Положение элементов-неметаллов в Периодической системе. Строение их атомов. Ковалентная связь . Физические свойства неметаллов – простых веществ. Понятие аллотропии на примере модификаций кислорода. Аллотропия фосфора, углерода.

18

3. Количество вещества. Моль. Молярная масса

Количество вещества, моль. Молярная масса. Постоянная Авогадро

Фронтальный опрос, записи в тетради, задания на карточках

Знать понятия «моль, молярный объём, молярная масса». Уметь вести простейшие расчёты по формуле. Уметь решать задачи.

19

4. Молярный объем газообразных веществ

Молярный объем. Миллимолярный и киломолярный объем.

20

5. Решение задач по формуле

Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем

21

6. Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»

22

Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества»

Тестирование

Соединения химических элементов-13 ч.

23

1. Степень окисления. Бинарные   соединения

Понятие о степени окисления. Составление формул по степени окисления.

Составление формул

Фронтальный опрос, записи в тетради, задания на карточках

Знать понятие «степень окисления» и уметь её определять в молекулах.

24

2. Оксиды. Летучие водородные соединения

Оксиды. Уметь называть оксиды, определять состав вещества по их формулам, степень окисления.

Знать понятие «оксиды, гидроксиды, основания, кислоты, соли». Знать классификацию соединений. Уметь различать классы неорганической химии между собой. Знать кислоты. Уметь составлять формулы основываясь на степенях окисления. Уметь называть соединения

25

3. Основания,их состав и названия.

Основания. Ионы. Катионы и анионы. Определение характера среды. Индикаторы

26

4. Кислоты  их состав и названия

Кислоты. Определение характера среды. Индикаторы

27

5. Соли их состав и названия.

Соли. Составление формул по степени окисления

28

6. Основные классы неорганических веществ

Основные классы неорганических соединений. Классификация сложных веществ, определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам. Упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. Расчеты по формулам соединений

Фронтальный опрос, записи в тетради, задания на карточках

Уметь выполнять упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. Расчеты по формулам соединений

29

7. Аморфные и кристаллические вещества

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Закон постоянства состава

Знать какие вещества называют аморфными и кристаллическими. Знать закон постоянства состава.

30

8. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ

Чистые вещества и смеси веществ Разделение смесей веществ. Очистка веществ. Фильтрование

Знать, что называют чистыми веществами и смеси. Знать способы разделения веществ.

31

9. Практическая работа №2 «Анализ почвы и воды»

Разделение смесей  веществ. Очистка веществ. Фильтрование

Практическая работа №2

Инструктаж, практикум

Оформить отчёт

Знать химическую посуду. Уметь работать с пробирками. Знать и соблюдать правила ТБ.

32

10. Массовая и объемная доля компонентов  смеси

Массовая доля растворенного вещества

Расчёты по формулам

Фронтальный опрос, записи в тетради, задания на карточках

Знать понятие «массовая и объёмная доля». Уметь решать задачи по формуле

33

11. Расчеты, связанные с понятием «доля» (ω,φ)

Решение задач и упражнений на расчет доли (массовой или объемной) и, нахождение массы (объема) компонента смеси

34

12. Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

Взвешивание. Приготовление растворов

Практическая работа №3

Инструктаж, практикум

Оформить отчёт

Знать химическую посуду. Уметь работать с пробирками. Знать и соблюдать правила ТБ.

35

Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов»

Изменения, происходящие с веществами-13 ч.

36

1. Физические явления в химии.

Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах. Очистка питьевой воды. Перегонка нефти

Фронтальный опрос, записи в тетради, задания на карточках

Знать способы очистки веществ, уметь различать химические  и физические явления. Уметь составлять схему химических уравнений. Уметь расставлять коэффициенты.

37

2. Химические реакции Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Уравнение и схема химической реакции

38

3. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. Практическая работа №4

Наблюдение за происходящими явлениями, их описание и обоснование.

Практическая работа №4

Инструктаж, практикум

Отчёт

Знать химическую посуду. Уметь работать с пробирками. Знать и соблюдать правила ТБ.

39

4. Составление уравнений химических реакций

Уравнение и схема химической реакции

Составление уравнений

Фронтальный опрос, записи в тетради, задания на карточках

Уметь составлять химические уравнения, проводить простейшие расчёты.

40

5. Расчеты по химическим уравнениям

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества

Решение задач и упражнений

Знать типы химических реакций, уметь их разливать. Уметь составлять уравнения химических реакций. Уметь пользоваться рядом напряжений металлов. Знать особенности реакции замещения.

41

6. Реакции разложения

Реакции разложения. Получение кислорода

Составление уравнений химических реакций

42

7. Реакции соединения

Реакции соединения

43

8. Реакции замещения

Реакции замещения. Общие химические свойства металлов: реакции с кислотами, солями. Ряд напряжений металлов

44

9. Реакции обмена

Реакции обмена

45

10. Признаки химических реакций.

Практическая работа № 5

Наблюдение за происходящими явлениями, их описание и обоснование.

Практическая работа №5

Инструктаж, практикум

Отчёт

Знать химическую посуду. Уметь работать с пробирками. Знать и соблюдать правила ТБ.

46

11. Типы химических реакций на примере свойств воды

Классификация х/р по признаку. Вода и ее свойства

Фронтальный опрос, записи в тетради, задания на карточках

Знать классификацию химических реакций.

47

12.  Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Химические реакции. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Уравнения химических реакций

Систематизации и обобщения знаний, решение задач и упражнений

Знать основные классы неорганических веществ, химические реакции, классификацию химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Уметь составлять уравнения химических реакций

48

Контрольная работа №4  по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

Тестирование

Растворение. Растворы.  Свойства растворов электролитов  15+4ч

50

1. Растворение как физико-химический процесс. Растворимость

Растворимость веществ в воде

Фронтальный опрос, записи в тетради, задания на карточках

Понимать физико-химические процессы. Различать электролиты и неэлетролиты. Знать понятие «электролитическая диссоциация»

51

2. Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация.

Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация

52

3. Основные положения теории ЭД

Электролитическая диссоциация  кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы

Знать основные положения теории электролитической диссоциации. Знать классификацию классов неорганических соединений. Уметь составлять ионные уравнения.

53

4. Ионные уравнения.

Реакции ионного обмена

54

5. Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства

Кислоты. Электролитическая диссоциация (ДЭ) кислот. Реакции ионного обмена. Характер среды. Индикаторы. Ряд напряжений металлов

55

6.  Основания в свете ТЭД; их классификация, свойства

Основания. ЭД щелочей. Определение характера среды. Индикаторы. Реакции ионного обмена

Фронтальный опрос, записи в тетради, задания на карточках

56

7. Соли в свете ТЭД, их свойства

Соли. ЭД солей    в водных растворах. Ряд напряжений металлов, использование таблицы растворимости.

57

8.  Оксиды, их классификация, свойства

Оксиды

58

9. Генетические ряды металлов и неметаллов.

Основные классы неорганических веществ

Составление уравнений химических реакций

Уметь составлять генетические ряды. Уметь решать цепочки химических реакций.

59

10. Генетическая связь между классами неорганических веществ

Основные классы неорганических веществ

60

11. Практическая работа № 6 «Свойство кислот, оснований, оксидов и солей».

Наблюдение за происходящими явлениями, их описание и обоснование

Практическая работа №6

Инструктаж, практикум

Оформить отчёт

Знать химическую посуду. Уметь работать с пробирками. Знать и соблюдать правила ТБ.

61

12 Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач».

Наблюдение за происходящими явлениями, их описание и обоснование

Практическая работа №7

Инструктаж, практикум

Оформить отчёт

62

13.  Окислительно-восстановительные реакции

Классификация реакций по изменению степени окисления: окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель

Фронтальный опрос, записи в тетради, задания на карточках

Уметь составлять ОВР, знать степени окисления. Уметь расставлять коэффициенты методом электронного баланса.

63

14. Обобщение и систематизация знаний по теме

Систематизации и обобщения знаний, решение задач и упражнений

64

15.  Итоговая контрольная работа №5 «Растворение. Растворы.  Свойства растворов электролитов»  

Тестирование

65

Резерв 4 часа

66

67

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....

Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.

В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....