Рабочие программа по химии для 9 класса
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Гаврилова Елена Ивановна

Данная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по химии. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.

В системе естественно - научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая часть  программы включает сведения о неорганических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А.М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Изучение химии направлено на достижение следующих целей:

·  освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

·  овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

·  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

·  воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

·  применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

3

Перечень формируемых компетенций:

  1. Информационная: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, таблиц, схем и т.д.; умение работать со справочниками и словарями в поиске необходимых знаний.
  2. Познавательная: сравнение, сопоставление, классификация обьектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
  3. Коммуникативная: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
  4. Рефлексивная: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

 

Программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_himii_dlya_9_klassa.doc336 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благовещенская  средняя общеобразовательная школа №1                                                               имени Петра Петровича Корягина»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей ______________________

по УВР

__________ О.И. Реймер

Протокол №______________

 _________(Н.А. Кухленко )

Приказ № ____________

от «____»____________20__г.

«____»_________20__г.

от «___» __________20__г.

Руководитель МО

 __________ (Л.И. Ермоленко)                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Химия»

9 классы

основное общее образование, базовый уровень  

      Рабочая программа составлена на основе: авторской программы основного общего образования по химии  Н.Н.Гара, Москва, Издательство «Просвещение», 2010

Составитель

Гаврилова Елена Ивановна, учитель химии высшей квалификационной категории

р.п. Благовещенка – 2016

Содержание

стр.

1. Пояснительная записка                                                                                                              3

2. Календарно – тематический план                                                                                             5                                                                                          

3. Планируемые образовательные  результаты обучающихся                                                   15

4. Способы и формы оценивания образовательных результатов                                              16

5. Учебно-методическое обеспечение                                                                                          19

6. Лист внесения изменений и дополнений                                                                                 20

7. Выполнение программы                                                                                                            21

        

2

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по химии. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.

В системе естественно - научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая часть  программы включает сведения о неорганических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А.М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Изучение химии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

3

Перечень формируемых компетенций:

  1. Информационная: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, таблиц, схем и т.д.; умение работать со справочниками и словарями в поиске необходимых знаний.
  2. Познавательная: сравнение, сопоставление, классификация обьектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
  3. Коммуникативная: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
  4. Рефлексивная: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.

Рабочая программа  ориентирована на  учебно-методический комплект:

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - М.: «Просвещение», 2009.

 2. Гара Н.Н. Примерная  программа по химии. 8-9 классы.- М.: Просвещение, 2010.

                                                                         4


Календарно – тематический план (_68_ ч., из них _0_ ч. резерв)

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата

Требования к уровню подготовки обучающихся

Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч)

1

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах

1

Учащиеся должны знать: определение электролитов и неэлектролитов, электролитической диссоциации.

Учащиеся должны уметь: объяснять механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью.

2

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей

1

Учащиеся должны знать: определение «кислота», «основание», «соль» в свете ТЭД, определение кристаллогидратов.

Учащиеся должны уметь: записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей

3

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации

1

Учащиеся должны знать: что свойства растворов электролитов определяются содержанием в растворе определенных ионов.

Учащиеся должны уметь: определять в водных растворах наличие катионов и анионов.

4 - 5

Реакции ионного обмена и условия их протекания

2

Учащиеся должны знать: определение реакции ионного обмена, условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца.

Учащиеся должны уметь: лабораторные опыты по проведению реакций ионного обмена

6-7

Окислительно-восстановительные  реакции. Окисление и восстановление

2

Учащиеся должны знать: определение окислительно-восстановительной реакции, окислитель, восстановитель.

Учащиеся должны уметь: определять окислительно-восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса.

8

Гидролиз солей

1

Учащиеся должны знать: определение гидролиза солей.

Учащиеся должны уметь: записывать уравнения реакции гидролиза полного и сокращенного уравнения 

9

Практическая работа №1 Решение экспе-риментальных задач по теме «Электроли-тическая диссоциа-ция»

1

Учащиеся должны знать: правила работы в химическом кабинете.

Учащиеся должны уметь: самостоятельно проводить опыты, записывать уравнения гидролиза, делать выводы.

10

Контрольная работа№1 по теме «Электролитическая диссоциация»

1

 Учащиеся должны знать: определение реакции ионного обмена, условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца; основные приемы решения задач данного типа.

Учащиеся должны уметь: выполнять расчеты по формулам.

Тема 2. Кислород и сера ( 9ч)

11

Положение кисло-рода и серы в периодической сис-теме химических элементов, строение их атомов. Озон — аллотропная моди-фикация кислорода

1

Учащиеся должны знать: положение кислорода и серы в ПСХЭ, физические и химические  свойства, применение.

Учащиеся должны уметь: давать характеристику данным веществам, доказывать химические свойства серы, составлять уравнения реакций

12

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение

1

Учащиеся должны знать: положение кислорода и серы в ПСХЭ, физические и химические  свойства, применение.

Учащиеся должны уметь: давать характеристику данным веществам, доказывать химические свойства серы, составлять уравнения реакций

13

Сероводород. Сульфиды

1

Учащиеся должны знать: определение сульфидов, основные свойства сероводорода и сульфидов.

Учащиеся должны уметь: записывать уравнения реакций с участием сероводорода, сульфидов.

14

Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли

1

Учащиеся должны знать: строение сернистого газа, сернистой кислоты, строение оксида серы (VI).

Учащиеся должны уметь: записывать уравнения реакций с участием сернистого газа и сернистой кислоты, оксида серы (VI).

15

Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли

1

Учащиеся должны знать: строение оксида серы и серной кислоты, основные их свойства.

Учащиеся должны уметь: записывать уравнения реакций с участием оксида серы и серной кислоты.

16

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты

1

Учащиеся должны знать: окислительные свойства серной кислоты.

Учащиеся должны уметь: записывать окислительно-восстановительные уравнения реакций с участием  серной кислоты.

17

Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

1

 Учащиеся должны знать: правила работы в химическом кабинете.

Учащиеся должны уметь: выполнять экспериментальные задачи по определению веществ, делать самостоятельно выводы на основе наблюдений.

18

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Химическое равновесие

1

Учащиеся должны знать: определение скорости химической реакции, зависимость скорости от различных  условий.

Учащиеся должны уметь: объяснять влияние различных условий на скорость химической реакции, решать задачи.

19

Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ

1

Учащиеся должны знать: основные приемы решения задач данного типа.

Учащиеся должны уметь: выполнять расчеты по формулам.

Тема 3. Азот и фосфор (10ч)

20

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов. Строение их атомов. Азот.  Свойства,  применение.

1

Учащиеся должны знать: положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов, свойства, применение.

Учащиеся должны уметь: давать характеристику данным веществам.

21

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение.

1

Учащиеся должны знать: строение молекулы аммиака, физические и химические свойства.

Учащиеся должны уметь: доказывать химические свойства аммиака, записывать уравнения реакций.

22

Соли аммония

1

Учащиеся должны знать: состав, строение, свойства,  применение солей аммония, нитратов - солей азотной кислоты.

Учащиеся должны уметь: доказывать общие свойства солей на примере солей аммония, нитратов, записывать уравнения реакций

23

Практическая работа №3 «Получение аммиака и изучение его свойств»

1

Учащиеся должны знать: правила работы в химическом кабинете

Учащиеся должны уметь: самостоятельно проводить опыты, делать выводы на основе наблюдений

24

Азотная кислота. Строение  молекулы. Получение

1

Учащиеся должны знать: строение азотной  кислоты, основные её свойства.

Учащиеся должны уметь: записывать уравнения реакций с участием азотной кислоты.

25

Окислительные свойства азотной кислоты

1

Учащиеся должны знать: строение азотной  кислоты, основные её свойства.

Учащиеся должны уметь: записывать уравнения реакций с участием азотной кислоты.

26

Соли азотной кислоты

1

Учащиеся должны знать: состав, строение, свойства,  применение солей аммония, нитратов - солей азотной кислоты.

Учащиеся должны уметь: доказывать общие свойства солей на примере солей аммония, нитратов, записывать уравнения реакций.

27

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора

1

Учащиеся должны знать:

положение фосфора в ПСХЭ, строение его атома, свойства, аллотропные модификации, применение.

Учащиеся должны уметь: давать характеристику данным веществам.

28

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. Минеральные удобрения

1

Учащиеся должны знать: строение и свойства соединений фосфора (оксида, ортофосфорной кис-лоты, солей), классификацию минеральных удобрений их состав, свойства.

Учащиеся должны уметь: давать характеристику данным веществам, записывать состав и получение основных видов фосфорных удобрений

29

Практическая работа №4 «Определение минеральных удоб-рений»

1

Учащиеся должны знать: правила работы в химическом кабинете.

Учащиеся должны уметь: самостоятельно проводить опыты, делать выводы на основе наблюдений

Тема 4. Углерод и кремний (7ч)

30

Положение углерода и кремния  в периодической системе химических элементов. Строение их атомов. Аллотропные моди-фикации углерода

1

Учащиеся должны знать: положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов, свойства, характер соединений, образованных этими соединениями

Учащиеся должны уметь: давать характеристику данным веществам

31

Химические свойства углерода. Адсорбция

1

Учащиеся должны знать:

химические свойства углерода, понятие адсорбции, применение углерода и кремния.

Учащиеся должны уметь:

доказывать химические свойства углерода, записывать уравнения реакций

32

Угарный газ, свойст-ва, физиологическое действие на организм

1

Учащиеся должны знать:

химические свойства оксида углерода, его физиологического воздействия на организм, применение.

Учащиеся должны уметь: доказывать химические свойства оксида углерода, записывать уравнения реакций

33

Углекислый газ. Угольная кислота и её соли

1

Учащиеся должны знать: состав, строение, свойства углекислого газа и угольной  кислоты,  её солей.

Учащиеся должны уметь: доказывать химические свойства данных соединений, записывать уравнения реакций

34

Практическая работа№5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

1

Учащиеся должны знать: правила работы в химическом кабинете.

Учащиеся должны уметь: самостоятельно проводить опыты, делать выводы на основе наблюдений

35

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент

1

Учащиеся должны знать: строение, химические свойства кремния и его соединений,  применение кремния и его соединений.

Учащиеся должны уметь: доказывать химические свойства кремния и его соединений, записывать уравнения реакций.

36

Контрольная работа по тем№2 «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний»

1

Учащиеся должны уметь: применять полученные знания, умения и навыки при выполнении контролирующих заданий

Тема 5. Общие свойства металлов (14ч)

37

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Металлическая связь. Физические свойства металлов

1

Учащиеся должны знать: понятие металлической связи и металлической крис-талллической решетки, физические свойства металлов.

Учащиеся должны уметь: давать общую характеристику металлов, объяснять их физические свойства, исходя из строения и металлической связи.

38

Химические свойства металлов.  Ряд нап-ряжений металлов

1

Учащиеся должны знать: химические свойства металлов, виды сплавов.

Учащиеся должны уметь: доказывать химические свойства металлов, записывать уравнения реакций в молекулярном и окислительно-восстановительном виде

39

 Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение

1

Учащиеся должны знать: свойства, нахождение в природе, области применения щелочных металлов.

Учащиеся должны уметь: записывать уравнения реакций, доказывающие свойства металлов.

40

Кальций и его соединения

1

Учащиеся должны знать: свойства, нахождение в природе, области применения щелочноземельных металлов, качественные реакции на ион кальция

Учащиеся должны уметь: записывать уравнения реакций, доказывающие свойства металлов

41

Жесткость воды и способы ее устранения

1

Учащиеся должны знать: понятие жесткости воды, её виды, способы устранения временной и постоянной жесткости воды в промышленности и быту.

Учащиеся должны уметь: объяснять способы устранения жесткости, записывать уравнения в молекулярном и ионном виде

42

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства   алюминия

1

Учащиеся должны знать: свойства, области применения алюминия и его соединений, нахождение в природе

Учащиеся должны уметь: записывать уравнения, доказывающие химические свойства алюминия и его соединений в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде

43

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия

1

Учащиеся должны знать: свойства оксида и гидроксида алюминия

Учащиеся должны уметь: записывать уравнения, доказывающие химические свойства данных соединений в молекулярном и ионном  виде

44

 Обобщение знаний по теме «Элементы IA—Ш А-групп периодической таблицы химических элементов»

1

Учащиеся должны знать: основные свойства металлов и их соединений, промыш-ленные способы получения металлов, перспективы развития металлургических производств.

Учащиеся должны уметь: применять полученные знания при решении качественных и расчетных  задач

45

Железо.  Нахождение в природе.  Свойства железа

1

Учащиеся должны знать: нахождение железа в природе, способы его получения, применение, свойства

Учащиеся должны уметь: доказывать химические свойства железа, записывать уравнения реакций в молекулярном и окислительно-восстановительном виде

46

Оксиды, гидроксиды и соли железа( II) и железа (III)

1

Учащиеся должны знать: основные химические свойства соединений железа.

Учащиеся должны уметь: записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном  виде

47

Понятие о метал-лургии. Способы получения металлов. Проблемы безот-ходных производств в металлургии и охрана окружающей среды

1

Учащиеся должны знать: области применения металлов и их соединений, их роль в природе и жизни человека

Учащиеся должны уметь: применять знания и умения, полученные при изучении темы

48

Сплавы

1

Учащиеся должны знать: области применения сплавов, их роль в природе и жизни человека

Учащиеся должны уметь: применять знания и умения, полученные при изучении темы

49

Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач по теме  «Металлы и их соединения»

1

Учащиеся должны знать: правила работы в химическом кабинете.

Учащиеся должны уметь: самостоятельно проводить опыты, делать выводы на основе наблюдений

50

Контрольная работа №3 по теме «Общие свойства металлов»

1

Учащиеся должны уметь: применять полученные знания, умения и навыки при выполнении контролирующих заданий

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2ч)

51

Первоначальные сведения о строении органических ве-ществ. Основные положения теории строения органи-ческих соединений А. М. Бутлерова

1

Учащиеся должны знать: определение органической химии, что изучает данная наука, основные положения теории строения органических веществ

Учащиеся должны уметь: объяснять на примерах положения теории

52

Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений

1

Учащиеся должны знать: определение органической химии, что изучает данная наука, основные положения теории строения органических веществ, понятие изомерии и классификации органических веществ

Учащиеся должны уметь: объяснять на примерах положения теории, писать и называть формулы изомеров

Тема 7. Углеводороды (4ч)

53

Предельные углево-дороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение

1

Учащиеся должны знать: определение предельных,  углеводородов, понятие гомологической разности, свойства алканов.

Учащиеся должны уметь: записывать молекулярные, структурные и электронные формулы углеводородов, называть их по систематической номенклатуре

54

Непредельные угле-водороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение

1

Учащиеся должны знать: определение  непредельных углеводородов, понятие гомологической разности, свойства  алкенов.

Учащиеся должны уметь: записывать молекулярные, структурные и электронные формулы углеводородов, называть их по систематической номенклатуре

55

Ацетилен. Диеновые углеводороды. Поня-тие о циклических углеводородах

1

Учащиеся должны знать: определение  непредельных углеводородов, понятие гомологической разности, свойства  алкинов, алкадиенов.

Учащиеся должны уметь: записывать молекулярные, структурные и электронные формулы углеводородов, называть их по систематической номенклатуре

56

Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Защита атмосферного воз-духа от загрязнения

1

Учащиеся должны знать: состав природных и попутных газов, нефти, нефтепродуктов, области их применения

Учащиеся должны уметь: доказывать необходимость защиты атмосферного воздуха от загрязнений при переработке углеводородного сырья

Тема 8. Спирты (2ч)

57

Одноатомные спир-ты. Метанол. Этанол. Физиологическое действие спиртов на организм. Приме-нение

1

Учащиеся должны знать: определение спиртов, их состав и строение, свойства

Учащиеся должны уметь: составлять молекулярные, структурные и электронные формулы спиртов, называть их по систематической номенклатуре

58

Многоатомные спир-ты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение

1

Учащиеся должны знать: определение спиртов, их состав и строение, свойства

Учащиеся должны уметь: составлять молекулярные, структурные и электронные формулы спиртов, называть их по систематической номенклатуре

Тема 9. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры (3ч)

59

Муравьиная и уксус-ная кислоты. Приме-нение

1

Учащиеся должны знать: определение карбоновых кислот, их состав и строение, свойства

Учащиеся должны уметь: составлять молекулярные, структурные и электронные формулы кислот, называть их по систематической номенклатуре

60

Высшие карбоновые кислоты. Сложные эфиры

1

Учащиеся должны знать: определение сложных эфиров, их состав и строение, свойства

Учащиеся должны уметь: записывать структурные формулы сложных эфиров,  уравнения гидролиза

61

Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме

1

Учащиеся должны знать: определение  жиров, их состав и строение, свойства

Учащиеся должны уметь: записывать структурные формулы  жиров, уравнения гидролиза жира и образование его

Тема 10. Углеводы (2ч)

62

Глюкоза, сахароза. Нахождение в природе. Роль глюко-зы в питании и укреплении здоровья

1

Учащиеся должны знать: классификацию  углеводов, их состав и строение, свойства

Учащиеся должны уметь: записывать уравнения окисления, восстановления, бро-жения глюкозы, гидролиза сахарозы.

63

Крахмал, целлюлоза — природные полимеры. Приме-нение

1

Учащиеся должны знать: классификацию  углеводов, их состав и строение, свойства

Учащиеся должны уметь: записывать уравнения  гидролиза крахмала и целлюлозы

Тема 11. Белки. Полимеры (4ч)

64

Белки — биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании

1

Учащиеся должны знать: состав и строение, свойства белков, качественные реакцию на белок

Учащиеся должны уметь: проделать цветные реакции на белки

65

Полимеры — высо-комолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение

1

Учащиеся должны знать: определение пластмасс их состав, свойства

Учащиеся должны уметь: записывать в общем виде уравнения получения некоторых пластмасс (полиэтилен, полипропилен)

66

Химия и здоровье. Лекарства

1

Учащиеся должны знать: области применения органических веществ и их соединений, их роль в природе и жизни человека

Учащиеся должны уметь: применять знания и умения, полученные при изучении темы

67

Контрольная работа №4 по теме «Органические соединения»

1

Учащиеся должны уметь: применять полученные знания, умения и навыки при выполнении контролирующих заданий

68

Анализ контрольной работы

1

Учащиеся должны уметь: применять полученные знания, умения и навыки при анализе контролирующих заданий

 Итого:2*34=68 часов

14


Планируемые образовательные  результаты обучающихся

В результате изучения химии 9 класса ученик должен

знать/понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

уметь:

  • называть химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-ион, сульфат-ион, карбонат-ион;
  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

15

Способы и формы оценивания образовательных результатов

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
  • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную  информацию);
  • полнота (соответствие объёму программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные и несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа ( например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить  теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Контроль знаний, умений и навыков осуществляется следующими образом:

  1. Текущий контроль (письменные контрольные работы) по темам: «Электролитическая диссоциация», «Кислород и сера» и «Азот и фосфор», «Общие свойства металлов», «Органические соединения».
  2. Кроме  основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные и проверочные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
  3. Контроль практических навыков отслеживается при проведении практических и лабораторных работ.

Итого в течение курса:

Контрольных работ – 4;

Проверочных и самостоятельных работ – 8;

Практических работ – 6;

Лабораторных опытов – 12.

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

·     дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий;

·     материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

·     ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

·     дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий;

·     материал изложен в определенной последовательности;

·     допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка «3»:

·     дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка
или ответ неполный, построен несвязно.

Отметка «2»:

·   

16

  ответ обнаруживает непонимание основного содержания  учебного материла;

·     допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка умений решать задачи

Отметка «5»:

·     в логическом рассуждении и решении нет ошибок;

·     задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

·     в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом;

·     допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

·     в логическом рассуждении нет существенных ошибок;

·    

 допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

·     имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Оценка экспериментальных умений  (в процессе      выполнения практических работ по инструкции)

Оценку ставят тем учащимся,   за которыми было организовано наблюдение.

Отметка  «5»:

·     работа  выполнена полностью,  сделаны правильные   наблюдения и выводы;

·     эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники   безопасности и правил работы с веществами и приборами;

·     проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места порядок на столе, экономно используются реактивы).  

Отметка «4»:

·     работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.

Отметка «3»:

·     ответ неполный,   работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами),    которую учащийся исправляет по требованию учителя.
Отметка «2»:

·     допущены две или   более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении  работы, по ТБ при работе с веществами и приборами,    которые учащийся не может исправить.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.

Отметка «5»:

·    план решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических

реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

·     план решения составлен правильно;

·     осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

·     допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).

Отметка   «3»:

17

·     план  решения составлен правильно;

·     осуществлен подбор химических  реактивов и оборудования;

·     допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка  «2»:

·     допущены две  и более ошибки (в плане  решения,   в подборе химических,  реактивов и оборудования,  в объяснении и выводах).

Оценка за письменную контрольную работу

При оценивании ответа учащегося необходимо читывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.

Отметка  «5»:

·     дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

·     допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: 

·     работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.

Отметка «2»:

·     работа выполнена меньше чем наполовину,

·     имеется несколько существенных ошибок.

При оценке выполнения   письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу  корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

Критерии оценивания утверждены на районном методическом объединении учителей химии 23.08.17 протокол №1 и определены Положением о системе оценивания образовательных результатов обучающихся МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина.

18

Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

1. Гара Н.Н. Примерная  программа по химии. 8-9 классы.- М.: Просвещение, 2010.

2. Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником» 8-9 классы. М.: «Просвещение», 2009г.

3. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии. Дидактические материал для 9 класса: пособие для учителя - М.: «Просвещение», 1990.

4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - М.: «Просвещение», 2009.

5. Радецкий А.М. Дидактический материал «Химия» 8-9 классы – М.: «Просвещение», 2012.

Для учащихся:

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - М.: «Просвещение», 2009.

2. Гара Н.Н. Габрусева Н.Химия 8-9 классы. Задачник с «помощником».- М.: Просвещение, 2009.

3. Хомченко И.Г.  « Сборник задач и упражнений по химии для  средней школы»  М.; « Новая Волна», 2005.

Дополнительная литература:

1. Брейгер Л.М., Химия. 8-9класс: дидактический материал, самостоятельные итоговые контрольные работы/Л.М.Брейгер. – Волгоград: Учитель, 2004г.

2. Горковенко М.Ю. Химия. 9 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея и др., Г.К.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2005г.

3. Химия в школе: науч. метод. журн. – М.: Российская академия образования, изд-во «Центрхимпресс». – 2014-2016 гг.

Используемый УМК позволяет на уроках широко использовать современные личностно-ориентированные педагогические технологии, вовлекать учащихся в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей химической информации.

19

Лист внесения изменений и дополнений

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внёсшего запись

20

Выполнение программы 2018 – 2019  уч.г

ФИО учителя:___Гаврилова Е.И.________________

Предмет: ____химия_______________

Классы: __9__

Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

21

Выполнение практической части программы за год

ФИО учителя

Класс

Предмет

Лабораторные работы

(указать дату)

Практические работы

(указать дату)

По плану

Фактически проведено

По плану

Фактически проведено

1 четверть

2 четверть

                     3 четверть

4 четверть

22

Лист

экспертизы рабочей программы учебного предмета

Учебный предмет (название курса): ______________________________________________

Составитель программы: ________________________________________________________

Эксперт: _____________________________________________________________________

Класс: _______________                            Дата заполнения:  «____» ___________ 201__ г

Критерии и показатели

Выраженность критерия

(есть(+)/ нет (-))

Комментарии эксперта

Полнота структурных компонентов рабочей программы:

1.1

титульный лист;

1.2

планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

1.3

содержание учебного предмета, курса;

1.4

тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;

1.5

лист дополнений и изменений.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

2.1

планируемые результаты соотносятся с целями и задачами изучения предмета;

2.2

планируемые результаты представлены в соответствии с требованиями ФГОС (личностные, метапредметные, предметные);

2.3

планируемые результаты отражают уровневый подход к их достижению: «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться.

2.4

универсальные учебные действия описаны с учетом специфики учебного предмета, курса;

Содержание учебного предмета, курса:

3.1

перечень и название раздела и тем курса;

3.2

содержание учебной темы;

3.3

основные изучаемые вопросы;

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

4.1

ТП отражает информацию о продолжительности изучения разделов;

4.2

ТП отражает информацию о теме каждого урока, включая  темы контрольных работ, практических, лабораторных и др. работ;

4.3

ТП определяет основные виды учебной деятельности обучающихся.

Соответствие требованиям информационной грамотности

5.1

содержание разделов соответствует их назначению

5.2

текст рабочей программы структурирован

5.3

текс изложен логично, не содержит повторов

5.4

текст рабочей программы представлен технически грамотно

Выводы ____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заместитель директора по УВР:    

Ознакомлен (а) _____________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....

Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.

В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....