Рабочая программа курса по выбору "Химия вокруг нас"
рабочая программа по химии (8 класс)

Титаренко Ирина Александровна

Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит учащихся с комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду предметов: физика, биология, география, история, экология, социальные науки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маршальская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу по выбору  «Химия вокруг нас» для обучающихся 8 класса

на 2018-2019 учебный год

Разработчик:

Титаренко Ирина Александровна,

учитель химии

пос. Маршальское

1.Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору «Химия вокруг нас» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • федерального  закона от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010  г.  № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказа  Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г.  № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года  № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

основной общеобразовательной программой основного общего образования (ФГОС ООО 5-7 классы) МБОУ «Маршальская СОШ» на 2018-2019 учебный год, утверждённой С.Е. Корниенко, директором МБОУ «Маршальская СОШ», от 09.06.2018 г., приказ № 52.

        Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые находятся у каждого в доме. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.

        Достижение целей обучения химии определяется познавательной активностью учащихся, их желанием к познанию этой трудной учебной дисциплины.

Цели:

  • Формирование универсальных учебных действий.
  • Развитие инновационного мышления, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.
  • Формирование естественнонаучного мировоззрения школьников.
  • Ознакомление с объектами материального мира.
  •  Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.
  •  Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».

Задачи:

  • Познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.).

 Формировать представления о качественной стороне химической реакции. Описывать  простейшие  физические  свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).

 Научить выполнять простейшие химические опыты по инструкции.

 Дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.

 Развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу.

 Сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.

 Акцентировать практическую направленность преподавания.

2.Общая характеристика курса

 В рамках программы  создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во внеурочной деятельности. Содержание курса  носит  межпредметный  характер, так как знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (физика, биология, экология, социальные науки, история). Экология – понимание изменений в окружающей среде и организовать свое отношение к природе. Физика – физические свойства веществ, физические методы анализа вещества.  История – исторические сведения из мира химии. Биология -  химический состав объектов живой природы.    Информатика – поиск информации  в Интернете, создание и оформление презентаций, работа в текстовых и табличных редакторах.

 Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся все условия, для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей. Создать такие ситуации с использованием различных методов обучения, при которых каждый обучающийся прилагает собственные творческие усилия и интеллектуальные способности при решении поставленных задач. Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.

3.Описание места учебного курса  в учебном плане

Программа рассчитана на одно  полугодие обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 18 часов.

Основа стандартов нового поколения - системно-деятельностный подход. Задача современной школы - формирование и развитие у школьников таких качеств личности, которые позволили бы им самостоятельно конструировать свое знание и активно использовать его для решения проблем, постоянно возникающих в реальных жизненных ситуациях. Поэтому курс по выбору «Химия  вокруг нас»  предполагает:

 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

 ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

 учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

 обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

 разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

 гарантированность достижения планируемых результатов освоения курса «Химия вокруг нас», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Методы и приемы, используемые при изучении курса

 Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным и интересным:

  • сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов);  
  • практические (лабораторные работы, эксперименты);
  • коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);
  • комбинированные (самостоятельная работа учащихся, проекты , экскурсии, творческие задания );
  • проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).

Педагогические технологии, используемые в обучении.

  • Личностно – ориентированные технологии
  • Игровые технологии
  • Технология творческой деятельности
  • Технология исследовательской деятельности
  • Технология методов проекта.

В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы деятельности: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение,  коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты

  1. в ценностно-ориентационной сфере – ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; чувство гордости за химическую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка; осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  2. в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью, коммуникативная компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

  1. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации  цели и применять их на практике;
  2. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  3. Умение определять последовательность действий, определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2–3 шагов.
  4. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Познавательные

  1. владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания, анализировать объекты с целью выделения признаков;
  2. использование различных источников для получения химической информации.
  3. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные

1)организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

2) Умение доказать свою точку зрения,  строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его свойствах, связях.

3) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты:

1.В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий;
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

2.В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;
  • разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;
  • строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

3.В трудовой сфере:

  • Планировать и проводить химический эксперимент;
  • Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.

4.В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Формы контроля –отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления, презентации по теме в программе MS Power Point и т. д. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного) опроса или путем выполнения практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются выполнением практических работ.

Подготовка слайд-презентации предусматривает приобретение умений и навыков работы с данной  программой. Учащиеся выполняют задания индивидуально, под руководством учителя. Работа над проектами создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновременно занятия в кружке способствуют развитию у учащихся выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

5.Содержание курса

1. Введение (1 ч). Химия-это наука о чем? Современные химические открытия.

2. Лаборатория «Юный химик»  (2ч)

Правила техники безопасности. Приборы в кабинете химии.

Учебное исследование. Методы исследования. Предмет, объект исследования. Оформление работы.

3.Вещества, свойства веществ  (4ч)

Тела и вещества.

 Наблюдения за каплями воды. Наблюдения за каплями валерианы.

Вода, её свойства. Способы очистки воды в быту и её обеззараживание.

Растворы. приготовление растворов.

4. Вещества на кухне  (5ч)

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

Практическая работа №1. Выращивание кристаллов из соли.

Давай знакомиться ( Каждой группе дается задание: найти  материал о веществах, с которыми встречаемся в повседневной жизни, на кухне, узнать о их применении, придумать рекламу этого вещества.(сахар, лимонная кислота, сода, чай, уксусная кислота, молоко)

Металлы на кухне. Посуда из металлов. Металлы в пище. Удивительный алюминий. Почему темнеет нож?

Защита своих исследовательских работ.

5. Химия и пища (6ч)

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевые добавки.

Практическая работа №2. Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.

Практикум-исследование «Чипсы».

Защита проекта «Пагубное влияние чипсов на здоровье человека».

 Практикум-исследование «Мороженое».

Защита проекта «О пользе и вреде мороженого».

 Итоговое занятие «Посвящение в химики»

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Введение

Химия – это наука о чем? Современные химические открытия.

1

 Формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по теме. Беседовать о естествознании как комплексе наук о природе: физики, химии, биологии и географии; о положительном и отрицательном воздействии человека на природу, просмотр видеофильма. Презентация «Основные направления развития современной химии Современные химические открытия».

2.

Лаборатория «Юный химик»  

2

Организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе;.

соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии; осваивать приемы исследовательской деятельности;  выполнять задания в соответствии с поставленной целью; строить алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Правила техники безопасности. Приборы в кабинете химии.

1

Учебное исследование. Методы исследования. Предмет, объект исследования. Оформление работы

1

3.

Вещества, свойства веществ  

4

 Наблюдать за каплями воды,
за каплями валерианы; наблюдать и анализировать процесс растворения перманганата калия и поваренной соли в воде;

строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, свойствах, связях.

Принимать и сохранять учебные цели и задачи; осуществлять контроль над ходом эксперимента; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Тела и вещества.

1

 Наблюдения за каплями воды. Наблюдения за каплями валерианы.

Вода, её свойства.

1

Способы очистки воды в быту и её обеззараживание.

1

Растворы. приготовление растворов.

1

4.

Вещества на кухне  

5

Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, выступать с сообщениями; вносить необходимые дополнения и коррективы в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям обмениваться мнениями в паре; слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их.

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

1

Практическая работа №1. Выращивание кристаллов из соли.

1

Металлы на кухне. Посуда из металлов. Металлы в пище. Удивительный алюминий. Почему темнеет нож?

1

Давай знакомиться.

1

Защита своих исследовательских работ

1

5.

Химия и пища

6

 Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, лабораторное оборудование.

Давать оценку своим личностным качествам.

 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Различать в устной речи мнение, доказательства,  гипотезы, теории.

Осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации; систематизировать информацию; формулировать проблему; участвовать в групповой работе; обобщать и делать выводы по изученному материалу.

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевые добавки.

1

Практическая работа №2. Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.

1

Практикум-исследование «Чипсы».

1

Практикум-исследование «Шоколад».

1

Практикум-исследование «Мороженое».

1

Итоговое занятие «Посвящение в химики»

1

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Технические средства обучения:

Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):

  • персональный компьютер;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • колонки;

Список литературы:

1. Груздева, Н. В. Юный химик, или Занимательные опыты с веществами вокруг нас [Текст] : иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Н. В. Груздева, В. Н. Лаврова, А. Г. Муравьев. – СПб. : Крисмас+, 2006. – 105 с.

2. Ольгин, О.  М.  Опыты без взрывов [Текст] / О. М. Ольгин. – 2-е изд. – М. : Химия, 1986. – 147 с.

3. Ольгин, О. М. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии [Текст] / О. М. Ольгин. – М. : Детская литература, 2001. – 175 с.

4. Смирнова, Ю. И.  Мир  химии.  Занимательные рассказы  о  химии  [Текст] / Ю. И. Смирнова. – СПб. : МиМ-экспресс, 1995. – 201 с.

5.Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.

6.Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

  1. http://www.en.edu.ru/  –  Естественно-научный  образовательный портал.
  2. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений
  3. http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
  4. http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • информационно- коммуникационных средства (справочные информационные ресурсы, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения,);
  • технических средств обучения (мультимедийное оборудование);
  • учебно- практическое и учебно -лабораторное оборудование

(комплект лабораторного оборудования (штатив лабораторный, стаканы, чашки Петри, стаканы мерные, пробирки, колбы, стеклянные палочки, фарфоровые чашечки и т.д.);

  • натуральных объекты (необходимые коллекции и макеты).
  • цифровые образовательные ресурсы
  • реактивы

8. Планируемые результаты изучения курса

Предметными результатами освоения программы «Химия вокруг нас» являются следующие знания и умения:

– умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»;

– знание химической посуды и простейшего химического оборудования;

– знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;

– умение определять признаки химических реакций;

– умения и навыки в проведении  химического эксперимента;

– умение проводить наблюдение за химическим явлением.

Требования и результаты к уровню подготовки учащихся

В результате изучения материала курса обучающийся научится :

  • Понимать, что все окружающие нас предметы называют телами, которые состоят из веществ;
  • Распознавать и описывать  химические вещества и их свойства (например, уксусная кислота, мел, сода, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь, медный купорос, железный купорос, крахмал, сахар и др.);
  • Изучать химические  объекты и процессы: ставить химические  эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за химическими процессами.
  • Объяснять   некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция и др.);

– ответы на многие бытовые вопросы («Что такое накипь и как с ней бороться?», «Как удалять пятна?», «Что такое тайнопись?» и др.);

Обучающийся получит возможность научиться:

•  использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, графический планшет и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

•  моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

•  пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

•  выполнять правила безопасного поведения в доме.

обучающиеся должны уметь:

 приводить примеры различных тел и веществ, окружающих нас в повседневной жизни;

 определять виды деятельности человека, связанные с изучением природы (методы познания: наблюдение и эксперимент);

– искать и находить сущность простейших  явлений  бытовой  жизни  (например, изменение цвета пищевых продуктов);

– проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, определение крахмала, определение реакции среды);

– проводить несложные манипуляции на основе элементарных химических знаний и умений (например, выведение пятен путем экстракции и адсорбции, уменьшение жесткости воды, получение растительных красителей и др.);

 проводить несложные опыты и наблюдения за ними.

Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа дополнительного образования "Музыка вокруг нас"

Рабочая программа дополнительного образования "Музыка вокруг нас"...

Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс

Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...

рабочая программа курса "Химия вокруг нас"

Авторская программа Т.С. Горбунова. 7 класс.пропедевтический курс....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для 7-8 класса

Главная цель данного курса: Формирование научной картины, научных взглядов и убеждений, являющихся основными элементами материалистического мировоззрения.           ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас "

Обучение по программе «Физика вокруг нас» расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, полученные в ходе изучения предметов «Окружающий мир», «Биология» и &laqu...