реакции обмена в растворах электролитов. Изучение темы в 8 классе дистанционно
методическая разработка по химии (8 класс)

Реакции обмена в растворах электролитов - тема довольно сложная для учащихся 8 класса, тем более, что в 2020 году она изучалась дистанционно. Поэтому для ее изучения предлагается подробный план изучения данной темы (  по учебнику химии О.С. Габриеляна для 8 класса). Для учащихся также разработаны подробные методические указания. Для проверки усвоения темы предлагается практическое задание в трех вариантах и критерии оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reaktsii_ionnogo_obmena.docx14.3 КБ
Файл reaktsii_obmena_v_rastvorah_elektrolitov.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

 Химия 8 класс

Учитель : Батырева Л.В. ( эл. почта  lvbatyreva@mail.ru)

Тема урока: реакции ионного обмена

Дата: 08.04.2020

Как изучить тему

  1. Прочитайте параграф38 стр.228 – 232.
  2. Запишите определение, что такое ионные реакции

При растворении растворимые кислота, соли и основания распадаются на ионы. Значит , в растворе, находятся не молекулы, а ионы: положительные катионы и отрицательные анионы. Оказавшись в одной пробирке, они могут сталкиваться. При столкновении они могут соединиться очень прочно, тогда реакция имеется; а могут и не соединиться, тогда реакции нет – ведь ничего не меняется. Признаки реакции – это осадок(нерастворимое вещество), газ, он улетучивается или появляется вещество, которое не распадается на ионы( вода, к примеру)

 Реакция идет тогда, когда ионы связываются и образуют очень прочные соединения

Рассмотрите рисунок 132 с.229

3.Запишите уравнение на с. 228 в трех формах:

Молекулярное

Полное ионное и

Сокращенное ионное уравнений

Какое из них показывает сущность реакции?

Запишите вывод(желтый фон в рамке)

  1. На рис.133 с.230 показан опыт . Что доказывает его прохождение? Запишите реакцию между гидроксидом натрия и азотной кислотой в трех формах(с.230)

Какие ионы при этом соединяются? Как называют такие реакции? Запишите на с. 231 определение реакции нейтрализации.

  1. Проделайте дома опыт. Возьмите  по1/ 2 чайной ложки соды, растворите в воде и прилейте немного раствора уксуса , (можно четверть ложки лимонной кислоты или сок лимона) что наблюдаете?
  2. На стр.233 записана реакция между содой и кислотой. Запишите ее в трех видах. Последнее уравнение покажет, что произошло в вашем опыте.
  3. Запишите выводы на с.234 ( желтый цвет)
  4. Посмотрите видеофильмы https://youtu.be/4cuOYlcyQyk;  https://youtu.be/j_Fj6kIYwu0
  5. Выполните тренировочные упражнения

С.234 № 1 и 5а



Предварительный просмотр:

              Реакции обмена в растворах электролитов.

                            Практическая  работа

                  

Цель работы: закрепить умение писать молекулярные и ионные уравнения реакций обмена в растворах электролитов, предсказывать результат реакций, развитие логического и абстрактного мышления, формирование самостоятельности, умений ориентироваться в нестандартной ситуации.

Практическая работа предусматривает выполнение трех заданий.

В первом задании нужно записать уравнения предложенных реакций в молекулярной и ионной формах по предложенному алгоритму.

Во втором задании нужно решить, пойдет ли предложенная реакция до конца и аргументировать ответ.

В третьем задании следует выбрать, с каким веществом будет реагировать предложенное вещество и записать соответствующее уравнение реакции.

Работа рассчитана на 40 минут.

Критерий оценивания:

При выполнении только первого задания обучающийся показывает репродуктивный уровень знаний, оценка – «3».

При выполнении двух первых заданий обучающийся проявляет повышенный уровень знаний, способен применять знания, аргументировать свой ответ. Оценка – «4».

При выполнении трех заданий выявляется творческий уровень, стремление достичь более высоких результатов, умение ориентироваться в нестандартной ситуации. Оценка- «5».

             

            Реакции обмена в растворах электролитов

                Методические указания для  обучающихся

Задание 1. Чтобы записать уравнение реакции обмена, нужно помнить , что сложные вещества при меняются своими составными частями. В растворе ионы сложных веществ соединяются с другими ионами, которые имеются в растворе: положительные ионы соединяются с отрицательными. При этом нужно помнить, что сумма положительных зарядов в формуле должна равняться сумме отрицательных зарядов. Например, запишем уравнение между фосфатом натрия Na3PO4 и хлоридом бария  BaCl2:

  1. Запишем сначала молекулярное уравнение с учетом выше сказанного:   Na+3 PO3-4+ Ba2+ Cl- 2 = Na+ Cl- + Ba2+ 3(PO4)3- 2
  2. Расставляем коэффициенты в уравнении, чтобы число катионов и анионов в обеих частях уравнения совпадали:

2 Na+3 PO3-4+3 Ba2+ Cl- 2 = 6Na+ Cl- + Ba2+ 3(PO4)3- 2

  1. С помощью таблицы растворимости определим, какие вещества растворимы, а какие – нерастворимы. Нерастворимым веществом является фосфат бария, значит, он на ионы не распадается.
  2. Запишем полное ионное уравнение реакции. Для этого растворимые вещества запишем в виде ионов, а нерастворимое -  в виде молекул:

6Na+ + 2PO43- +3Ba2+ +6Cl- = 6Na+ + 6Cl- + Ba2+ 3(PO4)3- 2

  1. Соединились только ионы бария и фосфат – ионы. Другие ионы в реакции не участвовали, поэтому уравнение сокращаем. Записываем только те ионы, которые соединились:

                                3 Ва2+ + 2 РО43- = Ва3 (РО4)2

Получили сокращенное ионное уравнение.

На ионы не распадаются оксиды, газы, мало диссоциирующие вещества (вода, например). Их записывают в молекулярной форме.

 

Если  никакие  ионы в растворе не соединяются, то реакция не идет!

      Задание 2.  Следует рассмотреть, происходит ли связывание ионов. Если ионы не связываются ( не образуется нерастворимое вещество, газ или мало диссоциирующее  вещество), то реакция не идет.  Запишите уравнение в молекулярной и ионной форме.  В реакции, которая не идет, все ионы сократятся.

       Задание 3.  Здесь следует записать только те реакции, которые пойдут ( в молекулярной и ионной формах).  

Вариант 1.

  1. Запишите в молекулярной и ионной формах реакции между

а) гидроксидом натрия NaOH и  фтороводородной кислотой HF

б) сульфатом меди (2) CuSO4 и гидроксидом натрия

в) сульфатом меди (2) и хлоридом бария ВаCl2

      2.  Пойдет ли реакция между хлоридом натрия NaCl и

           сульфатом калия K2SO4. Ответ аргментируйте.

3*.С каким веществом из предложенных будет взаимодействовать

 соляная      кислота HCl:  нитрат серебра  AgNO3 , хлорид калия КCl? Запишите уравнение возможной реакции.

Вариант 2.

       

  1. Запишите в молекулярной и ионной формах реакции между

 а) гидроксидом  кальция Са(ОН)2 и соляной кислотой HCl

б) нитратом бария Ba(NO3)2  и серной кислотой H2SO4

в) карбонатом калия К2СО3 и  соляной кислотой

       2.  Будет ли протекать реакция между нитратом бария  и

            серной     кислотой? Ответ аргументируйте.

       3*.С каким из предложенных веществ будет взаимодействовать

             гидроксид натрия NaOH: хлорид магния MgCl2 ,

             сульфат калия K2SO4? Запишите уравнение возможной реакции.

          Вариант 3.

  1. Запишите в молекулярной и ионной формах реакции между

а) азотной кислотой HNO3  и гидроксидом бария Ва(ОН)2

            б) карбонатом натрия Na2CO3 и серной кислотой Н2SO4

            в) хлоридом цинка ZnCl2  и гидроксидом калия КОН

        2. Возможно ли протекание реакции между хлоридом цинка и

            серной кислотой? Ответ аргументируйте.

        3*.С каким веществом будет взаимодействовать карбонат натрия:

              сульфат меди (2) CuSO4, нитрат калия KNO3?

 

                       

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "И.С. Тургенев" после изучения темы (5 класс)

Данный тест позволяет обобщить и закрепить знания учащихся 5 класса по теме "И.С. Тургенев. Страницы жизни. Творчество."...

Формирование УУД на уроках химии при изучении темы "Основные классы неорганических соединений" 8 класс

В работе представлен материал для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках химии: регулятивных,  познавательных, коммуникативных, дано краткое описание урока - практическо...

Ролевая игра; итоговый урок по изученной теме 8 класс

Ролевая игра; итоговый урок по изученной теме 8 класс...

презентация на тему: "Реакции ионного обмена в растворах веществ электролитов"

условия протекания реакций обмена в растворах веществ электролитов. Значение реакций ионного обена....

Реакции ионного обмена в растворах электролитов

Технологическая карта урока химии в 9 классе. Практическая работа по теме "Реакции ионного обмена"...

Реакции, протекающие в растворах электролитов.

Тип урока: Урок изучения нового материала, комбинированныйВид урока: Проблемно – исследовательский. Познавательные УУД: Анализируют объект, выделяя существенные и не существенные приз...

Проверочная работа по литературе по изученным темам (7 класс, УМК Курдюмовой)

В данной проверочной работе содержатся задания по творчеству Маяковского и Горького, а также поэтов Серебряного века....