Урок в 9 классе по теме «Химические свойства галогенов»
план-конспект урока по химии (9 класс)

Муруева Розалия Доржиевна

Предлагаю разработку урока по теме «Химические свойства галогенов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и учения о строении атомов».

Это урок совершенствования знаний учащихся о галогенах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galogeny.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе по теме «Химические свойства галогенов»

Предлагаю разработку урока по теме «Химические свойства галогенов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и учения о строении атомов».

Это урок совершенствования знаний учащихся о галогенах.

Цели урока

Образовательные: на основании анализа положения галогенов в Периодической системе и строения их атомов обобщить и закрепить сведения о галогенах; рассмотреть три формы существования химических элементов: в виде свободных атомов, простых веществ и соединений; обратить внимание на общее, особенное и единичное в их характеристике; на материале темы «Галогены» закрепить и конкретизировать понятия «химическая связь», «кристаллические решётки».

Цели развития: способствовать развитию у учащихся логического мышления, наблюдательности, умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; совершенствовать умение работать со справочной и научной литературой.

Воспитательные: формировать потребность давать изучаемым явлениям самостоятельную оценку; вырабатывать навыки осуществления само- взаимоконтроля при работе в группе, адекватной самооценки, оценки результатов учебной деятельности одноклассников.

Задачи урока

  • Совершенствовать умения анализировать свойства галогенов - химических элементов, выявлять зависимость их изменения от положения элементов в Периодической системе Д. И. Менделеева;
  • научить объяснять физические свойства галогенов -простых веществ, опираясь на знания о кристаллических решётках веществ;
  • научить объяснять химические свойства галогенов, опираясь на знания о строении их атомов;
  • прививать навыки эффективной коммуникации, сотрудничества, работы в команде, научить внимательно выслушать ответы товарищей и в корректной форме излагать свои возражения.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать: сходства и различия в строении атомов галогенов, закономерности изменения свойств галогенов в пределах подгруппы, взаимосвязь между их составом, строением, свойствами, закономерности изменения физических и химических свойств галогенов в зависимости от порядкового номера элемента, значение галогенов для организма.

Учащиеся должны уметь: давать характеристику галогенов по их положению в Периодической системе, характеризовать химическую связь и тип кристаллической решётки галогенов, их физические и химические свойства, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства галогенов, объяснять причину их различной химической активности, оформлять творческие работы‚ придерживаясь определённых требований к их структуре.

При подготовке к уроку класс делим на группы по 4 человека. В каждой группе есть хорошо подготовленный учащийся (в группе выполняет функцию ведущего аналитика) и один школьник, не мотивированный на обучение. Работа в парах будет проходить как в постоянном («плечо к плечу»), так и в переменном составе («друзья по времени»). Для формирования пар переменного состава до начала урока учащиеся выбирают «друзей для встречи». Называя время «встречи друзей», учитель тем самым определяет состав пары, работающей на данном этапе. Учащиеся также должны подготовить пять вопросов о химических свойствах галогенов.

Структура урока

Работа в парах («плечо к плечу»)                                                     2 мин

Взаимоконтроль в группе («гармошка»)                                         5 мин

Работа в парах («друзья по времени»)                                             4 мин

Работа в команде из четырёх человек («мы справимся»)             10 мин

Создание творческих работ                                                              10 мин

Защита творческих работ                                                                  10 мин

Рефлексия, оценивание.


Ход урока

В начале урока мотивирую учащихся на предстоящую деятельность, рассказываю о структуре урока.

Работа в парах («плечо к плечу»)

В течение 2 мин учащиеся устно дают ответы на составленные вопросы. Карточки с вопросами лежат на столах. Каждый отвечает в течение 1 мин. Используется таймер.

Вопросы

1. Какое строение внешнего энергетического уровня имеют атомы галогенов в основном состоянии?

2. Сколько нейтронов в ядре атома хлора?

3. Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне иона хлора ?

4. Какие степени окисления может проявлять элемент фтор?

5. Какую высшую степень окисления проявляет элемент хлор?

6. Какую кристаллическую решётку имеют простые вещества - галогены?

7. Какую кристаллическую решётку имеет поваренная соль?

8. Какие физические свойства характерны для галогенов?

После окончания работы учащиеся оценивают правильность своих ответов и выставляют отметки в оценочный лист (см. таблицу). Аналитик контролирует выставление отметок.

Ф.И. учащегося

Структура урока

Творческая работа

«плечо к плечу»

«гармошка»

«друзья по времени»

«мы справимся»

Взаимоконтроль в группе («гармошка)

Учащиеся работают индивидуально. На листе бумаги, сложенном гармошкой, они записывают ответы на вопросы, которые диктует учитель. Вопросы также проецируются; на экран.

Вопросы

1. Общая электронная формула атомов галогенов.

2. Ядра атомов изотопов  и различаются числом...

3. Атом какого галогена проявляет только степени окисления -1 ?

4. В атоме брома число электронов на внешнем энергетическом уровне и заряд ядра равны соответственно...

5. Как изменяются окислительные свойства галогенов с увеличением атомного номера?

6. Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне атома хлора во втором возбуждённом состоянии?

7. Определите тип химической связи в следующих веществах: HCl, , NаСl.

8. Определите тип кристаллической решётки веществ , .

Для организации взаимоконтроля учитель произвольно называет номер стола, и учащийся, сидящий за ним, отвечает устно с последующей проверкой на компьютере. Результаты работы отражаются в оценочном листе.

Работа в парах («друзья по времени»)

Учитель определяет «время встречи».  Учащиеся делятся на пары, задают друг другу по два вопроса, связанных с химическими свойствами галогенов, и выслушивают ответы.

Учитель выбирает пару, которая рассказывает, какие вопросы были заданы и какие ответы получены. Каждый учащийся оценивает свои знания (под контролем товарищей) и результаты выставляет в оценочный лист.

Работа в команде («мы справимся»)

Организуется обсуждение химических свойств галогенов в команде в ходе выполнения задания. В работе принимают участие все члены группы на равных условиях. Ответ оформляют на отдельном листе формата А4.

  • Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

А)         NaBr         AgBr

HBr

Б)                  

                   

Члены группы по очереди, используя фломастеры определенного цвета, пишут уравнения реакции, подписывают названия веществ и указывают условия протекания реакций. В итоге каждый должен написать по два уравнения.

Для контроля ответы проецируются на компьютере. Результаты отражаются в оценочном листе.

Создание творческих работ

Форму выполнения и темы определяет учитель. Каждой команде необходимо осветить значение галогенов в жизни человека. Члены первой команды выступают в роли журналистов, второй - сценаристов, третьей - врачей-стоматологов, четвёртой - врачей общего профиля, пятой - фармакологов, шестой - химиков-теоретиков.

Защита творческих работ

Создание творческих работ завершается их презентацией. Я оцениваю работу учащихся, используя оценочные листы, а также провожу выборочную проверку записей в тетрадях учащихся. Все оценки комментирую.

Рефлексия.

Литература

Габриелян О. С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2018.

Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. - М.: Дрофа. 2017.

Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. Москва, 2005.

(Открытый урок был дан районном методическом объединении учителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока химии для 11 класса по теме "Химические свойства металлов"

План-конспект урока по химии для 11 класса по теме "Химические свойства металлов"...

разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"

разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"...

Конспект урока по химии в 10-м классе по теме "Химические свойства спиртов и их применение"

Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии — это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопр...

Разработка урока химии в 10 классе по теме"Химические свойства белков. Функции белков"

Разработка урока химии в 10 классе по теме"Химические свойства белков. Функции белков", определены цели и задачи урока. методы и приёмы, планируемые результаты....

Конспект урока химии в 9 классе по теме "Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации"

Цели урока: - образовательные: обобщить и углубить знания обучающихся о составе, классификации, химических свойствах оснований, о реакциях ионного обмена, совершенствовать умения учащихся записывать ...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему "Химические свойства кислот"

Тип урока - изучение нового материала, способ обучения - словесно-наглядный с применением эксперимента. В разработку включены подробный конспект урока и инструктивные карты....

Урок в 9 классе по теме «Химические свойства галогенов»

Предлагаю разработку урока по теме «Химические свойства галогенов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и учения о строении атомов».Это ур...