Технологическая карта по химии по теме "Тепловые эффекты"
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Технологическая карта рассчитана на 1 час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_teplovye_effekty.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по химии по теме: «Тепловые эффекты химических реакций»

Предмет

химия

9 класс

Дата

Тема учебного занятия

«Тепловые эффекты химических реакций»

Цель учебного занятия

Продолжить формирование представлений о классификации химических реакций. Сформировать представления о тепловых эффектах химических реакций. Научить различать экзо- и эндотермические реакции.

Основные понятия

Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения реакций. Закон сохранения и превращения энергии.

Задачи

Образовательные: продолжить формирование представлений о классификации химических реакций. Сформировать представления о тепловых эффектах химических реакций. Научить различать экзо- и эндотермические реакции; познакомить с новым типом расчётных задач – по термохимическому уравнению реакции.

Развивающие: продолжить развивать умение наблюдать, анализировать природные явления и проводимый химический эксперимент; совершенствовать навыки ведения наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения.

Воспитательные: воспитывать патриотизм и чувство гордости за достижения отечественной науки на примере личности академика Г.И.Гесса, а так же способствовать воспитанию у учащихся коммуникативных навыков, чувства товарищества и взаимопомощи.

Тип и форма учебного занятия

урок – изучение нового материала

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Знать классификационный признак термохимических реакций. Понимать значение терминов: тепловой эффект химической реакции, термохимическое уравнение реакции, экзо- и эндотермические реакции. Уметь записывать термохимические уравнения реакций и вычислять количество теплоты по термохимическому уравнению реакции.

Продолжить формировать умение классифицировать на примере составления классификации химических реакций. Развивать умение формулировать выводы.

Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.

Технологии обучения или элементы технологий

Технология развития критического мышления, игровые технологии, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

Проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

В начале урока проводится проверка усвоения знаний в форме самостоятельной работы. Работа проводится по вариантам, в каждом варианте — два уравнения реакций (одно не относится к окислительно-восстановительным реакциям). В уравнении окислительно-восстановительной реакции надо расставить коэффициенты методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель.

І вариант 1. K2O + H2O = KOH

                 2. CuS + HNO3 = Cu(NO3)2 + S + NO + H2O

Ⅱ вариант 1. MgSiO3 = MgO + SiO2

                  2. HNO3 = H2O + NO2 + O2

Самостоятельная работа на местах с тетрадями.

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

  • По каким признакам судят о протекании химической реакции?
  • Вспомните из курса физики, как называют прибор для измерения количества теплоты?
  • Как рассчитать молярную массу вещества?

Ребята отвечают на вопросы:     Признаками химической реакции явл. Выделение тепла и света, изменение цвета, выделение газа, образование или растворение осадка, появление или исчезновение запаха.

Ребята делают вывод и формулируют тему урока: «Тепловые эффекты химических реакций».

Отвечают на вопросы учителя.

IV. Изучение нового материала

Изучение нового материала можно начать с демонстрации опытов: горение магния, горение спирта, разложение карбоната кальция.

     Для начала горения требуется предварительное нагревание, а затем реакция протекает самопроизвольно и выделяется большое количество теплоты.

     Есть и такие реакции, которые протекают и с поглощением теплоты. Например известняк CaCO3, превращается в жженную известь СаО при непрерывном нагревании в течении всего процесса разложения:

                                CaCO3 = CaO + CO2 

    Вода разлогается в результате притока электрической энергии, которая нужна для возникновения реакции и для её дальнейшего протекания:

                               2Н2О = 2Н2+ О2

Учащиеся отмечают признак протекания этих реакций — выделение и поглощение теплоты и света. Учитель вводит понятия экзо- и эндотермической реакции и показывает, как записывают термохимические уравнения реакций. При этом нужно обратить внимание учащихся на то, что в термохимических уравнениях принято указывать агрегатное состояние каждого вещества.

       Определения: Реакции протекающие с выделением теплоты называют  экзотермическими реакциями.

                                Реакции протекающие с поглощением энергии называют эндотермическими реакциями.

                               Количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химической реакции называют тепловым эффектом.

                               Химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект, называют термохимическими уравнениями.

Затем учитель переходит к вычислению теплового эффекта реакции по термохимическому уравнению. Учащиеся могут самостоятельно рассмотреть этот материал. В учебнике дан пример решения такой задачи (с. 10).

Работают на местах и у доски.

Уметь отличать термохимические уравнения реакций от других видов уравнений химических реакций. Различать экзо- и эндотермические реакции.

V. Закрепление изученного материала

 Для закрепления этого материала можно использовать пособие «Химия. Задачник с «помощником». 8—9 классы» (с. 66) и выбрать для решения несколько задач по усмотрению учителя.

Пример:       Вычислите, сколько сгорело угля, если при этом выделилось 33520 кДж теплоты.

Решение:   C + O2 = CO2 + 402.24 кДж

                    Mr(С) = 12; при сгорании 1 моль С выделяется Q= 402,24 кДж.

                   m(1 моль С ) = 12 г

                    12г – 402,24

                      Хг – 33520 ;          х = 1000г или 1 кг.

Работа у доски и на местах с тетрадями и учебником

VI. Рефлексия

Попробуем подвести итоги. Основные выводы:

  • Что такое экзо- и эндотермические реакции?
  • Что такое ТХУ?
  • Что называют тепловым эффектом?

Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?

Участвуют в эвристической беседе

VII. Итоги урока

Выставление оценок. Домашнее задание: п. 2, с. 9-11, с. 11, упр. 1-3.

САМОАНАЛИЗ

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – связь с физикой установлена. Личностные -  сформированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.

Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Оксиды. Номенклатура. Классификация"

Технологическая карта урока химии в 8 классеТема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний....

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс по Рудзитису, Фельдман...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...