Технологическая карта по химии к уроку "Галогены", 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс)

Технологическая карта по химии к уроку "Галогены", 9 класс Рудзитис, Фельдман

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_galogeny_2_chasa.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по химии по теме:

«Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Получение галогенов » (2 часа)

Предмет

химия

9 класс

Дата

Тема учебного занятия

«Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Получение галогенов»

Цель и задачи учебного занятия

Обобщить и развить знания о строении атомов, о зависимости свойств химических элементов (и их соединений) от положения элементов в периодической таблице на примере галогенов. Изучить способы получения галогенов.

Основные понятия

 Галогены. Хлорная, бромная, иодная вода.

Тип и форма учебного занятия

урок – изучение нового материала,  лабораторный опыт.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать закономерности изменения свойств элементов в А-группах. Уметь давать характеристику элементов-галогенов по их положению в периодической таблице и строению атомов.

Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.

Основные виды деятельности учащихся

 Самостоятельная работа с книгой с целью углубления знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строении вещества.

Технологии обучения или элементы технологий

Технология развития критического мышления, игровые технологии, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

Проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ

Организационная структура первого урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

  1. Какие естественные семейства элементов вы знаете?
  2. Как с увеличением порядковых номеров изменяются свойства химических элементов в А – группах периодической таблицы?

Отвечают на вопросы учителя.

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

 После изучения электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций переходим к изучению химии неметаллов. В этой теме необходимо закрепить и развить понятия о химическом элементе и простом веществе, углубить знания о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строении вещества, электролитической диссоциации.

И так, ребята обсуждают  семейство неметаллов, делают вывод и формулируют тему.

Отвечают на вопросы учителя и работают в тетрадях на местах.

ⅣЛабораторный опыт

Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.

V. Изучение нового материала

Общую характеристику семейства галогенов учащиеся могут дать самостоятельно, для этого они должны прочитать § 12 учебника и ответить на следующие вопросы:

1. Какие элементы входят в подгруппу галогенов?

2. Что общего в строении атомов галогенов?

3. Какими свойствами (металлов или неметаллов) должны обладать галогены на основании строения их атомов и положения в периодической таблице?

4. Чему равна степень окисления галогенов в соединениях с металлами и водородом?

5. Чему равна степень окисления атомов галогена в следующих соединениях: HI, Cl2O7, HClO4, KClO3, HClO, OF2? 6. В виде каких соединений галогены встречаются в природе?

Можно использовать фронтальную беседу обучающего характера.

И так откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Определение: Галогены – это элементы, у которых наиболее ярко выражены свойства неметаллов. В свободном виде они в природе не встречаются.

Ребята делают характеристику четырем элементам: фтору, хлору, брому, иоду. Один ученик у доски записывает распределение электронов по энергетическим уровням, остальные у себя в тетрадях.

F +9 2е,7е

СL +17  2e, 8е, 7е

Br +35  2е, 8е, 18е, 7е

I  +53  2е, 8е, 18е, 18е, 7е

Вопросы: 1. сколько же электронов находится на внешнем энергетическом уровне у галогенов? ( 7е)

2. вспомните, какова степень окисления у фтора? ( -1)

3. какой из элементов 7 группы самый электроотрицательный? (F)

4. как изменяется радиус атома по группе? (сверху вниз увелич.)

5. как изменяются неметаллические свойства по группе? (снизу вверх увелич).

Таким образом сделаем вывод: атомы галогенов легко присоединяют по одному электрону, проявляя степень окисления в соединениях -1. Фтор самый электроотрицательный элемент, СО -1, т. к. обладает наименьшим радиусом атома и сильнее притягивает к себе электрон. Однако галогены, за исключением фтора, могут проявлять и положительные СО +1,+3,+5,+7.

В свободном состоянии молекулы галогенов состоят из двух атомов.

После фронтальной беседы учитель переходит к получению галогенов.

На данном уроке следует разобрать окислительно-восстановительную реакцию концентрированной соляной кислоты с оксидом марганца(IV) или перманганатом калия и показать видеофрагмент о получении хлора (электронное приложение, § 12). Получение брома и иода можно осуществить лабораторно (с. 47 учебника). Данные опыты экспериментально подтверждают изменение активности галогенов.

4HCL- + Mn+4 O2 = Mn+2CL2 + CL20 + 2 H2O

2CL- -2e = CL20         1

Mn+4 +2e = Mn+2       1

Правило вытеснения галогенов: Более активные галогены вытесняют менее активные галогены.

2NaBr + CL2 = 2NaCl + Br2

2NaI + CL2 = 2NaCL + I2

2NaI + Br2 = 2NaBr + I2

2NaCL + F2 = 2NaF + Cl2

Работают на местах  в тетрадях и с учебником и у доски.

VⅠ. Закрепление изученного материала

Задачи: вычислите объём хлора, оставшегося после реакции между водородом 10л и хлором 15л.

Решение: H2 + CL2 = 2HCL

V(CL2) = 15-10=5л

Вычислите объём углекислого газа, образовавшегося при горении в кислороде ацетилена объёмом 100л.

Решение:  2С2H2 + 5O2 = 4CO2 + 2H2O

                    2 моль                4 моль

                      100л                   х л

100л -    х л

2 моль – 4 моль;     х = 200 л.

Работа у доски и на местах с тетрадями и учебником

VIⅠ. Рефлексия

Попробуем подвести итоги. Основные выводы:

  • Какие элементы называют галогенами?
  • Сколько электронов на внешнем энерг. Уровне?
  • Как изменяется радиус атома по группе?
  • Как изменяются неметалл. Св-ва?

Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?

Участвуют в эвристической беседе

VIⅠI. Итоги урока

Выставление оценок. Домашнее задание: п. 12, с. 43-44, 46; с. 48 Тестовые задания.

САМОАНАЛИЗ

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – сформированы. Личностные -  сформированы.

Технологическая карта к уроку по химии по теме

«Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов»

Предмет

химия

9 класс

Дата

Тема учебного занятия

«Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов»

Цель и задачи учебного занятия

Изучить физические и некоторые химические свойства галогенов. Систематизировать знания о химической связи на примере простых веществ галогенов и их соединений, а также об окислительно-восстановительных реакциях.

Основные понятия

 Возгонка, конденсация.

Тип и форма учебного занятия

урок – изучение нового материала,  лабораторный опыт.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать физические и химические свойства галогенов. Уметь характеризовать свойства простых веществ галогенов на основе положения в периодической системе, вида химической связи и типа кристаллической решетки.

 Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, делать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.

Основные виды деятельности учащихся

Самостоятельная работа с учебником с целью углубления знаний о строении вещества, электролитической диссоциации, окислительно -восстановительных реакциях, химической связи.

Технологии обучения или элементы технологий

Технология развития критического мышления, игровые технологии, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

Проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ

Организационная структура второго урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

В начале урока проводится фронтальная беседа, в ходе которой учащиеся выполняют предложенные учителем задания и отвечают на вопросы:

 1. Охарактеризуйте галогены от фтора до иода по следующему плану (можно в виде таблицы):

• Строение атома химического элемента.

 • Порядковый номер элемента.

• Число электронов на внешнем энергетическом уровне.

• Число энергетических уровней.

• Молекулярная формула простого вещества.

2. Что общего и каковы различия в строении атомов галогенов?

3. Как изменяются радиусы атомов галогенов в группе сверху вниз?

4. У атомов каких элементов внешние электроны прочнее связаны с ядром: а) у хлора или у брома; б) у фтора или у брома; в) у брома или у иода? Почему?

5. Почему галогены образуют двухатомные молекулы?

6. Объясните, как происходит образование связи в молекулах галогенов, в водородных соединениях галогенов, в соединениях галогенов с металлами.

Отвечают на вопросы учителя.

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

 Отлично ребята! Как вы думаете, что осталось ещё нам изучить о семействе галогенов? Ребята отвечают на вопрос и формулируют тему.

Отвечают на вопросы учителя и работают в тетрадях на местах.

Ⅳ. Демонстрация

 Агрегатное состояние хлора, брома и иода. Возгонка иода. Растворимость иода в воде и спирте. Качественная реакция на иод.

V. Изучение нового материала

Затем учитель переходит к рассмотрению физических свойств галогенов, демонстрируя агрегатное состояние хлора, брома и иода. Учащиеся в тетрадях отмечают агрегатное состояние и цвет. Учитель рассматривает растворимость галогенов в воде, объясняет, что растворимость уменьшается с уменьшением активности галогена. Можно получить хлорную, бромную и иодную воду, но нельзя получить фторную воду, так как фтор уже при обычных условиях реагирует с водой. Далее учитель демонстрирует опыт — растворение иода в воде и спирте. Учащиеся приходят к выводу, что галогены лучше растворяются в органических растворителях. Учитель вводит понятия «возгонка» и «конденсация», демонстрируя возгонку иода.

Определения: Возгонка (сублимация) – переход вещества из твердого состояния в газообразное.

Конденсация – переход вещества из газообразного в жидкое или твердое состояние.

 После изучения физических свойств галогенов учащимся предлагается задание: предположите, какими химическими свойствами обладают галогены и являются ли галогены окислителями или восстановителями. Работа осуществляется в группах. Учитель делит класс на четыре группы (фтор, хлор, бром, иод). Учащиеся должны записать уравнения реакций галогенов с простыми и сложными веществами и прийти к выводу, что галогены являются сильными окислителями и что фтор — самый сильный окислитель. Можно рассмотреть видеофрагмент — взаимодействие иода с алюминием (электронное приложение к учебнику, § 12).

Работают на местах  с тетрадями и, с учебником, и у доски.  

VⅠ. Закрепление изученного материала

Задачи: В закрытом прочном сосуде смешали 8 л хлора с 12 л водорода и смесь взорвали. Какой объём хлороводорода получился? Какой газ и в каком объёме остался в избытке?

Решение:      8л     12л

                       CL2 + H2 = 2HCL

n(H2) = 12/2=6 моль

n(CL2) 8/70=0.11 моль

Водород – в избытке, хлор в недостатке, т. к. хлор в недостатке решаем задачу через хлор.

8л    -   х л

22,4 -  44,8 ;  х = 16л (HCL)

V(изб. Н2) = V(HCL) – V(H2) =  16л – 2 л = 14л. (изб.)

Работа у доски и на местах с тетрадями и учебником

VIⅠ. Рефлексия

Попробуем подвести итоги. Основные выводы:

  • Чем объясняется химическая активность галогенов?
  • Агрегатное состояние галогенов.
  • Что называется возгонкой?
  • Что называется конденсацией?

Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?

Участвуют в эвристической беседе

VIⅠI. Итоги урока

Выставление оценок. Домашнее задание: п. 12, с. 45, 47; с. 48 упр. 2-5

САМОАНАЛИЗ

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – сформированы. Личностные -  сформированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Оксиды. Номенклатура. Классификация"

Технологическая карта урока химии в 8 классеТема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний....

Технологическая карта урока химии в 11 классе "Принцип Ле Шателье"

Урок изучения нового материала по химии в 11 классе....

Технологическая карта урока химии в 11 классе "Принцип Ле Шателье"

Урок изучения нового материала по химии в 11 классе....

Технологическая карта урока химии в 11 классе "Принцип Ле Шателье"

Урок изучения нового материала по химии в 11 классе....

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Соединения галогенов"

В работе представлен материал в виде технологической карты урока химии в 9 классе по теме:" Соединения галогенов" при реализации ФГОС 2го поколения...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ ».

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота"

Приведена технологическая карта урока химии в 9 классе  по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. на тему  "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химически...