Технологическая карта по химии к уроку "Теория химического строения", 10 класс
методическая разработка по химии (10 класс)

Технологическая карта по химии к уроку на тему "Предмет органической химии. Теория химического строения" Рудзитиса , Фельдмана рассчитана на 2 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_predmet_organ_him._teoriya_him_str.docx149.47 КБ

Предварительный просмотр:

конспект урока по теме: «Предмет органической химии. становление органической химии как науки. Теория химического строения органических веществ»

1 – 2 Урок

Предмет

химия

Класс 10

Дата

Тема учебного занятия

«Предмет органической химии. становление органической химии как науки. Теория химического строения органических веществ.»

Цель и задачи учебного занятия

Сформировать представления о предмете изучения органической химии, о становлении органической химии как науки. Раскрыть сущность основных положений теории химического строения.

Основные понятия

Органические вещества, органическая химия, структурная формула, химическое строение, изомерия, изомеры

Тип и форма учебного занятия

урок – изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать особенности органических веществ. Формулировать основные положения теории химического строения органических веществ и объяснять их.

Уметь понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, составлять конспект лекции.

Формировать научное мировоззрение и уважение к отечественной науке.

Основные виды деятельности учащихся

Знакомиться со структурой учебника. Составлять конспект лекции.

Технологии обучения или элементы технологий

Технология развития критического мышления, игровые технологии, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ

Организационная структура первого урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

  • Какой элемент лежит в основе всех органических соединений?
  • Какие классы органических соединений вам известны?
  • С какими органическими соединениями вы сталкивались в быту?
  • Какую валентность имеет углерод в органической химии?

Отвечают на вопросы учителя, работают у доски и по карточкам на местах.

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

И так ребята, вы ответили на главные вопросы. Как вы думаете какова сегодняшняя тема урока? Учащиеся делают вывод и формулируют тему «Предмет органической химии»

А какова цель урока?

Учащиеся отвечают: Сформировать представления о предмете изучения органической химии, о становлении органической химии как науки. Раскрыть сущность основных положений теории химического строения.

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают гипотезы, предположения, определяют тему и цели урока.

IV. Изучение нового материала

И первый, и второй урок рекомендую провести в виде лекции.

Органические и неорганические вещества:

Оксид углерода (4) и оксид углерода (2); угольная кислота; карбонаты и многие другие из – за свойств относятся к неорганическим веществам. А УВ (соединения С и Н) и производные УВ (спирты, карбоновые кислоты, альдегиды, кетоны и др. ) относятся к органическим веществам. Помимо С и Н  в состав молекул орган. В –в  могут входить: О, N. F. S и галогены.

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.  «Производные УВ»

Назв класса

Функц. группа

Пример соединения

Спирты

Гидроксильная -ОН

Этанол C2H5OH

Альдегиды

Карбонильная – СОН

Этаналь (уксусный альд) СН3СОН

Карбоновые кислоты

Карбоксильная –СООН

Уксусная кисл. СН3СООН

Сложные эфиры

Сложноэфирная групп.       - СОО

Метилацетат (метиловый эфир укс. К-ты)  СН3-СОО-СН3

Амины

Аминогр. – NH2

Метиламин CH3 – NH2

аминокислоты

Карбоксогр. –СООН

Аминогр. – NH2

Аминоэтановая кислота NH2-CH2-COOH                      

Определение: УВ и их производные изучает органическая химия.

Число орган. соед. более 25 млн и продолжает увеличиваться.

Из УВ состоит – нефть – основа энергетики и химич. промышл.

Почему так много орган. в-в? Это связано с тем, что атомы С могут соединяться между собой как простой, так и двойной и тройной связью, образуя цепочки разной длины (т.е. линейные, разветвленные и замкнутые).

C:\Users\Эмма\Pictures\2008-08\hello_html_m67daa014.png

Особенных различий между органич. и неорганич. в-вами нет. Особенность органич. соединений состоит в том, что они имеют молекулярное строение. Также они имеют низкие температуры кип и плавл. Почти все органич. в-ва горючи и разлагаются при нагревании.

В быту органич. в-ва: газ, бензин, резина, пластмасса, уксус, аскорбиновая кислота, шерсть изделия из синтетики и др.

В состав органич в-в всегда входит С, поэтому органич химию называют химией соединений УВ.

Ученый Кекуле установил, что С в органич соединениях всегда четырехвалентен.

Работают в тетради и  с учебником

V. Закрепление изученного материала

Чтобы учащиеся лучше усвоили это положение, необходимо дать им самостоятельную работу.

1. Различают три основных типа углеродного скелета: разветвлённый, неразветвлённый и циклический. Какие из них изображены ниже?

C:\Users\Эмма\Pictures\2008-08\008.jpg

2. На основе изученных положений теории химического строения органических соединений определите, какие из формул правильно отображают состав этана C2H6. Почему?

https://ru-static.z-dn.net/files/d3a/64531ba4e7d82a2774960bc97ad35e6f.jpg

3. На основе молекулярной формулы бутана C4H10 изобразите углеродный скелет этого вещества и его структурную формулу.

Эти задания помогут учащимся лучше понять явление изомерии, которое будет рассмотрено на следующем уроке

Работают на местах в рабочих тетрадях

VI. Рефлексия

Попробуем подвести итоги. Основные выводы:

  1. Какие вещества называют органическими?
  2. Какие элементы могут входить в состав органич веществ?
  3. Какую валентность имеет С в органич соединениях?
  4. Какие цепи вы рассмотрели?
  5. Какие классы органических соединений вы рассмотрели?

Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?

Участвуют в эвристической беседе.

VII. Итоги урока

Выставление оценок.  Домашнее задание: п. 1, с. 4-6, с. 7 Тестовые Задания

САМОАНАЛИЗ

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – определены. Личностные -  сформированы.


Организационная структура первого урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

Ребята на прошлом уроке вы узнали , что изучает органическая химия; классы органических соединений и т.д. Давайте повторим.

  1. Какие вещества называют органическими?
  2. Какие элементы могут входить в состав органич веществ?
  3. Какую валентность имеет С в органич соединениях?
  4. Какие цепи вы рассмотрели?
  5. Какие классы органических соединений вы рассмотрели?

Отвечают на вопросы учителя, работают у доски и по карточкам на местах.

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

После проверки домашнего задания учащимся предлагается изобразить порядок соединения атомов в молекуле состава C3H8:

https://a.d-cd.net/2d0d829s-480.jpg

Затем учащиеся получают следующее задание: Если к молекуле C3H8 прибавить группу атомов CH2, то получится углеводород состава C4H10 — бутан. Изобразите порядок соединения атомов в молекуле бутана. Учащиеся должны предложить две структурные формулы бутана:

https://himbrep.ru/docs/chem/orgchem.files/image004.gif                       C:\Users\Эмма\Pictures\2008-08\формулы_изобутан.jpg

Учащиеся смотрят на обе формулы и выдвигают гипотезы по теме. Таким образом формулируют ее.

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают гипотезы, предположения, определяют тему и цели урока.

IV. Изучение нового материала

Если в кабинете химии имеется фильм «А. М. Бутлеров и структурная теория», то его можно использовать на уроке.

Затем учитель формулирует положение теории химического строения о зависимости свойств веществ от их строения, подчёркивая, что если определённому качественному и количественному составу молекулы отвечает несколько возможных порядков расположения атомов, то это будут различные вещества, имеющие разные свойства. Вводятся понятия «изомерия», «изомеры».

Определение: Изомерия – это явление, заключающееся в существовании нескольких в-в, имеющих один и тот же состав и одну и туже молекулярную массу, но различающихся строением молекул.

Работают в тетради и  с учебником

V. Закрепление изученного материала

Для закрепления этих понятий учащимся можно предложить несколько заданий.

1. Имеются ли среди приведённых структурных формул такие, которые изображают одно и то же вещество? Дайте обоснованный ответ.

H3C- CH2- CH2 -CH2 -CH3;         H3C -CH2 -CH2- CH3;                                H3C -CH2-CH- (CH3)- CH3;          https://fsd.videouroki.net/html/2014/03/23/98678611/98678611_5.png

2. Определите, сколько веществ изображено следующими структурными формулами:

1)   https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0997/000b67be-07926fbf/hello_html_564d58c0.gif    2)    https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/25/s_5ea439c4d1b25/1430315_4.png                                               3)  https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1025/000e8f14-eb74b5e7/hello_html_536c901.jpg            4) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bf/Pentane_IUPAC.png

3. Дана формула вещества состава C3H6Cl2. Изобразите структурные формулы всех возможных изомеров этого вещества.

Положение теории строения о взаимном влиянии атомов в молекулах рассматривается на данном уроке в рамках учебника. В дальнейшем при изучении углеводородов и кислородсодержащих веществ это положение конкретизируется.

Работают на местах в рабочих тетрадях

VI. Рефлексия

Попробуем подвести итоги. Основные выводы:

  1. Каковы основные положения теории химического строения органических веществ?
  2. Что такое изомерия?
  3. Кто такой Бутлеров?

Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?

Участвуют в эвристической беседе

VII. Итоги урока

Выставление оценок.  Домашнее задание: п. 2, с. 8-12. Ознакомиться с биографией Бутлерова.

САМОАНАЛИЗ

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – определены. Личностные -  сформированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока химии по теме "Бензол -представитель класса Арены"

Технологическая карта урока химии по теме "Бензол - представитель класса Арены" составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Химия 10 класс, автор О.С.Габриелян...

Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."

Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...

Технологическая карта по химии к уроку "Галогены", 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Галогены", 9 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Химические формулы. Относительная молекулярная масса" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Химические формулы. Относительная молекулярная масса" 8 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс...

Технологическая карта урока химии "Растворы. Растворимость. Растворение" 8 класс

Технологическая карта урока химии "Растворы. Растворимость. Растворение" 8 класс...