Технологическая карта по химии к уроку "Химические формулы. Относительная молекулярная масса" 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс)

Технологическая карта по химии к уроку  "Химические формулы. Относительная молекулярная масса" 8 класс Рудзитис, Фельдман

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_himicheskie_formuly_otnos_mol_massa.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по химии к уроку по теме: «Химические формулы. Относительная молекулярная масса»

Урок

Предмет

химия

Класс 8

Дата

Тема учебного занятия

«Химические формулы. Относительная молекулярная масса»

Цель и задача учебного занятия

Сформировать представления о химической формуле, качественном и количественном составе вещества, индексе, коэффициенте, относительной молекулярной массе.

Основные понятия

Химическая формула, качественный и количественный состав вещества, индекс, коэффициент, относительная молекулярная масса, формульная единица, относительная формульная масса.

Тип и форма учебного занятия

урок – изучение нового материала

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать определение понятия «химическая формула», что обозначает индекс в химической формуле. Уметь вычислять относительную молекулярную массу, характеризовать по данной формуле качественный и количественный состав вещества.

Формировать умения рассуждать логически, применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.

Формировать ответственное отношение к учению.

Основные виды деятельности учащихся

Научиться записывать химические формулы, вычислять относительную молекулярную массу вещества.

Технологии обучения или элементы технологий

Технология развития критического мышления, игровые технологии, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

В начале урока либо проводится диктант для проверки знания знаков химических элементов, либо вызываются к доске ученики, которые выполняют задания по карточкам (записывают или знак элемента, или его название).

 Отвечают на вопросы учителя

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

 Приступая к объяснению нового материала, учитель задаёт вопрос:

 как можно изобразить состав простого или сложного вещества?

Ученики приходят к выводу, что для этого можно использовать знаки химических элементов.

Учитель задаёт следующий вопрос:

какой химический закон нужно учитывать при выведении химической формулы вещества?      (Закон постоянства состава.)

Следовательно ребята, как вы думаете, какова наша сегодняшняя тема урока?

Учащиеся выдвигают гипотезы, предположения, определяют тему и цели урока.

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают гипотезы, предположения, определяют тему и цели урока.

IV. Изучение нового материала

 При составлении химической формулы простого вещества вначале записывают знак химического элемента, входящего в состав данного вещества, затем внизу справа от знака записывают цифру, обозначающую число атомов данного химического элемента в молекуле, — индекс. Например, молекулы кислорода, водорода, хлора, азота состоят из двух атомов; их формулы выглядят так: O2, H2, Cl2, N2. Если вещество сложное, т. е. его молекула состоит из нескольких химических элементов, то при составлении формулы следует записать знаки химических элементов, составляющих данное вещество и определяющих качественный состав, а внизу справа от знаков — индексы, показывающие, сколько атомов данного элемента входит в молекулу (количественный состав). Например, СО, CO2, N2O5, NO2.

Далее учащиеся упражняются в чтении химических формул: СО — цэ-о; CO2 — цэ-о-два; N2O5 — эн-два-о-пять; NO2 — эн-о-два и т. д.

Учитель задаёт следующий вопрос: что может означать запись 5N2O5? Выслушав предположения учащихся, учитель объясняет, что если молекул несколько, то перед формулой ставится число (коэффициент). Таким образом, приведённая запись означает пять молекул оксида азота(V). Читается это так: пять эн-два-о-пять.

Далее учитель задаёт проблемный вопрос:

Если закон постоянства состава применим только к веществам молекулярного строения, то как быть с составлением формул веществ немолекулярного строения?

 Выслушав предположения учащихся, учитель объясняет, что в формулах веществ молекулярного строения индекс показывает, сколько атомов химического элемента входит в состав каждой молекулы, а в формулах веществ немолекулярного строения индексы выражают соотношение чисел атомов каждого из элементов в соединении. Например, формула H2O показывает, что каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Формула AlCl3 показывает, что в хлориде алюминия на каждый атом алюминия приходится три атома хлора. Таким образом, формула немолекулярного вещества отражает соотношение элементов в составе данного вещества. Учащиеся должны усвоить, что индексы нельзя изменять произвольно. Учитель просит учащихся ответить на вопрос:

Что выражает химическая формула? (Состав определённого вещества, взятого в чистом виде.)

Далее переходим  к рассмотрению относительной молекулярной массы вещества, на конкретных примерах показываем, как её рассчитывают.

Определение: Mr показывает, во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы атома углерода, масса которого равна 12 а.е.м.

Работают в тетради, с учебником

V. Закрепление изученного материала

Необходимо поупражняться в написании химических формул. К доске вызываются ученики, которым можно предложить следующие задания:

 1. Напишите химические формулы веществ:

а) кислорода, если молекула кислорода состоит из двух атомов кислорода;

б) озона, если молекула озона состоит из трёх атомов кислорода;

в) сероводорода, если молекула сероводорода состоит из двух атомов водорода и одного атома серы;

г) серной кислоты, если молекула серной кислоты состоит из двух атомов водорода, одного атома серы и четырёх атомов кислорода;

д) фторида кальция, если во фториде кальция на каждый атом кальция приходится два атома фтора.

2. Что означает следующая запись?

а) 4H; 7Fe; H2; 4H2

б) NaCl; AlBr3; FeS

Остальные ученики выполняют на с. 49, упр. 5 письменно.

Работают на местах в тетрадях и у доски

VI. Рефлексия

Попробуем подвести итоги. Основные выводы:

Что показывает химическая формула?

Что показывает индекс?

Что показывает коэффициент?

Что нужно сделать для того, чтобы найти Mr соединения?

Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?

Участвуют в эвристической беседе.

VII. Итоги урока

Выставление оценок.  Домашнее задание: п. 14, с. 47-49, с. 50, упр. 6,7,8, Тестовые задания.

САМОАНАЛИЗ

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – установлены. Личностные -  сформированы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химическая формула. Относительная молекулярная масса вещества.

Презентацию можно использовать на уроках химии 7 класса (пропедевтический курс) при изучении темы "Химия и математика" и на уроках 8 класса при изучении темы "Первоначальные химические понятия"....

презентация "Химические формулы.Относительная молекулярная масса"

Презентация к уроку по теме "Химические формулы.Относительная молекулярная масса"...

Технологическая карта по химии к уроку "Метан - простейший представитель алкаков", 10 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Метан - простейший представитель алкаков", 10 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Чистые вещества и смеси" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Чистые вещества и смеси" 8 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Атомы, молекулы и ионы" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Атомы, молекулы и ионы" 8 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Закон постоянства состава веществ" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Закон постоянства состава веществ" 8 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов" 8 класс Рудзитис, Фельдман...