Технологическая карта по химии к уроку "Чистые вещества и смеси" 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс)

Технологическая карта по химии к уроку  "Чистые вещества и смеси" 8 класс Рудзитис, Фельдман

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_chistye_veshchestva_i_smesi.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по химии к уроку по теме: «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»

Урок

Предмет

химия

Класс 8

Дата

Тема учебного занятия

«Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»

Цель и задача учебного занятия

Сформировать представления о смесях веществ как системах переменного состава. Показать, что индивидуальные свойства компонентов смеси сохраняются (это может быть использовано для её разделения).

Основные понятия

Чистое вещество, смесь, фильтрование, фильтрат, фильтр, отстаивание, выпаривание, кристаллизация, дистилляция.

Тип и форма учебного занятия

урок – изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать отличие чистого вещества от смеси, основные способы разделения смесей. Уметь описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки.

 Формировать умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем, прогнозирования.

Развивать коммуникативную компетентность, уважать иную точку зрения при обсуждении результатов выполненной работы.

Основные виды деятельности учащихся

Проводить химический эксперимент, учиться разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и выпаривания, а также с помощью магнита.

Демонстрация

Разделение смеси угля и речного песка отстаиванием, разделение сахара и речного песка фильтрованием с последующим упариванием раствора сахара, разделение смеси воды и растительного масла при помощи делительной воронки.

Лабораторный опыт

Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы.

Технологии обучения или элементы технологий

Технология развития критического мышления, игровые технологии, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

В начале урока учитель проводит небольшую самостоятельную работу по проверке знаний либо по теме «Вещества. Свойства веществ».

Самостоятельная работа по теме «Вещества. Свойства веществ» Вариант I

1. Выпишите из приведённого перечня физических тел (предметов) и веществ названия веществ: кирпич, поваренная соль, мел, железная кнопка, вода, сахар, проволока, свеча, химический стакан, стеклянная воронка.

2. В химической посуде без этикеток находятся медь, алюминий, мрамор, уксусная кислота и поваренная соль. По каким свойствам можно распознать эти вещества? Выпишите названия веществ и наиболее характерное свойство каждого вещества, используемое для его распознавания.

Вариант II

1. В химическом кабинете используется оборудование, сделанное из разных веществ. Например: а) стеклянные пробирки, колбы, мерные цилиндры, воронки, химические стаканы;  б) железные штативы, держалки для пробирок, ложечки и тигли для прокаливания веществ; в) фарфоровые ступки, пестики, шпатели. Приведите примеры предметов, используемых в быту и изготовленных из этих же веществ.

2. Приведите пример предмета, сделанного из разных веществ.

Вариант III

1. Приведите примеры двух тел, состоящих из одного вещества, и одного тела, состоящего из разных веществ.

2. Сравните свойства: а) поваренной соли и сахара; б) меди и алюминия; в) серы и угля. Какие свойства каждой пары веществ позволяют отличить их друг от друга?

 Работают по карточкам на местах.

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

Итак ребята, с какой целью вещества выделяют из смесей?

Учащиеся отвечают: при очистке выделяют одно вещество, а примеси удаляют.

Совершено верно ребята, так как вы думаете какова наша сегодняшняя тема урока?

Учащиеся выдвигают гипотезы и определяют тему урока.

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают гипотезы, предположения, определяют тему и цели урока.

IV. Изучение нового материала

Судить о свойствах вещества можно лишь тогда, когда оно чистое.

В природе чистых веществ не бывает, они встречаются в виде смесей. Смеси делят на гомогенные и гетерогенные.

Определение: Гомогенные (однородные) смеси – это смеси, которые даже  с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в эту смесь.

Гетерогенная смесь – это неоднородная смесь, состоящая из однородных смесей, разделенных поверхностью раздела.  

Учащиеся разбирают примеры чистых веществ и смесей, отмечают признаки, по которым можно судить, является ли вещество чистым (постоянные температуры плавления и кипения). Затем разбирается вопрос: чем отличаются чистые вещества от смесей? Для доказательства того, что вещества при смешивании сохраняют свои свойства, проводят лабораторный опыт (с. 16 учебника).

Далее учитель демонстрирует учащимся способы разделения смесей веществ: смеси угля и речного песка отстаиванием, сахара и речного песка фильтрованием с последующим упариванием раствора сахара, смеси воды и растительного масла при помощи делительной воронки.

Работают в тетради, с учебником

V. Закрепление изученного материала

Учащиеся самостоятельно проводят разные лабораторные опыты по разделению смесей.

Работают в группах на местах

VI. Рефлексия

  • Можно ли фильтрованием выделить поваренную соль? Почему?
  • Предложите способ выделения глины из её смеси с водой.
  • Как разделить смесь спирта и воды? Речного песка и сахара? Воды и бензина?

Участвуют в эвристической беседе.

VII. Итоги урока

Выставление оценок.  Домашнее задание: 

САМОАНАЛИЗ

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – сформированы. Личностные -  сформированы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по химии к уроку "Галогены", 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Галогены", 9 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Гидролиз солей" 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Гидролиз солей" 9 класс Рудзтитс, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Реакции ионного обмена" 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Реакции ионного обмена" 9 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Теория химического строения", 10 класс

Технологическая карта по химии к уроку на тему "Предмет органической химии. Теория химического строения" Рудзитиса , Фельдмана рассчитана на 2 часа...

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс по Рудзитису, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы" 8 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Закон постоянства состава веществ" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Закон постоянства состава веществ" 8 класс Рудзитис, Фельдман...