Технологическая карта по химии к уроку "Гидролиз солей" 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс)

Технологическая карта по химии к уроку  "Гидролиз солей" 9 класс Рудзтитс, Фельдман

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_gidroliz_soley.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по химии по теме: «Гидролиз солей»

Предмет

химия

9 класс

Дата

Тема учебного занятия

«Гидролиз солей»

Цель учебного занятия

Сформировать первоначальные представления о гидролизе солей. Сформировать умение определять характер среды растворов солей.

Основные понятия

Гидролиз солей.

Задачи

Тип и форма учебного занятия

урок – изучение нового материала

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Знать определение гидролиза солей. Уметь определять характер среды растворов солей по их составу.

Уметь определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы.

 Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Технологии обучения или элементы технологий

Технология развития критического мышления, игровые технологии, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

Проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

  1. Какие катионы образуются при диссоциации кислот?
  2. Какие анионы образуются при диссоциации щелочей?
  3. Какие соли называют кислыми, а какими основными?

Отвечают на вопросы учителя.

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

Подробно данная тема изучается в 11 классе. На этом уроке учащиеся выполняют следующий эксперимент. На каждом столе находятся пробирки с растворами солей: хлорида натрия, карбоната натрия и хлорида алюминия. Необходимо проверить действие индикаторов фенолфталеина и лакмуса (или метилового оранжевого) на эти растворы и результаты записать в таблицу.

Р- р соли

Формула соли

Окраска инд-в в р- ре соли

фенолфталеин

лакмус

Хлорид натрия

Карбонат натрия

Хлорид алюминия

Опытным путём учащиеся определяют среду предложенных растворов солей. После этого учитель проводит обсуждение данного эксперимента: 1. Какие признаки химических реакций вы наблюдали? 2. Какие ионы вы обнаружили в растворах по изменению окраски индикаторов? 3. Почему соли в водных растворах по-разному изменяют окраску индикаторов? Далее учитель рассматривает состав солей. Соли можно представить как продукты взаимодействия кислоты и основания. Учащиеся заполняют таблицу.

Таким образом, учащиеся делают вывод из лабораторного опыта и формулирую тему.

Отвечают на вопросы учителя и работают в тетрадях на местах.

ⅣЛабораторный опыт

Действие индикаторов на растворы солей.

V. Изучение нового материала

Учитель вводит понятие «гидролиз» и условно определяет четыре типа солей:

Определение: Гидролиз – процесс взаимодействия солей с водой.

 I. Соли сильной кислоты и сильного основания (гидролиз не идёт).

NaCL (NaOH – сильное основание и HCL – сильная кислота)

II. Соли сильного основания и слабой кислоты (гидролиз идёт, щелочная среда).

NaF (NaOH – сильное основание и HF – слабая кислота)

Na+ + F- + H+OH- = Na+ + HF + OH-

F- + HOH = HF + OH-  - щелочная среда, накапливается ОН- группа

III. Соли сильной кислоты и слабого основания (гидролиз идёт, кислая среда).

NH4I  (NH4- слабое основание и HI - сильная кислота)

NH4+ + I- + H+OH- = NH4OH + I- + H+

NH4+ + H+OH- = NH3↑ + H2O + H+ - кислая среда, накапливаются ионы Н+

CuSO4 (Cu(OH)2 – слабое основание и H2SO4 – сильная кислота)

2 CuSO4 + 2 H2O = (CuOH)2SO4 + H2SO4

  1. Cu2+ + SO42- + H+OH- = CuOH+ + SO42- + H+

               Cu2+ + HOH = CuOH+ + H+ - кислая среда

  1. (CuOH)2SO4 + H2O = 2 Cu(OH)2 + H2SO4

CuOH+ + SO42- +  H+OH- = Cu(OH)2 + H+ + SO42-

CuOH+ + HOH = Cu(OH)2↓ + H+ - кислая среда

 IV. Соль слабой кислоты и слабого основания (в зависимости от силы кислоты или основания гидролиз идёт по типу II или III либо соль полностью гидролизуется).

 Учитель обращает внимание учащихся на прочерки в таблице растворимости солей, отмечает, что гидролиз характерен не только для солей.

Работают на местах  в тетрадях и с учебником.

VⅠ. Закрепление изученного материала

Для закрепления материала можно дать несколько упражнений:

 1. Предположите, какие из солей: хлорид железа(III), сульфат натрия, карбонат лития, нитрат натрия — будут подвергаться гидролизу. Какими опытами это можно проверить?

 2. Какую окраску приобретёт индикатор метиловый оранжевый, если его добавить к растворам: а) сульфата алюминия; б) нитрата калия; в) сульфида натрия? Почему?

Работа у доски и на местах с тетрадями и учебником

VIⅠ. Рефлексия

Попробуем подвести итоги. Основные выводы:

  • Что такое гидролиз?
  • Какие соли подвергаются гидролизу и почему?

Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?

Участвуют в эвристической беседе

VIⅠI. Итоги урока

Выставление оценок. Домашнее задание: п. 10, с. 38-40, с. 40 упр. 3; Тестовые задания.

САМОАНАЛИЗ

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – определили. Личностные -  сформированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по химии к уроку "Галогены", 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Галогены", 9 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Реакции ионного обмена" 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Реакции ионного обмена" 9 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Теория химического строения", 10 класс

Технологическая карта по химии к уроку на тему "Предмет органической химии. Теория химического строения" Рудзитиса , Фельдмана рассчитана на 2 часа...

Технологическая карта по химии к уроку "Диссоциация кислот, оснований и солей" 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Диссоциация кислот, оснований и солей" 9 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс по Рудзитису, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Метан - простейший представитель алкаков", 10 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Метан - простейший представитель алкаков", 10 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Периодический закон. Распределение электронов в атомах элементов малых периодах" 11 класс

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Периодический закон. Распределение электронов в атомах элементов малых периодах" 11 класс Рудзитис, Фельдман...