Урок химии "Классы неорганических веществ"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Попова Елена Анатольевна

         Урок-путешествие « Круиз на  остров «Кисольфия» - это последний урок в теме «Классы неорганических веществ».  На уроке прослеживается соревнование команд, пар, групп по обобщению материала об основных классах неорганических веществ. Конкурсы, загадки, терминология, кроссворд. Презентация помогает сделать урок интересным и выполнить большой объём работы по данной теме.
         Во время урока используется презентация, показывающая генетическую взаимосвязь неорганических соединений и предназначенная для изучения классов неорганических соединений и их состава.

          На втором слайде написана тема урока и рисунок корабля, что мотивирует и интригует учащихся.

          На третьем слайде презентации представлены формулы веществ. Учащимся необходимо назвать их и определить класс. При работе с данным слайдам учащиеся не только учатся сравнивать формулы, но и видеть их различие. Данная схема - таблица,  полученная в результате ответов учащихся является основой в формировании химических знаний обучающихся.

          На четвертом слайде картинка моря, которая сопровождается звуковыми сигналами отплывающего корабля и шумом моря.

          На пятом слайде представлено обучающимся первое задание, которое они должны выполнить самостоятельно. Составляя формулы, учащиеся повторяют понятие степень окисления и валентность.

         На шестом слайде представлен кроссворд. Работая с кроссвордом, учащиеся работают в группах. В данном кроссворде используются понятия раннее изученные.

         7 слайда -  итоговый по кроссворду.

          8 слайд – содержит определения понятия химия. Данные понятия позволяют расширить кругозор обучающихся  по предмету.

          9 и 10 слайд – содержат картинки со звуковыми шумами моря, являются физ.минутками для учащихся и релаксационными моментами.

          На одиннадцатом слайде  представлено обучающимся задание, требующее знаний классов веществ и номенклатуры. В результате выполнения данного задания обучающиеся учатся классифицировать, систематизировать и обобщать.

         На двенадцатом слайде представлен набор формул, из которого учащиеся выбирают правильный ответ. Работа групповая. При ответах проверяется правильность. Если ответ верный, то он остается на экране. Если ответ неверный, то все формулы в ряду исчезают. Таким образом, при выполнении данного задания обучающиеся учатся классифицировать, систематизировать, синтезировать.

         13,14,15 слайд содержат картинки со звуковыми шумами моря, обучающиеся концентрируют внимание, тем самым отдыхая от мыслительной деятельности,  релаксационными моментами.

         На 16 слайде содержится информация, которую необходимо увидеть при выполнении представленного задания. Выполняя данное упражнение,  обучающиеся решают проблемную ситуацию,  используют знания, полученные раннее. Учатся применить данные знания на практике.

           На семнадцатом слайде представлено задание для практической части. Видя задание у обучающихся развивается  мыслительная деятельность.

           На восемнадцатом слайде обучающимся предстоит проанализировать задание и дать правильный ответ. При работе с данным слайдом, учащиеся могут себя проверить. Если ответ верный, то он остается на экране. Если ответ неверный, то все в ряду исчезают.  При выполнении данного задания учащиеся показывают практические знания в области химии.

            На девятнадцатом слайде представлена головоломка. При работе с данным слайдом обучающиеся учатся составлять слова. Работать с периодической системой Д.И, Менделеева, умение работать с которой является основой в формировании химических знаний обучающихся.

             20,21,22,23 слайды - содержат картинки со звуковыми шумами моря, являются физ.минутками для учащихся и релаксационными  и рефлексивными моментами в конце урока.

          В разработке приведены определения классов соединений и формулы неорганических веществ, что позволяет на этапе изучения нового материала использовать схему как алгоритм написания формул химических соединений. Краткость и наглядность схемы способствует лёгкому запоминанию вновь изучаемых понятий, взаимосвязей.

           Методическое пособие даёт возможность педагогу разработать огромное количество индивидуальных дифференцированных задач-упражнений на закрепление и повторение изученного материала.

           Презентация может послужить основой для творческих работ учеников, выполняемых в качестве домашнего задания с последующим использованием наиболее интересных разработок как дидактического материала на уроках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока137.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

  1. Название урока (мероприятия)

Урок – путешествие

Круиз на остров «Кисольфия»

  1. Автор, должность , ОУ

Попова Елена Анатольевна

учитель химии, заместитель директора по ВР

МБОУ «СОШ №31», г Ангарск

  1. Класс

8 класс

  1. Учебный предмет

Химия

  1. Раздел программы

Важнейшие классы неорганических соединений

  1. Тема урока

Обобщение и систематизация знаний по теме:

 «Соединения химических элементов».

  1. Тип урока

Систематизация и обобщение знаний

  1. Цель урока

В занимательной форме обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических соединений.

  1. Задачи мероприятия

А) Воспитательная

воспитание умения работать в паре, оценивать свои возможности. Воспитание  умения работать в коллективе, развитие самостоятельности. Развитие способности слушать собеседника и оценивать услышанную информацию.

Б) Учебная

обобщить и систематизировать знания учащихся о классах неорганических веществ (оксиды , кислоты, основания, соли); отработать навыки составления формул оксидов, кислот, оснований, солей ; вспомнить и закрепить знания о валентности и степени окисления; сформировать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, видеть взаимосвязь различных классов неорганических веществ

В) Развивающая

развитие познавательного интереса к предмету; развитие умений применять знания, полученные на уроках на практике.

  1. Связанные с формированием УУД:
  • Повторить понятия оксиды, кислоты, основания, соли, степень окисления, валентность.
  • Закрепить умения составлять формулы, давать им названия и определять класс. Умения анализировать, выделять главное.
  1. Связанные с формированием метапредметных УУД:
  • Повторить понятия круиз,
  1. Связанные с формированием опыта деятельности – предметных УУД:
  • Дать возможность учащимся использовать знания о работе с кроссвордами, с химическими веществами.
  • Дать возможность учащимся использовать знания о работе с периферийными устройствами ПК

  1. Оборудование

Корабль, мультимедийные средства, костюмы моряков, магнитофон, диски, высказывание ученых, разноуровневые карточки, задания, химический лоток, кислота, основание, соль, индикаторы.

  1. Список литературы и интернет-ресурсов

1) Журнал “Химия в школе” №б 1989г .

2) Ярошенко 0.Г. из опыта организации групповой работы учащихся в VIII классе.

3)«Химия. 8 класс», авторы – О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2008.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.proshkolu.ru/club/chemistry/file2/229659 
  2. http://festival.1september.ru/articles/601741/
  3. http://osievskaja.narod.ru/
  4. http://chimia24.ucoz.ru/load/obuchajushhaja_programma_quotkhimija_dlja_shkolnikov_v_kartinkakhquot/26-1-0-251
  5. http://soft.mail.ru/program/testy-himiya-harakteristika-elementa/2.3.4-beta
  6. http://schoolchemistry.by.ru/programs/tablerus.htm

  1. Описание урока

Этап

урока

Ход урока

Примерное время на уроке

Работа учителя

Работа учащихся

ЦОР/ПО к уроку (название,ссылка)

1 этап.

Организационный момент.

 

2. Этап Ориентировачно-мотивационный

3 этап Операционно-исполнительский

Приветствие учителя:

«Здравствуйте, гости!

Здравствуйте, дети!

Здравствуйте, все кто пришел в этот класс!

Здравствуйте, скажем, с улыбкой друг другу.

Пусть позитивно всем будет сейчас!»

Учитель: Перед уроком мы с вами провели  входную рефлексию.  И увидели насколько эмоционально вы настроены на общение  и на работу. (Каждый учащийся нарисовал кораблик рядом с островом его настроения).

           А сейчас внимание на экран. Что вы видите?   (ответы учащихся - ФОРМУЛЫ)  

Какие формулы представлены на экране?

(ответы учащихся)  

Верно, это разные классы неорганических веществ, которые мы с вами изучили.

Какова же цель нашего урока?

(ответы учащихся)  

ЦЕЛЬ: Обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических веществ.

Вступительное слово учителя, который выполняет роль капитана.

Капитан: «Друзья, сегодня мы отправимся с Вами в круиз. Я – буду вашим капитаном. Постойте, но я же не могу отправиться одна. Эй, люди, где вы все? Матросы. Юнги!!!»

  •  (звучит морская мелодия и на корабль поднимаются помощники капитана – дети, в костюмах моряков, поют песню).

Песня «Чунга-чанга»

Помогите команду нам найти.

С ними легче будет, путь пройти.

С ними клады вместе мы найдем.

В жизни этой мы не пропадем.

Припев:

Ах, круиз – как это классно

Будет вместе нам прекрасно

Ведь родные мы по духу

Мы друзья все!!!

Будем вместе наслаждаться

И в круизы отправляться

Ведь все знать хотим мы точно

Мы друзья все.

Капитан: Внимание на экран, чтобы собрать команду мы должны выполнить первое задание.

___________________________________________________

Задание 1. (задания могут быть дифференцированными и иметь отдельный вариант для каждого учащегося)

Давайте поможем собрать команду нашему «кислорику»

Юнги:

Матросы:

Оксиды Ме

Оксиды не Ме

О, Na, Fe+2, Al, Ca

C+4, O, N+3, Cl+7, P+5

Из элементов соберите (составьте), формулы. Левый ряд собирает команду матросов (оксиды не металлов), а правый ряд юнги (оксиды металлов)

___________________________________________________

Молодцы! Команда в сборе. Танец моряков. Танцуют учащиеся.

Капитан: Юнги и матросы, вы готовы отправиться в круиз по островам неорганических веществ?

Юнги и Матросы: Готовы!

Капитан: Отдать швартовый.

Гудок. Музыка. Шум моря. Слайд на экране.

Юнга: смотрит в трубу. Вижу остров.

Капитан: Смотрит карту. Я знаю этот остров. Нам стоит сюда заглянуть.

Матрос: Друзья, дайте взглянуть. Где-то я уже это видел. Вспомнил! Мой прапрадедушка алхимик, говорил мне, что на этом острове есть сокровища, самые большие сокровища в мире. Их ценность несоизмерима.

Юнга: А как он называется?

Матрос: У него нет названия.

Капитан: Ну, что ж, друзья. Это наш шанс. Может быть, мы назовем этот безымянный остров. Право руля.

Юнга: Есть право руля. Подплываем.

Капитан: Спустить паруса.

Юнга: Есть спустить паруса.

Капитан: Сбросить якорь.

Юнга: Есть сбросить якорь.

Спускаются с корабля.

Капитан: И где же сокровища?

Юнга: Капитан идите сюда, я что-то нашел.

Капитан: Капитан берет смятую бумагу. Читает в слух. «Отгадав это слово, вы будете богаты». «Друзья, помогите нам». Внимание на экран.

___________________________________________________

Задание 2. Кроссворд. (задания могут быть дифференцированными и иметь отдельный вариант для каждого учащегося)

1

 

 

 

 

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

6

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

  • По горизонтали: 4. Мельчайшая неделимая частица. 6. Наука о веществах и их свойствах. 8. Элемент I группы II периода.
  • По вертикали: 1. Сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксогрупп. 2. Положительно заряженные  ……..(кто?) 3. Сложные вещества, состоящие из 2 элементов один из которого кислород со степенью окисления -2. 5. Сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка. 6. Элемент неметалл 7 группы 3 периода. 7. Мельчайшая частица вещества .

___________________________________________________

Юнга: Не понимаю в чем богатство?

Капитан: А богатство друг мой вот в этом слове – ХИМИЯ. Твой алхимик был прав.

«Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области».

А.М. Горький

«Какой только области механических искусств не нужны знания химии! Могут ли обойтись без нее земледелец, металлург, фармацевт, врач, золотых дел мастер, чеканщик монет и т.п.? Если бы человечеству пришлось избрать из числа всех наук только три и притом применительно к нашим потребностям, следовало бы предпочесть всем другим наукам механику, естественную историю и химию».

Дени Дибро

«Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ».

М.В. Ломоносов

Матросы: Капитан надо спешить ведь скоро стемнеет.

Капитан: Поднять якорь.

Матросы: Есть поднять якорь.

Капитан: Поднять паруса, лево руля.

Матросы: Есть поднять паруса, лево руля.

Капитан: А теперь мы с вами отправляемся на остров  «Кисольфия». Там, друзья мои, вы увидите, настоящие чудеса!

Матросы: Здорово. Я всегда мечтал быть фокусником, но мама говорила, что с меня никогда не выйдет толкового человека, так как двоек и троек у меня в школе было гораздо больше, чем хороших оценок.

Юнга: Капитан, ветер дует с севера, ночью будет дождь и шторм. Нам лучше переждать его!

Капитан: Нет, только вперед. Мы должны успеть вовремя, вернуться домой.

Матросы: Есть вернуться в срок.

Волны. Шум. Ветер усиливается. Начинается шторм.

Юнга: Шторм, держись. Свистать всех наверх.

Капитан: Спустить паруса, право руля.

Юнга: Есть.

Капитан: Курс широта 20 градусов, долгота 78. Руль прямо.

Юнга: Капитан, нам не спастись. Осторожно!

Грохот. Крики.

Капитан: Юнги, матросы. Увы, друзья, при таком шторме и ливне наша команда распалась на два класса.

Переодеваются.

Юнга: Лева руля.

Матросы: Право руля. Выхватывая руль.

Капитан: Прямо. Друзья, помогите определить, в кого превратились наши юнги и матросы? Что с ними произошло. Внимание на экран.

___________________________________________________

Задание 3.Кислоты и основания. (задания могут быть дифференцированными и иметь отдельный вариант для каждого учащегося)

  1. Какие классы веществ, здесь присутствуют?

Левый ряд выбирает кислоты и дает им названия

Правый ряд выбирает основания и дает им названия


Ca (OH)
, , , , , , , , , .

___________________________________________________

2.Теперь выберем все вместе формулы кислот. Если вы называете правильно, то формула остается .Если ответ неверный , формулы исчезают.

Капитан: В нашей команде произошли большие изменения. Что происходит? Прекратить панику.

Учащиеся появляются в плащах.

Юнга: Лево руля.

Матросы: Право руля.

Капитан: Прямо осторожно рифы.

Стук. Треск.

Спокойный шум моря.

Капитан:

Друзья, я не могу.

С ними я пропаду

Что сделать мне

С ними с такими

С моими друзьями родными.

Должен я им помочь

Иначе мне будет не в мочь.

Должны вы помочь

Мне команду собрать

Чтоб дальше круиз

Мы смогли продолжать. Внимание на экран.

___________________________________________________

Задание 4 (задания могут быть дифференцированными и иметь отдельный вариант для каждого учащегося)

Рассыпались формулки, соберите их правильно и расставьте по своим местам.

Оксиды неметаллов

Оксиды металлов

SO42-, Na, Ca, O, C4+, Fe 2+, P5+    Al, N3+, S6+, S, K, OH1-, Cl7+, CO32-

___________________________________________________Юнга: Капитан наша команда в сборе в прежнем составе. Но корабль мы потеряли. Мы на острове.

Капитан: Я рад, что мы снова вместе. Спасибо вам. А мы друзья находимся на острове «Кисольфия». Здесь происходят удивительные вещи.

Матрос: Друзья, спешите ко мне, я что-то вам покажу.

___________________________________________________

Задание 5. Опыты.

Из названий веществ, полученных практическим путем составить формулы.

Полученные вещества проверить индикатором:

  1. Основание
  2. Кислота
  3. Соль

___________________________________________________

Капитан: Теперь , друзья хотелось бы узнать ваше мнение по поводу цвета индикаторов в кислоте!! Итак , внимание на экран!

Капитан: А теперь мы должны построить плот и возвращаться домой.

Делаем плот из слов, полученных в результате отгадывания головоломки. Внимание на экран.

Задание 6.Головоломка (задания могут быть дифференцированными и иметь отдельный вариант для каждого учащегося)

Из химических элементов периодическая система составить слова. Например: молибден + кюрий

МО + СТ = МОСТ

  1. Ручное сельское орудие?
  2. Великая американская киноактриса – к/ф «В джазе только девушки».
  3. Русский напиток.
  4. Начало спортивного состязания.
  5. Музыкальный знак.
  6. Столица российского государства.
  • Молибден + углерод + калий + барий
  • Калий + барий + углерод
  • Молибден + водород + фосфор + кислород
  • Углерод + тантал + прометий
  • Водород + кислород + тантал
  • Калий + кислород + кальций

___________________________________________________

Капитан: Удивительное путешествие, не правда ли друзья? Я рад, что наше путешествие успешно закончилось и мы одна дружная семья.

Все учащиеся поют песню:

Любимая химия (Потому, потому что мы пилоты)

1 Куплет

Мы друзья, вместе мы – одна сила.

И любую преграду пройдем.

И задачку любую решим мы,

В жизни вместе мы не пропадем.

ПРИПЕВ:

Потому, потому что дети все мы

Школа наш, школа наш родимый дом.

Первым делом, первым делом ведь учеба.

А круизы остаются на потом.

2 Куплет

Много в химии знаем, и с вами.

Мы готовы делиться друзья.

Но чтоб в жизни преград вы не знали

Знайте химия – всем вам нужна.

ПРИПЕВ:

Потому, потому что всем на свете

Пригодится в жизни химия – друзья.

И поверьте, что учиться всем вам надо!

И берите вы пример всегда с меня.

3 Куплет

Для нас химия - это наука

Для нас химия – это судьба

И понять ее было нам сложно

Но погрязли мы в ней навсегда

ПРИПЕВ:

И конечно сейчас мы не жалеем

Ведь предмет нужен нам и мы горды

Что наукою мы этой все владеем

Ну и вы владеть, конечно, ей должны.

Капитан: Каждый участник нашего плаванья получает на память сувенир в виде корабля.

3 минуты

3 минуты

2 минуты

3 минуты

3 минуты

5 минуты

3 минуты

2 минуты

3 минуты

5 минут

3 минуты

1 минута

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ответы+

+

+

5 человек

Поют

Работа каждого индивидуально

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Работа в группах по рядам

+

+ ведущие

+ ведущие

+ ведущие

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Работа в парах по рядам

Ответы коллек-тив-ные

+

+

Работа индивидуально по рядам

+

+

2 учащихся от каждого ряда по 1 человеку

Ра-бота в группе

+

Все учащиеся

1,2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

20 слайд

21 слайд

22 слайд

4 этап Рефлексивно-оценочный

Рефлексия: 

Капитан: «Нарисуйте на карте кораблик возле того острова, где вы сейчас находитесь (остров «Незнайкин», Радости, Недоверия, Удовлетворения, Спокойствия и т.д.).» Посмотрите и сравните  изменилось ли ваше настроение за этот урок.

3 минуты

+

Рисуют кораблики

23 слайд


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

Урок: Делаем контрольную закупку! (тема: Классификация и номенклатура неорганических веществ)

Урок химии проводится в 8 классе после изучения тем «Степень окисления», «Оксиды», «Основания», «Кислоты», «Соли». Раздел программы «Соединения химических элементов». (УМК О.С.Габриеляна).Позволяет за...

Презентация к уроку "Классификация неорганических веществ"

Презентацию можно использовать для урока повторения основных классов неорганических соединений в 9 классе....

Сценарий урока "Классы неорганических веществ"

"Учение с увлечением"- так можно охарактеризовать урок знакомства с новым классом неорганическихвеществ.Формирование представления о кислотах и их свойствах происходит на примере веществ и явлений окр...

Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества."

Модульные  уроки  по  биологии  в  5  классе  «Химический  состав  клетки. Неорганические  вещества. Органические  вещества."     ...

Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2) "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"

Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2)  "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"Выполнение задания «мысл...

Тренировочный тест по теме Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ(тривиальная и международная).

Тренировочный тест по теме Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ(тривиальная и международная). создан по шаблону А.Н. Комаровского и содержит 10 вопросов на соответ...