Классный час "Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча".
классный час (11 класс) на тему

 

Цели:   Познакомить учащихся с понятием «счастье»;

помочь осмыслить, каждому ученику в течение кл. часа понятие счастья применительно к самому себе;

 попытаться установить, что человек связывает с понятием счастья;

создать установку для собственного счастья.

Оформление: изречения о счастье; цветная бумага, ножницы, фломастеры, бисер, клей; изображения знаков зодиака и звёздная карта; таблица с днями рождения учащихся и их знаков зодиака; аудиокассета с песней «Мы желаем счастья вам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_o_schaste.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

11 класс

КЛАССНЫЙ ЧАС

Слайд №1

Тема: Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча.

Цели:   Познакомить учащихся с понятием «счастье»;

помочь осмыслить, каждому ученику в течение кл. часа понятие счастья применительно к самому себе;

 попытаться установить, что человек связывает с понятием счастья;

создать установку для собственного счастья.

Оформление: изречения о счастье; цветная бумага, ножницы, фломастеры, бисер, клей; изображения знаков зодиака и звёздная карта; таблица с днями рождения учащихся и их знаков зодиака; аудиокассета с песней «Мы желаем счастья вам».

Слайд №2

О, если б каждый день иметь краюху хлеба,

Над головою кров и скромный угол, где бы

Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть,   .

 Тогда б благословить за счастье можно было б небо.

Хорошо, если платье твое без прорех,

И о хлебе насущном подумать не грех,

 А всего остального — и даром не надо —

Жизнь дороже богатства и почестей всех.

Вместо золота и жемчуга с янтарем

Мы другое богатство себе изберем:

Сбрось наряды, прикрой свое тело тряпьем

Но и в жалких лохмотьях останься царем!

Хоть мудрец — не скупец и не копит добра

 Плохо в мире и мудрому без серебра.

Под забором фиалка от нищенства никнет

 А богатая роза красна и щедра!

Мне, Господь, надоела моя нищета, .  

Надоела надежд и желаний тщета.

Дай мне новую жизнь, если ты всемогущ,

Может, лучше, чем эта, окажется та?

Слайд №3

Сейчас вы прослушали стихотворения Омара Хайяма. Омар Хайям—персидский математик, философ, врач, поэт, который жил в конце XI — начале XII вв. Он написал более тысячи маленьких стихотворений, которые называются Рубайи. Определите тему стихотворения, которое мы услышали.

Слайд №4

Что такое счастье?

Что значит быть счастливым?

Как стать счастливым человеком?

 Итак, сегодня мы говорим о счастье. Мы вместе подумаем над определением понятия счастья, попытаемся установить, что человек связывает с этим понятием, создать установку для собственного счастья.

Я попрошу поднять руки тех, кто хочет быть несчастным.

А сейчас тех кто хочет быть счастливым. – спасибо.

Из этого небольшого эксперимента ясно, что все люди ( или по крайней мере - большинство) хотят быть счастливыми.

 Слайд №5

У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Предлагаю вам закрыть глаза… и вспомнить самый счастливый момент в вашей жизни Получилось? Можете рассказать нам?

Многие думают, что «Счастье» - это просто птица удачи. Давайте попытаемся вместе дать определение этого понятия.

Можно ли сказать, что Счастье - это осуществленное желание?

Тогда осуществление каких желаний приносит нам счастье?

Например:

голод + еда = счастье

жажда + вода = счастье

тоска по кому-либо + встреча с ним = счастье

 Может ли осуществление наших желаний не приносить сча стья?

Например, если:

  1. еда отравлена;
  2. вода заражена;
  3. чтобы поскорее встретиться с другом, вы прыгаете с балкона и погибаете?

Постановка проблемы.

Обретение счастья через осуществление желаний возможно только тогда, когда наши действия соответствуют определенным физическим законам или моральным нормам. Эти законы (например, закон всемирного тя готения) могут привести к нежелательным последствиям, если ими пренебрегать. А существуют ли законы, управляющие нематери альным миром? Возможно, что счастье одного человека приводит к несчастью дру гих?

Например, если человеку доставляет удовольствие мучить и убивать дру гих людей? Или, если мы, стремясь к личному счастью, поступаем против своей совести, каковы могут быть последствия этого? [Дис куссия. )

Народная мудрость гласит: «На чужом несчастье счастья не построить»

Слайд №6

счастье – это

. Что по - вашему есть счастье? Может быть это……

Попытайтесь дать своё определения счастья.

Слайд №7

 А знаете ли Вы, что категория «Счастье» всегда была объектом исследования социологов многих стран. Так в 80-е годы прошлого столетия проводился опрос населения в 140 странах мира, в результате которого, Дания – страна с самым счастливым населением! Уровень счастливых людей там достиг отметки в 92%, когда в нашей стране лишь 53%.. (можно использовать плакат с графиком)

В большинстве случаев люди, живущие за границей, на вопрос «Как дела?» отвечают «Всё о’кей!»

Слайд №8

 А какой ответ обычно звучит в нашей стране? (ответы учеников) Да, Вы правы! У нас чаще можно услышать такого рода ответы, как «Да так себе» или «Могло быть и хуже».

 Если проследить по графику линию жизненного уровня наших соотечественников, а значит и «уровня счастья», то можно наблюдать резкий спад этих параметров в 1991 году, а за последние семь лет кривая значительно повысилась. Как Вы думаете, куда дальше пойдёт линия «Счастья»?

Почему?

Зависит ли «уровень счастья» от стабильности жизненного уровня в стране? (высказывания учеников)

Когда вы изучали историю Древней Греции, встречалось ли вам имя Соломона?

(Ответы учащихся.)

Слайд №9

Кто помнит, кем был этот человек? - (Соломон – царь Израиля).

А знаете, в чем видел счастье царь Соломон? Послушайте притчу:

«...явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: «Проси, что дать тебе». И сказал Соломон: «Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем,

Слайд №10

Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне; и ныне Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; и раб Твой — среди народа, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?

Слайд №11

И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, —  Я сделаю по слову твоему:, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, что ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои»

Так в чём видел счастье царь Саломон?

Слайд №12

Психологи считают, что «Счастье» - категория сугубо личная! Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «Счастье».
Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров. Люди становятся счастливыми от общения с близкими, с друзьями. Надо помнить, что гормоны «Счастья» вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием
. Счастье – это непрерывное творчество!

Слайд №13

Если мы обратимся за помощью к словарю по этике, то прочитаем там следующее определение понятия счастье:

«Счастье — понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения...

Счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отличие от нее означает не только устремления личности, а исполнение этих устремлений».

Слайд №14

А в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой мы читаем следующее: «Счастье — 1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения...

2. успех, удача...»

А как в литературе говорят о «Счастье»? (ответы учащихся)

В.Г. Короленко писал: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта!» А в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского звучит другая фраза: «В горе счастье своё ищи» - говорит герою романа Алёше старец. А.П.Чехову принадлежат слова: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым».

Слайд №15

Вот как о том, что такое счастье, говорят поэты.

Э. Асадов

Что такое счастье? Одни говорят:

 «Это страсти:

Карты, вино, увлеченья —

Все острые ощущенья».

Другие верят, что счастье —

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье —

Это большое участье:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мнению четвертых, это —

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

 И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,

Что счастье — это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста.

От кочки и дл Казбека,

В зависимости от человека.

Слайд №16

Сейчас я вам предлагаю выполнить творческое задание. У каждого на столе лежит листок бумаги и цветные карандаши. Посередине этого листа кружок - это будет сердцевинка цветка. В ней надпись: «Я счастлив, когда...». А вокруг этой сердцевинки рисуем лепестки, в которых записываем окончания предложения. В конце выполнения этой работы мы посмотрим, сколько у кого получилось лепесточков.(2мин)

(Учащиеся выполняют творческое задание. По окончании работы желающие озвучивают результат своей работы. Подводится итог.)

Слайд №17

Американские психологи называют 7 конкретных способов стать счастливыми.

Попробуйте аргументировать свое согласие или не согласие с данными утверждениями: (Фронтальное обсуждение каждого пункта.)

  1. Любите своих близких.
  2. Уделяйте много сил любимой профессии.
  3. Помогайте другим людям.
  4. Старайтесь быть счастливыми.
  5. Будьте физически активными.
  6. Вносите в свою жизнь элементы новизны.
  7. Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.

Послушайте еще одно стихотворение, посвященное  теме нашего разговора, которое написала В.Тушнова

Слайд №18

Сто часов счастья, Разве этого мало?

Я его как песок золотой намывала.

Собирала любовно, неутомимо,

По крупинке, по капле, по искре, по блестке,

Создавала его из тумана и дыма,

Принимала в подарок от каждой звезды и березки.

Сколько лет проводила за счастьем в погоне

На продрогшем перроне, в гремящем вагоне,

Слайд № 19

Обнимала его, согревала в нетопленном доме,

В час отлета настигала его на аэродроме.

Ворожила над ним, колдовала,

Случалось бывало,

Слайд № 20

Что из горького горя я счастье свое добывала.

Это зря говорится, что надо счастливой родиться,

Надо только, чтоб сердце

Не стыдилось над счастьем трудиться,

Чтобы не было сердце ленивым, спесивым,

Чтоб за малую малость оно говорило «Спасибо»

Сто часов счастья, чистейшего, без обмана,

Сто часов счастья, разве этого мало.

Слайд №21

Мне бы хотелось пожелать Вам, чтобы птица счастья всегда была с вами, в ваших сердцах.

Чтобы Вы были счастливы от того, что солнышко светит и день новый наступает! Пусть Вашим девизом по жизни будут слова: «Хочешь быть счастливым – будь им!» 

А как стать счастливым? Что для этого нужно делать?

Сейчас, работая в группе, попытайтесь составить правила счастливого человека 

(групповая работа, затем обсуждение)

 А теперь познакомьтесь с правилами, которые предлагают философы:

Слайд №21 (продолжение)

спросите себя, что может сделать вас счастливым, и постарайтесь это сделать для себя

  1. будьте всегда честны перед собой и перед другими
  2. будьте предельно внимательны к людям
  3. помните: вам никто ничего не должен. Сострадая и помогая людям, не возвышайтесь над ними
  4. в каждой ситуации стремитесь добиться таких результатов, которые будут благоприятны не только для вас, но и для максимально возможного числа людей.

Как говорил древнегреческий философ Платон «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное».

Послушайте еще одно стихотворение Эдуарда Асадова.

Слайд №22

Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз —

Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово

Радуйтесь. Не требуйте второго.

 Не гоните время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!

Слайд №23

Сколько песне суждено продлиться?

Все ли в мире может повториться?

Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз...

 Разве будет это тыщу раз!

Слайд №24

На бульваре освещают вечер

Тополей пылающие свечи.

Радуйтесь, не портите ничем

Ни надежды, ни любви, ни встречи!

Слайд №25

Лупит гром из поднебесной пушки.

 Дождик, дождь! На лужицах веснушки!

 Крутит, пляшет, бьет по мостовой

 Крупный дождь, в орех величиной!

Слайд №26

Если это чудо пропустить,

Как тогда уж и на свете жить?!

Всё, что мимо сердца пролетело,

Ни за что потом не возвратить!

Хворь и ссоры временно оставьте,

Вы их все для старости оставьте.

Постарайтесь, чтобы хоть сейчас

Эта «прелесть» миновала вас.

Слайд №27

Пусть бормочут скептики до смерти.

Вы им, желчным скептикам, не верьте —

Радости ни дома, ни в пути

Злым глазам, хоть лопнуть, — не найти!

Слайд №28

А для очень, очень добрых глаз

Нет ни склок, ни зависти, ни муки.,

Радость к вам сама протянет руки,

Если сердце светлое у вас.

Слайд №29

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!

 Слайд №30

И поют дороги и мосты,

 Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:        .

Дорожите счастьем, дорожите!

Каждый из нас пришёл в это мир в определённый день и час, а это значит родился под своим знаком зодиака, т.е. под каким-то определённым созвездием. У нас в классе есть родившиеся под знаками овен, лев, дева, рак, рыбы.

Слайд №31

Принято считать, что созвездие, под которым родился человек, влияет на его судьбу. Поэтому я предлагаю вам сегодня сделать себе талисман счастья, который будет помогать вам в дальнейшей жизни, оберегать от неприятностей.

Учащимся раздаются все необходимые для работы принадлежности.

Каждый составит своё неповторимое созвездие. Создайте вокруг созвездия комфортную счастливую среду. Здесь нет правильных или неправильных решений. Ведь свою жизнь каждый выстраивает сам и каждый является кузнецом своего счастья. Слушайте своё сердце, оно вас не обманет.

Слайд №31(песня)

 «Мы желаем счастья вам» Изготовление талисманов. ( под песню)

Показ работ. Надеюсь, что эти талисманы принесут вам счастье.

А если мы с вами будем счастливы, то гораздо проще нам будет сделать счастливыми и окружающих нас людей! По мнению Дидро «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей».

И помните, «Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча».

Завершая наш разговор сегодня, скажите: - в чём же заключается счастье по мнению многих уважаемых, знаменитых людей и - в чём вы (каждый) видите своё счастье?

Слайд №32

Согласны вы с этим утверждением Л. Толстого или кто – то хочет поспорить с классиком?

А кому – то может быть ближе строки, написанные Б. Окуджавой?

Слайд №33

Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие счастья, с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет.

 

Слайд №34

. А закончить наш классный час мне хочется притчей о счастье.

Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме. Один из братьев подошёл к яме и попросил у Счастья денег. Счастье одарило его деньгами, и он ушёл счастливый.

Другой брат попросил красивую жену. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья.

Третий брат наклонился над ямой.

- Что тебе нужно? – спросило Счастье.

- А тебе что нужно? – спросил брат

- Вытащи меня отсюда, - попросило Счастье.

Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошёл прочь.

А Счастье за ним побежало... 

Здесь я хочу поставить многоточие, а точки будет расставлять сама жизнь…Всем спасибо.

Фонограмма песни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 6 классе на тему: "Ваши права и права других людей"

Классный час посвящен важной проблеме современного общества - правам, которыми обладает каждый человек. Я уверена, что вам уже знакомо понятие права из курса обществознания, и вы можете поделиться сво...

Классный час в 6 классе на тему"Как я отношусь к другим"

Классный час на нравственную тематику...

Классный час на тему: «Правовые последствия употребления алкоголя, наркотических веществ и других ПАВов» (10 класс)

Цель: формирование правовой грамотности школьников старших классов,  формированию личной ответственности за собственные поступки....

Личностно – ориентированный классный час – нравственно-психологический практикум «Моя дорога к Себе и к Другим»

Участники: классный руководитель, учащиеся 10-го класса сельской малокомплектной школы (всего 7 человек),  мамы десятиклассников, три учителя....

Литературный вечер Два гения:А.Ахматова и Н.Гумилёв» «Я зажгла заветные свечи, Чтобы этот светился вечер…» 11 класс

Литературный вечерДва гения:А.Ахматова и Н.Гумилёв»«Я зажгла  заветные свечи,Чтобы этот светился вечер…»11 класс...

Классный час "Оказание медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях (переломы и другие виды травм"

Цель урока: дать понятие травмы вообще и наиболее часто встречающихся при ДТП; дать представление о переломах, растяжениях, вывихах, ушибах. Научить быстрому оказанию первой медицинской помощи....

классный час " Свеча памяти"

к 9 Мая проводится классный час " Свеча памяти"...