Личностно – ориентированный классный час – нравственно-психологический практикум «Моя дорога к Себе и к Другим»
классный час (10 класс) по теме

Будаева Антонида Жамбаловна

Участники: классный руководитель, учащиеся 10-го класса сельской малокомплектной школы (всего 7 человек),  мамы десятиклассников, три учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatiya_2.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная работа

Личностно – ориентированный классный час – нравственно-психологический

практикум «Моя дорога к Себе и к Другим»

Участники: классный руководитель, учащиеся 10-го класса сельской малокомплектной школы (всего 7 человек),  мамы десятиклассников, три учителя.

Цели:

  1. способствовать формированию у учащихся потребности в духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки;
  2. создать ситуацию, позволяющую раскрепостить стереотипное мышление и «примерить» разные социальные роли;
  3. содействовать развитию у учащихся чувства эмпатии, понимания бесконечности дороги к себе и к другим;

Подготовительная работа.

  1. Создание трех творческих  групп. В каждую группу вошли учащиеся 10-го класса, их мамы и  педагоги школы.
  2. Каждая творческая группа придумывает и проигрывает значимую для старшеклассников конфликтную ситуацию, используя методику составления «Ты – высказывания» и «Я – высказывания».
  3. Сбор материалов (произведений художественной и научно-популярной литературы, фотографии людей в разном эмоциональном состоянии, компьютер, мультимедийное оборудование) по теме классного часа.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. выставка книг;
  2. плакаты с фразами «Ты – высказывание» и «Я – высказывание»;
  3. мультимедийное оборудование;
  4. лист бумаги и ручка для каждого участника;
  5. три творческие группы сидят за тремя столиками.

Ход проведения.

  1. Звучит музыка Ф. Гоий «Симфония любви».

Классный руководитель:

Дорога к себе и к другим – это нелегкий, но интересный путь. Давайте задержимся на главных остановках, порешаем психологические и нравственные задачи, наметим будущий маршрут.

Послушайте идею психолога Э. Берна и попробуйте ответить на вопрос: «Кто вы? Принц или лягушка?»

«Принцы» не считают себя лучше или хуже других. Они независимы и самостоятельны. У «принцев» могут быть кривые ноги, большой нос – все это не мешает им быть «принцами». Они себя все равно любят . «Принцы» никогда не притворяются, что знают все. Они могут чего-то не знать, не уметь, но это не принижает их в собственных глазах. Они могут ошибаться, терпеть поражение, но не теряют самоуважения и уверенности в себе. «Принцы» уважают чувства других и не позволяют манипулировать собой. Они не решают задругих их проблемы. Они наслаждаются своими успехами, но не чувствуют при этом вины и не завидуют другим.

«Лягушки» беспомощны и зависимы от  окружающих. Они непрестанно жалуются. В отличие от «принцев», они не живут в настоящем, а «убивают время», ожидая будущее или вспоминая прошлое. Они не умеют анализировать, плохо ориентируются в происходящем, измысливают мир иллюзорный и пытаются манипулировать людьми, обвинять их. «Лягушки» во всем сомневаются – в своем праве на жизнь, в праве дышать, есть, пить, любить, быть любимыми. Они чрезмерно зависят от мнения других людей, не доверяя себе. У «лягушек» в их бедах виноваты окружающие, условия жизни, они разочарованы в других людях, в себе, они не ищут выхода.      

Учащиеся в группах обсуждают идею Э. Берна и пытаются определить, к какой группе они относятся.

  1. Учитель:

«Лягушками» рождаются, а «принцами» становятся. О том, как стать «принцем», читайте в книге А. Крупенина и И. Крохиной «Эффективный учитель».

А теперь я предлагаю вам прослушать рассказ К. Паустовского «Снег» и ответить на вопрос: «Как может зародиться любовь?»

Классный руководитель читает начало рассказа до предложения: «Потапов глубоко вздохнул, перевел дыхание: все в доме было таким, каким он хотел его видеть» - и задает учащимся следующие вопросы:

Как вы думаете, чем закончилась встреча этих людей?

Как родилась любовь?

Ученики вместе с учителем размышляют над предложенными вопросами.

  1. В жизни и общении – две столбовые дороги. Одна – широкая, но неосвещенная. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, а иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности.  Пешеходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о камни отчужденности и одиночества, потому что рядом шагают только глухонемые. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто послабее. Но в конце концов и тебя эта дорога вымотает и разрушит.  

   Вторая дорога – длинная, но светлая, на ней горят фонари веры и    уверенности. У прохожих слух острый, так как они слышат не только то, что ты говоришь, но и то, что ты чувствуешь. По бокам красиво подстрижены газоны взаимоподдержки и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и прощения, уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Возможно, дорога эта тоже утомит, но не разрушит.

   Дорога первая – это путь неконструктивного, разрушающего общения. Дорога вторая это путь конструктивного, созидающего общения. Все, кем овладел страх перед жизнью, стремятся к мучительной первой дороге. У таких проблемы с общением. Чтобы избавить людей от страха и  увлечь их на другую сторону есть единственный способ: дать им возможность почувствовать себя умными, хорошими, добрыми, любимыми и интересными.

  1. Классный руководитель предлагает учащимся, используя методику «Ты – и Я - высказывания», проиграть ситуацию, когда дочь очень поздно возвращается с дискотеки, у нее не выполнено домашнее задание, и это вызывает негативную реакцию родителей.

Ученики в группах проигрывают ситуацию.

  1. Учитель обращает внимание ребят на то, что все люди являются носителями разных социальных ролей (дочь, сын, ученик, девушка, юноша и т.д.) и в течение жизни у каждого меняется взгляд на самого себя и других. Затем предлагает учащимся рассказать о том, какие изменения происходили в их восприятии жизни и окружающих.

Ученики после обсуждения в группах обмениваются своими наблюдениями.

Классный руководитель знакомит учащихся со стихами:

Кто в этом черно-белом мире я?

В какой из птиц живет душа моя?

Быть может, сломано крыло

И уж летать мне не дано?

Возможно, чувствую себя я одинокой?

А может, с кем-то я пою вдвоем,

Иль наслаждаюсь я свободою широкой

Или забочусь о гнезде своем?

Вот чудо: в каждой птице – я!

Как многогранна жизнь моя.

                                               (С.И. Емельянова)

С годами граней в жизни меньше стало.

На многое смотрю уже спокойно и устало.

Самой уж высоко летать мне не дано,

Но жаль чужое слабое крыло.

И надо б отдохнуть! От всех обид, от жгучего огня,  

Но ведь в огне кому-то страшно будет без меня

                                               (С.И. Емельянова)

  1. Учитель просит присутствующих рассмотреть предложенные фотографии, а затем детям от имени героини обратится к родителям и учителям, представив себя на месте героев, сочинить диалог взаимопонимания.

После выполнения задания, классный руководитель предлагает прослушать песню Б. Окуджавы «Давайте восклицать, друг другом восхищаться» и назвать ту строчку, которая более всего тронула душу.

Завершая классный час, учитель акцентирует внимание на том, что в каждой строчке стихотворения заключена мудрость, открывающая дорогу к себе и другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

личностно-ориентированный классный час

Привожу выступление на педсовете: "Роль личностно-ориентированного классного часа в воспитании учащихся" (из опыта работы)...

Моя дорога к Себе и к Другим

1.     Способствовать формированию у учащихся потребное духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки;2.     С...

Моя дорога к Себе и к Другим

1.     Способствовать формированию у учащихся потребное духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки;2.     С...

Проект воспитательного мероприятия "Моя дорога к Себе и к Другим"

Проект воспитательного мероприятия.Тема: «Моя дорога к Себе и к Другим».                 (I полугодие)Форма проведения: ...

Профориентационный личностно - ориентированный классный час "Проверь себя будущим"

Данный классный час основан на личностных особенностях школьников, под которые классный руководитель подобрал задания. Много нового и интересного дал этот классный час подросткам. В результате школьни...

Личностно-ориентированный классный час «Хочешь быть счастливым - познай себя»

Классный руководитель, размышляя о теме классного часа, говорит о том, что стремление к счастью заложено в каждом человеке, предлагает учащимся ответить на вопросы: «Что такое счастье?», «Какого челов...

«Моя дорога к Себе и к Другим»

Цели классного часа: способствовать формированию у учащихся потребно­сти в духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки; создать ситуацию, позволяющую р...