Профориентационный личностно - ориентированный классный час "Проверь себя будущим"
классный час (8 класс) на тему

Данный классный час основан на личностных особенностях школьников, под которые классный руководитель подобрал задания. Много нового и интересного дал этот классный час подросткам. В результате школьники очень серьезно стали относится  к учебе и предстоящим экзаменам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strelchenok_e.a.prover_sebya_budushchim.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка

личностно – ориентированного

открытого классного часа

для 9 класса

«Проверь себя будущим»

(направление – профориентация).

Разработал и провел

классный руководитель 9 класса

Колесниковской основной общеобразовательной школы

Стрельченок Е.А.

с. Колесниково

Курганской области

Кетовского района

2005 г.

Актуальность проведения личностно – ориентированного профориентационного классного часа.

       Часто говорят: жизненный опыт приобретается только собственным путем через собственные ошибки. Но ведь  родителям хочется уберечь своих детей  от некоторых серьезных ошибок в жизни. По подсчетам ученых около 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, а иногда даже психические расстройства. Поэтому на классный час были приглашены родители моих учеников.

       Лозунг «неважно кто ты,  главное -  какой ты» уже морально устарел. Достойным и порядочным человеком надо быть всегда, при любых обстоятельствах. В то же время быть профессионально успешным  для многих людей просто необходимо. Человек должен состояться как личность, ему необходимо быть нужным окружающим, жить в ладу с самим собой, суметь помочь стать счастливыми своим близким (а себе в первую очередь – только счастливый человек может сделать счастливым другого).

       А ведь быть успешным совсем непросто. Кто-то довольствуется малым, а кому-то нужны власть над всем миром.  Кому-то нужны  очень большие деньги, а кому-то достаточно иметь любимую работу, даже если она приносит небольшие деньги.  А как вообще зарабатываются эти самые деньги, которых никогда не бывает много, но без которых плохо жить?

       Молодые люди, даже выпускники, редко задумываются о том, какая работа будет у них в будущем, какими будут  условия работы, заработная плата, распорядок работы и многие другие аспекты профессиональной деятельности. Именно поэтому я разработала для своего класса личностно ориентированный профориентационный классный час.  Он выполнил несколько функций:

-позволил родителям увидеть своих детей совершенно с другой стороны;

-позволил ученикам прочувствовать ответственность выбора (примерить взрослую жизнь на себя);

-позволил учителям «поиграть» в работодателя;

-позволил некоторым родителям и учащимся найти компромисс в давно нерешенной проблеме;

-помог ученикам задуматься о своем будущем;

-повысил самооценку ребят.

Класс очень сплоченный, но как и во всяком детском коллективе есть открытая симпатии, а есть  скрытая, которая завуалирована пренебрежительным отношением к предмету своей симпатии.

     Задания для учащихся подбирались исходя из их индивидуальных психологических особенностей, амбиций, отношений с родителями, финансового обеспечения семьи и многих других аспектов. Мероприятие построено так, что каждый ребенок  имеет возможность почувствовать себя успешным. Это повысит его самооценку, придаст уверенности в своих силах.

При выборе заданий учитывались следующие условия:

-наше село расположено вблизи города, что позволяет молодежи учиться там, а жить дома (утром - в город, вечером – домой);

-близость города позволяет многим жителям села работать в городе, так как в селе нет ни одного предприятия;

-ближайшее место работы – база отдыха «Болдинцево».

       ЦЕЛЬ : подготовить учеников к выбору жизненного пути.

       ЗАДАЧИ :

1. научить принимать решение и нести за него ответственность;

2. научить делать выбор из нескольких предложенных вариантов;

3. научить переживать неудачу не как крах своего будущего, а как приобретение определенного жизненного опыта и возможность пробы своих сил в другой области;

4. развивать коммуникабельность: устроиться на вакансию через конкурс, сумев правильно подать себя;

5. развивать кругозор и умение пользоваться информацией;

6.воспитывать силу воли: через  выполнение индивидуального задания прийти к успеху, используя в том числе запасной вариант стратегии;

7. воспитывать  умение видеть проблему и  находить компромисс с родителями и одноклассниками;

8.проверить умение ребят ставить цель и идти к ней;

       Мероприятие составлено таким образом, чтобы каждый ученик прошел через ситуацию успеха после выполнения составленного для каждого учащегося индивидуального задания с целью преодоления его слабых сторон в характере.

Подтверждением его успешности служит подготовленная заранее улыбающаяся

физиономия, которую каждый учащийся наклеивает на доску, на которой нарисован салют (по количеству учеников) и каждая звездочка подписана именем ученика  

(подготовлены также на всякий случай печальные физиономии).

       ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: трехстворчатая доска закрыта, на ней надпись : «16 июня

2005 года. Прощай, школа!» и украшена воздушными шарами.

Внутренняя часть доски раскрывается по ходу действия (в центральной ее части надпись – «Проверь себя будущим», под ней – салют  из 13 звезд, каждая из которых подписана именем ученика).  Левая часть доски оформлена фотографиями людей разных профессий, на правой написаны афоризмы :

1.Хороший торговый агент – человек, способный продать 3 пары перчаток Венере Милосской.

 2.Офис может работать без шефа, но не без секретаря.

3.Чем тяжелее работа , тем легче на нее устроиться.

4.Образование – это то , что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют.

        ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА : по левую и правую сторону от доски стоят попарно составленные столы, на которых установлены таблички : ВУЗ, техникум, колледж,

училище, взрослая жизнь. У стены напротив доски установлены парты, на которые

поставлены таблички «вакансия», а роль работодателей предложена учителям.

Слева и справа от столов вакансий сидят приглашенные гости : родители учащихся

9 класса, учителя, администрация школы.

                                                  ПЛАН  МЕРОПРИЯТИЯ :

I Организационная часть.

II.Основная часть:

1.Приветствие, речевка.

2.Вступительное слово классного руководителя.

3.Выполнение практических заданий ( профессиональная проба по типу «человек-человек» , «человек - знак» , «человек -природа» ).

4.«Разбор полетов»- отчет учащихся о проделанной работе.

5.Рефлексия.

III.Заключительная часть – заключительное слово классного руководителя,

прощание – «стрелочка».

Классный руководитель приветствует всех присутствующих, ученики улыбкой приветствуют гостей, после чего произносят речевку : «Мы - девятый выпускной, самый умный, заводной!»

Классный руководитель: «К сожалению время не стоит на месте и не возвращается назад. Оно неумолимо бежит вперед , отчитывая секунды, минуты, года . Прожив миг, мы не сможем вернуть его назад и прожить этот миг по - другому . И только сегодня  мы сможем заглянуть в будущее, а потом вернуться назад в настоящее. Итак, вчера было 16 июня 2005 года, прошел выпускной бал. А сегодня вы стоите перед выбором: куда пойти учиться, а может быть хватит учебы и лучше устроиться на работу для обеспечения своей финансовой независимости? Смогу ли? С чего начать? Что делать, если меня постигнет неудача? Каждый наверняка уже обдумывал все эти ситуации и сейчас вы должны сделать первый выбор и сесть за тот стол, который отвечает вашим предполагаемым действиям после окончания школы. (Ребята рассаживаются за столы, учитель раздает каждому школьнику индивидуальное задание).

Каждый из вас, ребята, получил задание. Внимательно прочитайте его и выполните. Если вам необходимо устроиться на работу - подходите к столам вакансий, внимательно изучите предложения и выберите ту работу, которая вас наиболее всего устраивает. Если желающих устроиться на эту вакансию несколько, вам придется пройти конкурс, доказав работодателю, что вы именно тот человек , который ему нужен, либо устроиться на другую работу. Если вас принимают на эту вакансию, вы получаете направление с подписью и передаете его мне. Затем вы получаете у меня задание, которое выполняете, а после проверки работодателем качества выполненной работы  получаете у него «жетон Успеха», который прикрепляете на доску под своим именем. Для ребят, которые должны убедить своих родителей в том, что им необходимо продолжить обучение в городе, нужно выполнить другое задание: им необходимо сотрудничать со своими родителями. Подходите к столам, присаживайтесь и решайте свою проблему. Если вы с родителями пришли к компромиссу и подписали договор, получаете у меня после его просмотра «жетон Удачи» и также крепите на доску. Неукоснительно выполняйте все требования вашего задания, сегодня вы на время стали взрослыми, а значит все серьезно. На выполнение заданий дается 10-15 минут, после чего я попрошу вас сесть за свой стол и мы  кратко разберем результаты вашей деятельности, выясним, что удалось , а что явилось для вас невыполнимым.

Краткая характеристика детей и подбор заданий для них .

1.Игорь-умный ( самый высокий в классе IQ ), неторопливый .часто опаздывающий на 2-5 минут ученик , которого ничто не заставит убыстрить шаг. Задание -уговорить маму отпустить его учиться в Курган .В договоре оговариваются условия ,при которых мама на это согласна ( не опаздывать на автобус , а значит раньше вставать и ложиться спать , помощь в выращивании скота для оплаты обучения и дополнительных расходов и т.п.)

2.Ася - умница, тихоня .интроверт. Задание - взять интервью с помощью технического сопровождения Игоря (очень важно взаимодействие в этой паре – ребята сложно общаются между собой) на магнитофон у пятерых учителей на тему «Почему я выбрал профессию учителя?». При «разборе полетов» отчет -прослушивание записи.

3.Вика - скромная, стеснительная, умная, молчаливая девочка. Задание -в условиях цейтнота продать газеты, чтобы заработать себе денег на билет на дорогу домой (разрешена помощь мамы ). Газеты можно продать всем присутствующим и необходимо успеть к определенному времени – отправлению автобуса. Запасной вариант в случае неудачи – знание точного адреса или телефона знакомых или родственников, где сможешь остановиться на ночлег в случае неудачной торговли.

4.Аня - активная, умная, артистичная, самостоятельная. Задание - уговорить маму отпустить ее на учебу в Курган и подписать с ней договор. Особенность – при поступлении девочки в учебное заведение Кургана останется без ее помощи в учебе младший брат и мама, которой также необходима помощь Ани.

5.Настя – не имеет явных интересов и склонностей, учиться дальше не хочет.

6.Надя Г. – жизнерадостная, безобидная, еще не определилась в выборе дальнейшего пути так же, как и ее подруга Нина.

7.Нина - ребенок из многодетной малообеспеченной семьи с неопределенным будущим .

8. Оля - активная, артистичная, общительная девочка.

Задание для Насти, Нади, Нины, Оли - устроиться на работу (есть выбор вакансий - помощник воспитателя, секретарь, официант, продавец, калькулятор).

9.Таня - скромная молчунья, интроверт. Задание - просчитать стоимость проживания и съема жилья в Кургане в течение 1 месяца, а также поездок на учебу и обратно (+ обед в городе) в течение этого же срока и выяснить , какой вариант более приемлем для ее семьи.

10.Надя И.- умница, красавица, артистична, общительна –найти в газетах объявлений предложение о приеме на работу по ею выбранной специальности, доказав ее востребованность; просчитать стоимость проезда в город и обратно (и обедов) в течение одного месяца и по газетам выяснить стоимость съема жилья. Затем доказать, какой вариант более приемлем для ее семьи и почему.

11.Коля Л.- умный, быстро все схватывающий, но недостаточно прилежный ученик, живет по принципу «сам погибай, но друзей выручай».

12.Коля Н.- слабый в учебе, но очень трудолюбивый  (воспитывается без отца ) - выполняет всю мужскую работу в доме, никогда не обижает девочек, очень добр, имеет лучистую улыбку.

13.Илья –слабый в учебе, застенчивый, медлительный.

Задание для трех мальчиков – устроиться на работу (вакансии – плотник, дворник, разнорабочий).

Для каждой вакансии даны требования к претенденту, местонахождение, указана

заработная плата, время работы, есть особые указания/

            ВАКАНСИИ:

1.ДВОРНИК. Место работы - Курган, рабочее время - с8-00 до 12-00 , с 10-00 до 20-00 , без выходных ; зарплата-4000 рублей ; требования: пунктуальность, отсутствие вредных привычек, физическая выносливость.

2.РАЗНОРАБОЧИЙ. Место работы - с.Колесниково ; рабочее время -с 10-00 до 16-00 без выходных; заработная плата -1500 рублей ; требования : непьющий мужчина без амбиций и претензий; примечание: без записи в трудовой книжке (значит без отчислений в пенсионный и другие фонды).

З.ПЛОТНИК. Место работы - Болдинцево ; рабочее время с 8-00 до 17-00 , выходной- воскресенье ; требования: умение качественно выполнять плотницкие работы, пунктуальность, отсутствие вредных привычек.

4.ПРОДАВЕЦ. Место работы – город Курган, заработная плата сдельная -10% от выручки; распорядок работы по графику 1 день с 8-00 до 14-00, второй день-с 14-00 до 20-00 ; выходной 1 день в месяц ; требования: быстрый счет, коммуникабельность, общительность, честность, умение подать товар лицом, амбициозность.

5.ОФИЦИАНТ. Место работы - Болдинцево ; распорядок работы посменный : 1 день с 8-00 до 20-00 , другой день - с 20-00 до 8-00 , 1 выходной в месяц; требования : приятная внешность, аккуратность, умение быстро считать, честность, коммуникабельность, общительность и неконфликтность.

6.ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ. Место работы – с. Колесниково ; распорядок работы с 8-00 до 16-00 , выходной : суббота, воскресенье; требования : любовь к детям , уравновешенность, оптимизм и жизнелюбие, умение увлечь, психологические задатки и желание понять ребенка.

7.СЕКРЕТАРЬ. Место работы – город Курган ; распорядок работы: с 9-00 до 18-00 , выходной : суббота, воскресенье; требования: грамотность, аккуратность, приятная внешность, общительность, но не болтливость, тактичность.

8.КАЛЬКУЛЯТОР. Место работы - Курган; распорядок работы: с 8-00 до 12-00, выходной: второе и четвертое воскресенье месяца; требования: умение быстро выполнять арифметические действия.

ЗАДАНИЯ:

1.ДВОРНИКУ : подмети крыльцо школы, качество работы проверит твой работодатель и если оно его устроит, ты получишь «жетон Удачи».

2.РАЗНОРАБОЧЕМУ : вынеси мусорное ведро, после проверки работодателя ты получишь «жетон Удачи».

3.ПЛОТНИКУ : используя инструменты, отпили лишнее и преврати заготовку в       правильный треугольник со стороной 10 сантиметров, затем вбей в центр гвоздь так,

чтобы он внизу был виден на 10 мм.

4.ПРОДАВЦУ : рассчитай свою дневную зарплату, если она составляет 10 % от дневной выручки. Список проданного товара и его стоимость указана.

  1. масло растительное -8 х 36 =
  2. масло сливочное – 24х11.50=
  3. чай 18 х 19.20 =
  4. молоко 26 х 15.40 =
  5. спички 61 х 0.10 =
  6. консервы 26 х 9.25 =
  7. минеральная вода 39 х11.02 =
  8. мороженое 44 х 6.50 =
  9. хлеб 69 х 7.80 =
  10. шоколад 4 х 16.50 =

5.ОФИЦИАНТУ : просчитай стоимость заказа и свою зарплату , которая составляет

5% от заказа.

1.кофе черный – 6руб.20 коп.

2.рыба с гарниром – 10 руб.06 коп.

3.булочка – 3 руб.40 коп.

4.мороженое – 8 руб.30 коп.

5.хлеб – 11 копеек.

6.ПОМОЩНИКУ ВОСПИТАТЕЛЯ : придумать и продемонстрировать физминутку

для детей в возрасте 4-5 лет продолжительностью 5 минут.

7.СЕКРЕТАРЮ : напиши заявление о приеме на работу и краткое резюме . Если  сделаешь не более одной ошибки, тебя примут на работу. Если ошибок будет больше- ищи другую работу.

8.КАЛЬКУЛЯТОРУ : рассчитай стоимость блюда (супа из овощей с фасолью), используя ниже приведенные в таблице данные.

продукты

Масса в гр.

Стоимость 1 кг

продукта руб.

Стоимость

продукта в блюде

Стоимость

блюда

Картофель

120

8

Морковь

10

9

Лук репчатый

20

14

Фасоль

15

80

Масло сливочное

10

98

Лук зеленый

5

70

Соль

5

6

Лист лавровый

1шт.

0.05

        По команде классного руководителя ребята приступили к выполнению своих заданий.

        Интересно было всем : детям, родителям, учителям - гостям, учителям – работодателям.  А  классный руководитель наблюдал, как дети уговаривают своих родителей подписать договор, а те усиленно торгуются, чтобы их чадо осознало ответственность принятого решения; как ребята устраиваются на работу, причем роли работодателей с большим удовольствием исполняли наши учителя.  Ася и Игорь вдвоем (!) брали у учителей интервью, а те в свою очередь демонстрировали чувство юмора и поддерживали интервьюрера.  Дворник подметал ступеньки школы, а потом сдавал свою работу,  разнорабочий выносил мусорное ведро, плотник обрезал доску и вбивал гвозди, официант и продавец считали свою зарплату, а тихая застенчивая Вика продавала вместе с мамой газеты, чтобы успеть на автобус. Оля доказывала свою состоятельность, как претендентка на вакансию секретаря, но ее подвел русский язык. Она устроилась помощником воспитателя и очень интересно  провела с «ребятами» (учителями) физминутку.

Минут 15 стоял рабочий шум как в улье, а потом ребята сели за свои столы, предварительно прикрепив на доску честно  заработанные «жетоны Удачи». В результате на доске загорелся салют из 13 улыбающихся физиономий!

      Затем ребята объясняли свое задание и с гордостью демонстрировали результат, объясняя, что для них дал этот опыт, что было открытием, что – самым трудным, что понравилось. После чего мальчишки и девчонки построили «стрелочку» (рукав одежды у всех закатан до локтя, кистью руки держат впередистоящего за локоть) и со словами «не кочегары мы, не плотники…» прошли по центру класса туда и обратно.   Классный руководитель : «Сегодня мы, ребята, на этом классном часе  смогли ненадолго заглянуть в будущее и благополучно вернулись в настоящее. Но в реальной жизни это к сожалению невозможно.  Каждый из вас смог попробовать себя в том или ином качестве. Хочется верить, что этот классный час  поможет  вам подготовиться к взрослой жизни, поможет в выборе жизненного пути. Нужно ли было вам это мероприятие? Чему оно вас научило, что показало? Напишите мне об этом пожалуйста».

   После окончания мероприятия все участники долго не расходились, делясь своими впечатлениями за чаем.  На основе отзывов детей  классный руководитель отправил в Кетовскую районную газету «Собеседник» стать, которая была напечатана в рубрике «Как дела , выпускник?»1 марта 2005 года ( №23)

PS. Несмотря на то, что этот классный час был проведен очень давно, его сценарий не потерял актуальность до сих пор (по моему мнению).  Никакие беседы, знакомства с профессией и ее носителями не заменят подростку практику. Как после этого сказал Илья : « Теперь я понял, что не хочу работать разнорабочим и нужно взяться за ум». Поэтому для своих будущих выпускников я снова проведу нечто подобное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

личностно-ориентированный классный час

Привожу выступление на педсовете: "Роль личностно-ориентированного классного часа в воспитании учащихся" (из опыта работы)...

Личностно-ориентированный классный час

Разработка классного часа по теме "Это касается каждого"...

Личностно-ориентированный классный час «Совесть – это наш внутренний судья»

Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку...

Личностно-ориентированный классный час на тему: «Забота нас объединяет и делает добрее…»

В основу проведения классного часа взят текст из книги Д.С. Лихачёва "Заветное" "Этажи заботы", его анализ и обсуждение. На внеклассном мероприятии раскрывается значение слов "доброта", "забота" через...

Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации.

Современных учителей волнует сегодня содержание и способы организации классных часов. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитатель...

Личностно-ориентированный классный час «Хочешь быть счастливым - познай себя»

Классный руководитель, размышляя о теме классного часа, говорит о том, что стремление к счастью заложено в каждом человеке, предлагает учащимся ответить на вопросы: «Что такое счастье?», «Какого челов...

Личностно – ориентированный классный час – нравственно-психологический практикум «Моя дорога к Себе и к Другим»

Участники: классный руководитель, учащиеся 10-го класса сельской малокомплектной школы (всего 7 человек),  мамы десятиклассников, три учителя....