Классный час на тему: Отцы и дети
классный час (10 класс) по теме

Лагода Лариса Викторовна

 В наше время становится все труднее и труднее воспитать уважение к пожилым людям, старшему поколению. В молодости практически не задумываются о том, что старость коснется каждого. Не говорить об этом  - значит упустить в воспитании молодого поколения очень важные моменты нашей жизни, так как без прошлого нет настоящего. Важное значение имеют взаимоотношения и взаимопонимание поколений в семье. Почему молодое поколение все чаще и чаще предпочитают жить отдельно? Эти вопросы очень злободневны. На этом классном часе давайте порассуждаем, немного поспорим, посмотрим на себя со стороны, вспомним классические истины и свой опыт, который накапливается по крупицам и делает человека мудрым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otcy_i_deti_lagoda_l.v..doc76 КБ

Предварительный просмотр:

     Классный час на тему:

                 

.

                                     

                                                                                        Автор: Лагода

                                                                                                          Лариса Викторовна,

                                                                       классный руководитель 10 класса

                                                                           МОУ « Таврическая гимназия»

                                                                              Таврического муниципального

                                                               района  Омской  области                                                                                                                                                                                         

                                                                                 Адрес: 646800 Омская область

                                                                                                           Таврический район

                                                                         р.п. Таврическое,

                                                                       ул. Пролетарская, 29 «А»

                                                                                             Телефон: (38151) 2-24-42

                     

                                                 

                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

      В наше время становится все труднее и труднее воспитать уважение к пожилым людям, старшему поколению. В молодости практически не задумываются о том, что старость коснется каждого. Не говорить об этом  - значит упустить в воспитании молодого поколения очень важные моменты нашей жизни, так как без прошлого нет настоящего. Важное значение имеют взаимоотношения и взаимопонимание поколений в семье. Почему молодое поколение все чаще и чаще предпочитают жить отдельно? Эти вопросы очень злободневны. На этом классном часе давайте порассуждаем, немного поспорим, посмотрим на себя со стороны, вспомним классические истины и свой опыт, который накапливается по крупицам и делает человека мудрым.

Цель:

-  способствовать формированию уважения к  старшим и почитания семейных традиций как условия духовно-нравственного воспитания  подрастающего поколения.

Задачи:

  1. воспитывать  уважительное отношение к старшему поколению;
  2. способствовать развитию добрых внутрисемейных отношений;
  3. определить важную роль старшего поколения в  воспитании молодежи;
  4. повысить интерес учащихся к духовной культуре;
  5. познакомить учащихся с работами местных поэтов.

Аудитория:

10 класс.

Время проведения:

1 четверть.

      При подготовке классного часа проводится предварительная работа с группой учащихся по отдельным вопросам: подготовка мультимедийной презентации, заучивание наизусть текста и стихотворений местных поэтов.

       В ходе проведения классного часа используются информационные технологии, наглядно-иллюстративный метод, ребята работают над анкетами, проявляя свои литературные способности, предлагают свою версию окончания рассказа В.А. Сухомлинского. Занятие проводится в виде беседы с элементами дискуссии. На занятие могут быть приглашены родители, дедушки и бабушки учащихся.

 Ожидаемый результат:

- духовно-нравственное воспитание молодёжи через уважительное отношение к к старшему поколению, налаживание внутрисемейных отношений.

                                      Классный час «Отцы и дети»

                                                                  Мы были молодыми, смелыми…

                                                                  Вы – юностью одарены…

                                                                  Всё, всё, что мы для вас не сделали,

                                                                  Должны вы сделать для страны

                                                                                       

                                                                                                             / К. Рябинин /

       Перед началом встречи на экране  демонстрируется презентация с фотографиями дедушек и  бабушек, родителей  в  окружении  их  детей и  внуков.  Звучат  мелодии  песен « Дорогие мои старики» и « Мои года - моё богатство»

     Ученица зачитывает стихотворение К.  Рябинина.

                       Таврической молодёжи

Мы были молоды когда-то…

Вы – юностью одарены…

И сорок первый и сорок пятый-

Наш быт и явь - не бред, не сны.

       Не падала нам с неба манная…

       В снегах шла за зимой - зима

       Храмы разрушены саманные

       Где набирались мы ума.

Где запевал Иван Линеенко,

Тот хор я слышу и сейчас…

О сколько золота рассеянно

В сердцах у каждого из нас!

       И днями, вечерами зимними

       В любой Таврической избе

       Наши уроки были гимнами

       Народу, Родине, судьбе.

Пришедшие с фронтов с победою

И с болью ран, обид, потерь,

Мы шли на бой со всеми бедами

В сегодня открывая дверь

       Мы были молодыми, смелыми…

       Вы- юностью одарены

       Всё, всё, что мы для вас не сделали,

       Должны вы сделать для страны.

      Классный руководитель:

        Эти слова - напутствие от старшего поколения нам, молодым, принадлежат известному в Омской области педагогу литератору Константину Афанасьевичу Рябинину. Не даром сегодняшнюю нашу встречу мы начали с этих замечательных строк, ведь речь пойдет о нашем старшем поколении, о их нелёгкой судьбе, о их великой значимости в нашей современной жизни, об отношении молодого поколения к старшим товарищам. Хочу у Вас спросить:

 КТО ЯВЛЯЕТСЯ ВАШИМ САМЫМ БЛИЗКИМ ДРУГОМ, КОТОРЫЙ ВСЕГДА НАХОДИТСЯ  РЯДОМ С ВАМИ  В ТЯЖЁЛУЮ МИНУТУ? К КОМУ БЫ ВЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ  ОБРАТИЛИСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ, ЗА СОВЕТОМ? КТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НИКОГДА НЕ ПРЕДАСТ, НЕ ПОДВЕДЕТ?

 / Учащиеся поднимают цветные карточки/

Красная    - мама, папа, дедушка, бабушка ( др. родственники), т.е. люди старшего поколения

Синяя  - друзья, одноклассники( т.е. ровесники)

Зеленая  – любой, кто оказался рядом.

Жёлтая – сам выхожу из сложившейся ситуации.

( В классе большая часть учеников подняла красные карточки)

   Классный  руководитель:

     - Почему в трудную минуту мы за советом обращаемся к старшим товарищам (зачастую это пожилые люди)?

Ответы учащихся:- Потому что они мудрее;

                                - У них большой жизненный опыт;

                               - Они добрые и доброжелательные, не завистливы;

                               -  умеют выслушать и всегда помогут, не отвернутся в  

                                 в трудную минуту.

  Классный руководитель:

 - Я полностью с  вами согласна, действительно, не  силой мышц, не проворностью, не ловкостью тела издревле вершились  ВЕЛИКИЕ дела, а мудростью, авторитетом,  здравомыслием. Истории известны случаи, когда величайшие государства рушились по вине людей молодых, и охранялись и восстанавливались усилиями стариков

    Известный древнегреческий поэт – драматург Софокл однажды сказал: «Молодости свойственна опрометчивость и резкость в суждениях, а пожилому человеку – дальновидность».

    Бывают в жизни стариков и горькие минуты:

Цецилий: « Я вижу, в старости всего печальней чувство,

                     Что в эти лета сами мы другим противны»

     

     Как Вы считаете:  ЧЬИ СЕМЬИ ЖИВУТ ВМЕСТЕ С ДЕДУШКАМИ И БАБУШКАМИ: В ОДНОМ ДОМЕ, В ОДНОЙ КВАРТИРЕ, ЕЖЕДНЕВНО БОК О БОК?   В европейских странах уже давно молодое поколение живет отдельно от родителей с 16-17 лет, но о полезности, необходимости этого можно поспорить.

      Учащиеся поднимают цветные карточки:

Красная – живем все вместе

Желтая – живем в одном поселке, но в разных квартирах;

Синяя -  живем в разных населенных пунктах.

      Учащиеся  и родители обсуждают поднятую проблему.

      Демонстрируется фрагмент к/фильма  « По семейным обстоятельствам» ( беседа одной из главных героинь со стариком , несущим минеральную воду своему сыну, по лестничным  пролетам)

   Классный руководитель:

  - Почему молодые люди не хотят жить со старшим поколением?

  Ученики высказывают свои версии , наиболее встречающиеся можно выписать на доске и обсудить.  В ходе дискуссии выясняется, что все предложенные версии не существенны. Пожилое поколение не  может помешать работе, отдыху, продвижению по карьерной лестнице, тем более, в воспитании детей. Напротив, своими советами и делами они лишь помогут молодым в становлении, передавая им свой опыт.

    Основной причиной непонимания родителей и детей является, наверное, непонимание друг друга. А может мы  «не знаем» наших близких?

     Учащиеся  заполняют   анкету  «Знаем  ли  мы  своих  родителей?»  (см. приложение 1).  Родителям предлагается заполнить подобную анкету (см. приложение 2): анкета  «Знаю ли я своего ребенка?»).

     

     Классный руководитель зачитывает незаконченный мини-рассказ В.А. Сухомлинского «Зеленая кастрюля» (см. приложение 3) и предлагает  детям  (и родителям) закончить по смыслу этот рассказ.

    По результатам этой работы проходит обсуждение.

 

  Ученик читает стихотворение поэтессы Таврического района В. Останиной

« МИЛОСЕРДИЕ»

Милосердие ваших рук

Я не знаю чем соизмерить

Жаль, не сразу поймешь, не вдруг,

Что рукам этим можно верить

        …

Позавидовать могут моря

Треволненьям ее и терпенью

Все что было, что будет- не зря

Все во имя любви и спасенья

К вам приходим, сдаёмся в плен

Если силы почти на исходе

Возле вас отстрадав, отболев

Снова радугу в небе находим.

       

Дети (и родители) делятся своими впечатлениями,  высказывают пожелания друг другу.

Звучит музыка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                    Анкета для ребят

                           Знаешь ли ты???

  1. Как твои родители учились в школе?
  2. Чем они увлекались в школьные годы?
  3. Какое образование у твоих родителей?
  4. Известна ли тебе романтическая история знакомства твоих родителей? Сколько им тогда было лет?
  5. Как папа ухаживал за твоей мамой? Как долго они встречались?
  6. Сколько лет было твоим родителям, когда они поженились?
  7. Поженившись, они работали или учились?
  8. Помнишь ли ты себя маленьким (кой)?
  9. Чем занимаются на работе твои родители? Нравится ли им работа? Сильно ли они устают?
  10. Чем занимаются твои родители в свободное от работы время? Чем увлекаются? Много ли у них друзей?
  11. Чем занимаются твои бабушки и дедушки? Часто ли ты с ними общаешься?
  12. Доверяешь ли ты свои секреты родителям? Бабушке и дедушке?
  13. Понимают ли тебя в семье?
  14. Твое самое яркое воспоминание  детства?
  15. Что попросили бы твои родители у золотой рыбки?
  16. В чем бы ты хотел быть похожим на папу(маму), бабушку(дедушку)?

                                Желаем взаимопонимания!!!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                                     АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                                Знаете ли вы???

  1. Как ваш ребенок учится в школе?
  2. Соответствует ли его успеваемость его усилиям и уровню знаний?
  3. Ваш ребенок лидер в коллективе или нет?
  4. Соответствует ли его положение в классе собственной самооценке? Принижает или превышает он себя?
  5. Чем занимается ваш ребенок в свободное от учебы время?
  6. Чем увлекается ваша дочь (сын)?
  7. Какую компанию предпочитает ваш ребенок: одноклассников, дворовую, по увлечению? Знаете ли вы этих ребят?
  8. Есть ли у вашего ребенка друг ( подруга)? Нравится ли он вам?
  9. Влюблен ли ваш ребенок?
  10. Делится ли с вами ребенок своими проблемами, переживаниями? Просит ли вашего совета
  11. Понимаете ли вы своего ребенка?
  12. Вы помните себя в его возрасте?
  13. Что вы предпочитаете в отношениях с вашим ребенком: сочувствие, сопереживание или давление и борьбу с его недостатками?
  14. Ваши родители- бабушки и дедушки- находят общий язык с внуками?
  15. Кем хочет стать в будущем ваш ребенок? Что он для этого делает сейчас?
  16.  Добровольно или принудительно вы участвуете в обсуждении выбора его учебы, работы, профессии?

                                   Желаем   взаимопонимания!!!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                                         «ЗЕЛЕНАЯ КАСТРЮЛЯ»

           Каждый  вечер Толя идёт к бабушке на кровать, и она рассказывает ему сказки. А когда от дремоты начинают слипаться его глазёнки, она берёт внука на руки и относит его на кроватку. Эти мгновения самые счастливые в жизни мальчика.

          Бабушка часто печальна. Толя спрашивает: « Почему у Вас, бабушка, грустные глаза?»- но она  молчит.

         Сегодня Толя проснулся очень рано и  увидел:  бабушка моет зеленую кастрюлю и плачет. Мальчик знал, что в зелёной кастрюле мама  варила только бабушке.

         Когда пришло время обедать, мама налила бабушке суп из зелёной кастрюли и поставила тарелку на маленький столик у порога. Там бабушка обедала.

         Толе стало очень жаль бабушку. Он сказал:

  - Мама, я хочу супа из зелёной кастрюли.

         Мама с удивлением посмотрела на Толю и сердито прошептала:

  - Не выдумывай.

         Толя расплакался.



- Нет, мама, я не выдумываю. Я хочу обедать только с бабушкой.

         Он ушёл из-за большого стола и , сев за маленький бабушкин столик, стал есть суп из её тарелки.

          В комнате стало очень тихо.

          Отец и мать положили ложки на стол.

           Бабушка плакала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема отцов и детей в творчестве Ф.М. Достоевского

Тема отцов и детей в творчестве Ф.М. Достоевского...

Классный час на тему: "Отцы и дети. Хочу, чтобы был мир и покой..."

Классный час, посвященный теме Великой Отечественной Войны....

Сценарий классного часа на тему: "Отцы и дети". 9 класс.

Предлагаемый сценарий - это час общения, посвященный взаи­моотношениям детей и родителей. Ведущий - классный руководитель, используя разнообразные методы (беседа, дилемма, воспитывающие, проблемные си...

Апробация. Итоговое сочинение на тему «Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?»

Апробация. Итоговое сочинение на тему «Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?»...

Тема "Отцов и детей", ее влиятние на выбор профессии офицера

                                                      ...

Урок литературы с применением кейс-технологии "Тема отцов и детей в русской литературе"

Один из заключительных уроков в системе изучения романа "Война и мир". «Тема отцов и детей в русской литературе». Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...