Тренинговая программа для подростков "Архитектор моего Я"
классный час по теме

Наталья Александровна Ращупкина

Тренинговая программа "Архитектор моего Я" создана для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, была проведена в клубе "Включите душевное зрение" Центра внешкольной работы станицы Полтавской. Данная программа способствует развитию коммуникативных умений подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг позитивного общения «Архитектор моего Я»

Цель тренинга: Развитие коммуникативных способностей подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Литература:

Т.Г.Григорьева и др. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. Новосибирск,1999г.

Н.Е.Щуркова. Классное руководство: игровые методики. Москва, 2004г.

Ход тренинга.

Вступительное слово ведущего. Каждый человек в своем развитии проходит определенные стадии: младенчество, детство, подростковый период, молодость, зрелость, старость. Если говорить о подростковом возрасте, то это, на мой взгляд, самый интересный, самый эмоционально насыщенный период вашей жизни. Именно сейчас вы начинаете вглядываться в себя, понимать свои переживания, пытаетесь приобрести навыки ориентации в сложных жизненных ситуациях. В это время человек оказывается перед необходимостью сделать рад важных жизненных выборов, и ему требуются определенные умения в межличностных взаимоотношениях. Способность строить конструктивные отношения, преодолевать возникшие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием предопределяет будущий успех. Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачу в неформальных отношениях, оказывается коммуникативно некомпетентным и личностно зависимым.

        Встречаясь, мы с вами будем учиться общаться, познавать себя. А сегодня давайте начнем со знакомства.

Игра «Знакомство». Необходимо представиться так, как хочешь, чтобы тебя называли.

Упражнение «Инвентаризация». Мы привыкли считать, что работа над собой или самосовершенствование предполагает анализ ошибок и борьбу со своими слабыми сторонами. Однако есть одна не менее (если не более) важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе друга и помощника. У каждого из нас есть сильные стороны, но обнаружить их в себе оказывается порой довольно нелегко. Некоторые люди даже полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней опорой. Как ни странно большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе. Давайте попробуем. Каждый член группы расскажет о себе очень коротко – о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему уверенности в себе, доверия  к себе в разных ситуациях.

Игра «Найди по инструкции». Работа в парах. Один партнер закрывает глаза и по инструкции, данной вторым партнером, должен найти спрятанный предмет. Инструкцию можно давать только вербально. Затем партнеры меняются ролями.

Игра  «Найди по описанию».  Один участник выходит за дверь. В группе договариваются, кого будут описывать, составляют описание и выбирают участника, который с этим описанием будет знакомить вышедшего. Затем первый участник входит и по описанию должен узнать, о ком идет речь.

Игра «Настойчивость – сопротивление». Работа в парах. «Настаивающий» выдвигает требование (прийти домой в 10 часов), «сопротивляющийся» выдвигает причину, почему это требование не может быть выполнено. «Настаивающий» должен отвечать  различными убедительными доводами. «Сопротивляющийся» должен найти все возможные доводы, поддерживающие ответ «нет». Все доводы и с той и с другой стороны должны быть мотивированными, прочувствованными. Упражнение закончено, если «сопротивляющийся» скажет: «Ты меня убедил», или «настаивающий»: «Мне надоело тебя убеждать». Смена ролей. Возможные варианты требований: - должен учить уроки, должен помогать родителям, хорошо вести себя, должен наводить порядок в своей комнате.

Игра «Три королевства». Данная игра строится на основе трех ключевых категорий культурологи: «культура», «дикость», «варварство» (по необходимости вводится категория «вандализм», но тогда игра имеет название «Четыре королевства»).

        Фабула игры: три короля, сидя на троне, наблюдают поведение человека и, мысленно оценивая уровень поведенческих форм, приглашают человека войти в то или иное царство, заявляя: «Ты гражданин моего королевства».

        Разумеется, поведение играющего предполагается, оно выстраивается умозрительным порядком, когда ведущий описывает ситуацию и предлагает довести ее до логического конца. Например:

  1. Собака не доела, а я был очень голоден, и...
  2. Учитель на меня накричал, тогда я...
  3. Прохожий толкнул теня, я, конечно...
  4. Угостили пирогом, но он оказался невкусным, я...
  5. Хотел пойти в цирк, но мама сказала, что нет денег, и я...
  6. Утром надо вернуть книгу, а я не успел дочитать, поэтому...

Рефлексия начинается с высказываний «королей»: что они думают и как себя чувствуют, приняв в королевство новых граждан? А далее поочередно свое мнение высказывают все участники игры, сделав акцент на причинах «дикости» и «варварства» в нашем поведении.

Игра «Да – нет – может быть». Ведущий произносит любое суждение для всей группы присутствующих. Тут же играющие откликаются на эти суждения: если они хотят согласиться с высказанным, то направляются в ту сторону, где написано слово: «Да»; в том случае, если кто-то не может согласится с выдвинутым суждением, этот кто-то идет в сторону слова «Нет»; а те, кто хотел бы сказать в ответ на суждение «Может быть», занимают указанное место где посредине.

        После того, как играющие произвели выбор позиции, можно выслушать мнения избравших позицию, аргументы в пользу суждения или контраргументы против суждения. А затем еще раз предложить участникам продумать свой выбор и сменить позицию, если они изменили свое суждение.

Примерный вариант суждений для оценочной реакции играющих:

  1. Нет прекраснее на земле существа, чем человек.
  2. Самое страшное существо на земле – человек.
  3. Главное в этой жизни  - иметь деньги.
  4. Главное в этой жизни – быть верным себе.
  5. Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоевывать.
  6. Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом.
  7. Счастливый глух к несчастьям другого.
  8. Счастливые – самые добрые к окружающим.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи в программе Excel из моей дипломной работы

Приложение к задачам "Нерадивый ученик", "Очередь в Сбербанке","Дачник и собака" -решение...

Методическая разработка занятия в системе ОДОД по программе «Книга в моей жизни»

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия....

Тренинговая программа для подростков "Достойный старт"

Тренинговая программа для подростков "Достойный старт" способствует формированию коммуникативных навыков подростков...

Тренинговая программа "Альтернатива"

Тренинговая программа "Альтерантива" предназначена для работы с детьми подросткового возраста по преодолению возрастных кризисных явлений. Эффективна в работе с подростками с повышенным уровнем тревож...

Тренинговая программа «Мы выбираем Жизнь!». Вич/Спид.

Цель занятия: дать первичную информацию для участников тренинга о том, как передается и как не передается ВИЧ/СПИД. Научить избегать ситуации, в которых можно заразиться ВИЧ/СПИДом....

Тренинговая программа “Моя жизнь” по формированию позитивных жизненных ценностей.

Программа "Моя жизнь" направлена на профилактику девиантного поведения и формирование позитивных жизненных ценностей....