Становление толерантных отношений «учитель-ученик».
материал (9 класс)

Щербинина Екатерина Владимировна

Сложные условия современной России, в том числе образовательной среды, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения.

         Понимая эту проблему, мы, классные руководители в первую очередь, но и все остальные работники школы обязаны уделять этому большое внимание. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Становление толерантных отношений

«учитель-ученик».

        Сложные условия современной России, в том числе образовательной среды, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения.

        Понимая эту проблему, мы, классные руководители в первую очередь, но и все остальные работники школы обязаны уделять этому большое внимание.

        Поведение, образ жизни, жизненный опыт ребят, его организация – основное поле деятельности педагогов, на котором возможно практически реализовать свои задачи. Толерантность – это не равнодушие, а труд души! Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности.

        Мы не можем,  и не имеем права изменить взгляды ребенка, заставить его иначе мыслить, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ситуацию сосуществования. Воспитание толерантности как раз и призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации. С педагогической точки зрения, это связано прежде всего с целенаправленной организацией позитивного опыта толерантности, т.е созданием условий требующих взаимодействия ребенка с другими людьми, какими бы они ни выглядели в его глазах.

        Для успешности в процессе воспитания толерантности я, как классный руководитель, прежде всего, изучаю семью, образ жизни, круг общения детей. С особым вниманием стараюсь относиться к фактам, примерам, когда школьник проявил лояльность к товарищу, тепло отозвался об однокласснике, приятеле по компании, о ком-то из домашних.

        Все это предпосылки или проявления толерантности. Профессиональный глаз не может не увидеть и другого: нетерпимость к представителям иной национальности, упрямого нежелания с кем-то взаимодействовать, неумения прислушаться к чужому мнению, ссор с одноклассниками, конфликтов вне школы.

        Такого рода наблюдения помогают мне в предупреждении и преодолении дефицита толерантности.

        Решению таких задач содействует организация совместных дел, позволяющих ребятам предъявить себя друг другу с лучшей стороны, скажем, продемонстрировать свои способности и увлечения спортом, техникой, компьютерными программами, танцами.

         Зачастую, обращая внимание и  неупуская возможность поддержать даже скромные успехи тех детей, которых не больно жалуют товарищи. Чем старше становятся дети, тем чаще мы должны  обсуждать  волнующие проблемы не только класса, школы, села, но и события в стране и в мире.

        Стараюсь деликатно проводить индивидуальные беседы с теми детьми, которые вызывают тревогу, особенно  - себялюбивыми, замкнутыми, конфликтными, с завышенной или заниженной самооценкой. Так, обращаясь к реальным примерам из окружающей жизни, я помогаю обретать своим воспитанникам опыт терпимости к иному, но хорошему, и неприятия и недопущения зла, зависти, ссор, конфликтов. В классе налаживаю положительную нравственно– психологическую атмосферу, которая в свою очередь, создает предпосылки для формирования у каждого ребенка опыта толерантного поведения. 5 а класс многонациональный и в нём особенно важно обращать внимание на уважение людей другой национальности. Особенно актуально в данном вопросе  изучение современного детства, его идолов и привязанностей, как и динамики развития каждого школьника. Жизнь меняется очень быстро и дети гораздо внимательнее и более заинтересованно относятся к этим изменениям, чем мы, учителя. И поэтому уже традиционными стали такие темы классных часов, как «Поступки и проступки», «Прекрасно там, где прибывает милосердие», «Тактичность –что это такое?», а так же индивидуальные доверительные беседы: «Моё хочу и моё надо», «Мои мечты, мои желания», «Друг в моей жизни». Особое место занимают мероприятия: «Праздник дружбы», «Осенние посиделки», «Поклонимся великим тем годам», «Спорт и здоровье, брат с сестрой», «День именинника».

        Проявляя способность слышать, слушая и видеть, глядя (а с этого, в сущности, начинается профессиональная толерантность педагога), я думаю что, улавливая новое, легче понять причины возникших трудностей и конфликтов ребят, а, следовательно, искать и находить способы развития их толерантности: интерес к личности – главный путь к тому, чтобы понять ее, и быть понятым ею. Сказанное относится не только к детям. Порой не менее сложен для учителя объект толерантности – родители школьников. Оставаясь через своих детей в известной зависимости от школы, от данного педагога, они, особенно в последнее время, проявляют к школе все больше требовательности.

        Порой возникают ситуации их противостояния, взаимного непонимания, столкновения ценностей, мнений о детях и школе, в работе, а главное – авторитетов в глазах ребят.

        Предупредить, преодолевая столкновения, важно щадить родительское самолюбие, давая на собраниях публичные характеристики ребенка, сдерживаю эмоции, общаюсь с «трудными» для себя родителями, больше интересуюсь домашними  условиями детей и в то же время рассказываю родителям о различных сторонах жизни детского коллектива (а не только об «успеваемости и посещаемости»), фиксирую внимание пусть на небольших, но успехах каждого ребенка.

        Толерантности родителей к самому себе педагог может достичь, лишь проявляя равно доброе, заботливое отношение ко всем детям, сколь это ни сложно в реальности. Именно и прежде всего так создается основание для обоюдной удовлетворенности на уровне не только межличностном, но и более широком  - как средства  и условия взаимной толерантности школы и родителей в интересах детей.

        Из выше сказанного – очевидная значимость усилий педагога по самовоспитанию толерантности. Они связаны в первую очередь с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего наряду с самоуважением и способностью уважать других людей, коллег, в том числе и детей. Такое желательно для каждого человека, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно.

        Думаю не менее полезен самоанализ реальных отношений с окружающими, честная, не под влиянием эмоциональных вспышек, оценка своих мыслей, решений, поступков. И дело, как и во многом другом, не признании собственных удач и ошибок, но в  стремлении владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то или чему-то в окружающем. Проявляя нетерпимость, учитель провоцирует обострение обстановки, отношений. Недостаток толерантности приводит к неотвратимой и быстрой «амортизации сердца и души», жертвами которой оказываются дети. С этой точки зрения, нам учителям следует целенаправленно заниматься  самовоспитанием, что становится здесь не только личной, но и сугубо социальной проблемой. Чтобы воспитывать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. Вся работа педагога с родителями детей, с коллегами, как и его работа над собой – все это во имя детства.



Предварительный просмотр:

Идеал  х  реальность = успех.

Цель: - на конкретных примерах показать значимость и необходимость хороших  знаний;

           

Задачи: 1. Убедить учащихся в необходимости развивать свой кругозор, свои способности и возможности.

               2. Формировать культуру собственных интересов и увлечений.

Предварительная подготовка

 Учащимся было предложено написать мини сочинение- размышление «Что такое –успех?».

Затем было предложено  продолжить такие фразы:

1. Преуспевающий человек – это человек, который…….

2. Неудачник – это человек, который……….

3. Человек в жизни состоялся, если он имеет……….

4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет…….

Ход классного часа.

I. Вступительное слово учителя.

У каждого человека: и  взрослого, и ребёнка - есть  удивительная возможность – мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели.

Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька- это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту  лестницу «лестницей желаний».

Поднимаясь по этой лестнице вверх, мы будем стремиться к успеху, помогать нам будет наш идеал, а каждая ступенька – это наша реальность.

Поднимаясь вверх, мы не всегда идём уверенно, мы можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъём зависит во многом от того как мы  учимся, относимся к другим людям, которые идут рядом с нами по лестнице, с кого будем брать пример.

II. выступление гостей.

Сегодня на нашем классном часе гости, выпускники нашей школы разных поколений. Они расскажут вам о том, как они достигли своих успехов в  жизни.

Гудов Александр Федорович.

Филимонов Виктор Николаевич.

    III. Беседа.

Учащимся предлагается подумать над следующей историей.

В одной из стран, неважно в какой. Жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

Только спустя годы люди узнали, что в течении многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

Вопросы учащимся:

1. Много ли достигла в жизни эта старушка?

2. Как вы думаете, каков был её путь по «лестнице жизни»?

3. Каковы были её жизненные ценности?

За небольшой отрезок своей жизни вы сделали достаточно много жизненных шагов. Попробуйте определить, какие из них были значимыми, важными для вас. Может быть, какие – то из них можно сравнить с поступками старушки, а о каких -  то вам и вспоминать не хочется.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

с. Ладовская  Балка

«ФОРМУЛА УСПЕХА»

Классный руководитель

7 «А»  класса

Щербинина Екатерина  Владимировна

2010-2011 год


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы организации взаимодействия в системе отношений "Учитель- ученик".

Аннотация.       В статье освещены методы и приёмы организации взаимодействия в системе новых отношений «Учитель-Ученик», проанализированы принципы этого взаимодействия и пси...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».

Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков  как одно из условий становления  и развития новой школы».Посвящен формированию основ толерантного с...

Школа глазами ее "обитателей". Исследование характера отношений учитель - ученик.

Материал включает основные характеристики, которые ассоциируются у нас, учителей с нашими учениками и наоборот. За основу взяты сказочные персонажи как традиционных русских народных сказок, так и совр...


 

Комментарии

Батагова Анжела Алексеевна

Спасибо за полезный материал!