Любовь учителя к детям
статья по теме

Ахтямова Гульнара Ильгизовна

Тезисы работы:

Возлюби Ребёнка.

Возлюби его сильнее, чем самого себя.

Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя.

Всего себя отдавай детям

и только тогда сможешь именоваться

Учителем.

Цель работы: найти пути  взращивания в себе любовь к детям и учиться нести её красиво.

Поставленные задачи:

1.     Объяснение значение слова «Любовь».

2.     Как проявляется любовь учителя к ученикам?

3.     Как развивать в себе любовь к детям?

4.     Ознакомиться с трудами великих педагогов тему любви к детям.

5.     Показать пути сохранения любви к детям и нести её красиво.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, литература.

Методы:

- Знакомство с трудами Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского,  

Л. Н. Толстого, Н.Н.Неплюева и т.д.,  

- использование своего опыта работы,

- использование интернет материалов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка для участия

на Третьих Республиканских Педагогических Чтениях

                               по гуманной педагогике  «Учитель»

Учитель:  Ахтямова Гульнара Ильгизовна

Должность:  учитель татарского языка и литературы

Место работы: МБОУ «Байсаровская средняя общеобразовательная школа»

Адрес места работы: РТ Актанышский район, село Старое Байсарово, ул. Школьная,54

Электронный адрес: ahtyamova-1969@mail.ru

Телефон: 8 927 496 44 63 

Тема: Любовь учителя к детям

Тезисы работы:

Возлюби Ребёнка.

Возлюби его сильнее, чем самого себя.

Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя.

Всего себя отдавай детям

и только тогда сможешь именоваться

Учителем.

Цель работы: найти пути  взращивания в себе любовь к детям и учиться нести её красиво.

Поставленные задачи:

  1. Объяснение значение слова «Любовь».
  2. Как проявляется любовь учителя к ученикам?
  3. Как развивать в себе любовь к детям?
  4. Ознакомиться с трудами великих педагогов тему любви к детям.
  5. Показать пути сохранения любви к детям и нести её красиво.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, литература.

Методы: 

- Знакомство с трудами Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского,  

Л. Н. Толстого, Н.Н.Неплюева и т.д.,  

- использование своего опыта работы,

- использование интернет материалов

Если учитель имеет только Любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только Любовь к ученику,

как отец, мать, он будет лучше того учителя,

который прочёл все книги, но не имеет любви

ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе

Любовь к делу и ученикам,

он – совершенный Учитель.

Лев Николаевич Толстой

Введение

Мне нравится эпиграф Л.Н. Толстого. Я согласна с мыслями писателя, с каждым его словом. Считаю началом всех моих достижений – ЛЮБОВЬ. Любовь к детям, к своей профессии, к Родине, к своей семье, близким мне людям. Вот уже 22 года сею разумное, доброе, вечное. Выпустила 4 выпуска учеников и ни разу не посетовала на тяжёлый учительский труд.

За эти годы работы накоплен огромный арсенал средств и приёмов в методике общения с детьми, стараюсь помочь всеми возможными средствами. Всегда найду время похвалить, погладить, выслушать чей-то секрет. Стараюсь создать в классе необычайно тёплую атмосферу доверия и творчества, раскованности, искренности и прямоты. Каждый ученик чувствует себя причастным к радостям и огорчениям. И всё это оттого, что всё начинается с любви.

Вспоминаю свой первый день в школе. Сколько невинных глаз смотрят на меня. Смотрят и чего-то ждут. Да, они ждут от меня любви и понимания. С этого дня я становлюсь их защитником и вторым родителем. Потому что, ребёнок больше времени проводит около нас, учителей.

Мой опыт работы показал, чем младше ребёнок, тем он ближе к нам душой. У него ещё нет секретов от нас. Он делится своими мыслями, ищет защиту. А уже когда подрастёт, всё меняется. У подростка появляются секреты. Он закрывается в себе. И если между учителем и учеником нет взаимопонимания, то подростку будет очень тяжело. Поэтому я стараюсь не терять те понимающие отношения между учениками, которые сформировались в младших классах.

Любые расставания с учениками, даже на короткие каникулы, я переношу тяжело. Пусть они шутят, балуются, иногда и не слушаются, но всё равно я их люблю. Люблю как своих родных детей.

Основная часть

Любовь к детям, приятная внешность, энергичность, эмоциональность, стойкость, терпение и настойчивость, чувство ответственности, преданность любимому делу, чувство юмора, богатая фантазия, трудолюбие, самоотдача, оптимизм, патриотизм... 
       Этому списку нет конца. Думаю, такими качествами должен обладать человек, который хочет быть учителем. Такая личность способна влюбить в себя ученика, вызвать интерес к учебному предмету, желание узнавать что-то новое и умение своевременно возвращаться к пройденному. 
К сожалению, объединить в себе все эти качества удаётся не каждому педагогу. Может быть, не так важно, владеет ли учитель современными компьютерными технологиями обучения, разговаривает ли на нескольких иностранных языках или имеет дипломы трёх вузов. По моему мнению, главным его качеством должна быть любовь к детям! 

       Любить трудно. Любить - не гладить ребёнка по головке, не баловать. Любить – понимать. Быть терпеливой, не умиляться. Эти принципы предполагают для меня большую ответственность и большой труд. «Дети тянутся к тому, кто сам тянется к ним, не может без них, находит счастье и наслаждение в общении с ними». Мои ученики тянутся ко мне, и я им благодарна за то, что я становлюсь увереннее, мудрее, выдержаннее. Я люблю своих учеников. Сначала люблю, а потом обучаю. Ибо, всё начинается с любви! А мой закон как учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребёнку.

Вопрос – как любить детей – вечен для педагогики. Но не для педагогики как академической науки, а педагогики как уникального единства науки и высокого искусства, как образа жизни, как состояния духа. Обидно, что педагогическая наука не стремится к синтезу с педагогическим искусством, с тем, чтобы на этой основе стать мощным двигателем поступательного развития нашего общества.

Но еще обиднее, когда она вовсе противоречит искусству воспитания, в основе которого лежит безграничная любовь к детям. Мы не сможем решить наши насущные жизненные проблемы гуманной педагогики, если тысячекратно не будем возвращаться к тому, как школе нужно любить детей. Образовательное пространство должно быть заполнено до краёв духовной, мудрой, одухотворяющей, жертвенной любовью воспитателей и учителей к детям, ученикам.

Для гуманной педагогики это аксиома.

Но нужно еще понять – как, именно как любить детей и каждого Ребёнка, чтобы любовь стала самой действенной и доброй силой воспитания. Сколько нас – учителей и воспитателей на Земле, столько же ответов мы можем получить на этот вопрос как. Если каждый из нас тысячу раз возвращался бы к осмыслению качества своей любви к детям, я полагаю, мы бы постигли мудрость педагогической любви. Наверное, это и стало бы для нас самым высшим профессиональным достижением.

Настоящий учитель тот, кто  основывается на  сострадательной любви к детям.  Это особая форма Вселенской любви, которая проявляется  через любовь учителя  к каждому конкретному ребёнку.

Любовь – это среда,  в которой  можно передать опыт прежних поколений без искажений. Вот почему дети так беспомощно прекрасны,  вызывая  в сердцах взрослых любовь  и желание дарить эту любовь им. Вся классическая педагогика произрастает из этого глубинного чувства любви к детям, без него общество взрослых давно бы погибло. Поэтому в нашем мире  всегда будут люди, передающие свой опыт  любви к детям.  

        Василий Александрович Сухомлинский – Учитель-Мастер. Его важнейшая педагогическая мудрость заключается в том, как любить детей.

   «Любовь к ребёнку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».

    Мы все  согласимся  с этими, однако каждый из нас обязательно рано или поздно задаст вопрос о том, какой  должна быть  любовь к ребёнку?  Как на практике любить ребёнка, чтобы не строить свои взаимоотношения с ним,  по словам Н.Н. Неплюева,  только на «палках страха и приманках корысти»?  Ответы на эти вопросы мы можем получить не только из книг, но из  опыта тех, кто  посвятил себя  «опыту дела любви». Кто не просто писал о любви, а жизненно и реально доказывал её силу, без применения силы. Строки о любви к детям только тогда могут влиять на индивидуальный опыт учителя, если они наполнены пережитым  опытом, если за ними стоят реальные дела и поступки.  

      «Любить ребёнка, - пишет В.А. Сухомлинский, - значит защитить его от того зла, которое ещё окружает многих детей в жизни. … Чтобы воспитанники любили учителя, они должны видеть в нём живое воплощение человеческой мысли. То, что мы вкладываем в понятие любовь учителя к детям, любовь детей к учителю, начинается, на мой взгляд, с удивления, с благоговения одного человека перед духовными богатствами другого и, прежде всего,  перед богатством мысли. …  

       Я люблю ребёнка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. …  Искусство нашей профессии состоит  в том, чтобы, ненавидя зло, не  переносить ненависть на того, в чьей душе живёт оно. …

Научиться  любви к детям, осознать её необходимость можно через постоянное общение с детьми.»

      Источником любви к детям является  сама детская природа, постоянное общение взрослого с ребёнком не может не повлиять на чувства обоих. Детский оптимизм, открытость  и доверие миру не могут не вызывать в сердце взрослого чувство любви и желания оберечь детство в детях.  «Дети по самой природе своей  - оптимисты. Для них характерным является светлое, солнечное, жизнерадостное мировосприятие. Любить детей – это значит любить детство, а для детства оптимизм – то же самое, что игра красок для радуги: нет оптимизма – нет и детства. … Оптимизм – это будто волшебное цветное стёклышко, сквозь которое окружающий мир кажется ребёнку великим чудом. Ребёнок не просто видит и понимает, он эмоционально оценивает, он любит, увлекается, удивляется, ненавидит, стремится стать на защиту добра против зла. Нельзя отнимать у ребёнка это волшебное стёклышко. Нельзя превращать его в холодного, рассудочного резонёра»

    Василий Александрович Сухомлинский – это апостол любви в педагогике. Его собственная жизнь –  доказательство того, как личные страдания и трудности не только не вызывают озлобления в душе, а наоборот, способствуют проявлению и выявлению любви по отношению к ближним. В книгах Василия Александровича можно найти «методику» постоянного «производства» любви учителем по отношению к своим ученикам.

      Современный школьный учитель легко осваивает методику преподавания, начинает применять педагогические технологии и приёмы, разрабатывает дидактический материал, применяет разнообразные формы и методы работы. Самым сложным  для учителя всё ещё остаётся  понять: как любить детей. Науке человеческой  любви можно приобщиться, если по-настоящему восхититься опытом апостолов любви, захотеть быть похожими на них, поразиться их духовному богатству и захотеть, как они отдать своё сердце человеку.

Лев Николаевич Толстой в статье обращении к кружку молодёжи «Любите друг друга» запишет: «Чем больше человек любит, тем жизнь его становится свободнее и радостнее… И всякий человек, что больше любит, то всё больше и больше не только сам делается счастливым и радостным, но делает счастливыми и радостными других людей».

    Опыт мудрой любви нас учит тому, что она не может быть условной и опираться на страх и корысть, она должна делать счастливым того, кто её испытывает и тех, кто находится рядом с носителем любви. Н.Н. Неплюев воплотил на примере своей школьной общины мечту о возможности существования обучения и других форм организации жизни в условиях любви.  «В школах наших, возрастая в любви, дорастают и до дисциплины любви,  дорастают с тем вместе и до потребности единения в братолюбии»

Любить ребенка для меня является не просто идеей, а законом учителя. Но дело не в этом. Закон этот действительно очень старый, классический, и даже авторитарная педагогика, несмотря на ее бездетность, провозглашает его в качестве самой важной профессиональной черты учителя. Суть же заключается не столько в том, что надо любить ребенка, а в том, как любить ребенка, как на деле можно этот закон осуществить.

Для авторитарного учителя любить ребенка означает следующее: крепко держать ребенка в руках, заставлять его учиться и вести себя нравственно, требовать от него строго — и все это во имя его же будущих благ.

Заключение

В классическом же понимании любить ребенка, по моему убеждению, заключает в себе суть понимания ребенка, уважение его личности. Я лично сформулировал бы классический стержень педагогики так: моя человеческая любовь к ребенку должна вызывать в нем его ответную человеческую любовь ко мне.

Любовь учителя должна сегодня же рождать ответную любовь ученика. Воспитывать и учить в таком педагогическом процессе, который полон не чувством любви и взаимности, а чувством ненависти и неприязни, означает то же самое, что и сеять в душах детей сорняки в надежде, что вырастет хлеб, насаждать озлобленность в надежде, что вырастет доброта. Януш Корчак посвятил самую душевную книгу тому, “как любить ребенка”. Проблема педагогической любви заключается именно в этом: как любить ребенка. “Атмосфера воспитания должна основываться на доверии и любви — это есть старая истина,- писал Д.Н.Узнадзе, - но ее осуществление встречает сложнейшие препятствия”.

Вам не кажется парадоксальным, что эта старая истина не имеет более или менее приемлемого методического разрешения? Вас не возмущает то обстоятельство, что школе, учителям недостает любви к детям и искусства — как любить детей, как любить каждого отдельного ребенка? В этих сферах каждый из нас мог бы стать открывателем своей методики, своей системы. 

В конце работы хочу добавить. Любовь имеет многообразное проявление.

Уважение - одна из прекрасных форм проявления любви, конечно, если оно искреннее.

Уважение есть проявление любви. Уважать Ребёнка – значит растит в себе Педагогическую Любовь.

      Уважаемые коллеги, давайте будем любить и уважать детей. Помните, в них всё наше будущее!

Использованная литература:

  1. Амонашвили Ш.А. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры- Артёмовск, 2008.
  2. Амонашвили Ш.А. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ (фрагменты из книги)
  3. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний.- М.: «Мартин», 2006
  4.  Неплюев Н.Н. Опыт дела любви. - Духовный свет в жизни учителя. Сборник философских статей. – Артёмовск

4. Сухомлинский В.А. – Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.- (Антология гуманной педагогики).

5.  Толстой Л.Н. Любите друг друга. Обращение к кружку молодёжи. – Духовный свет в жизни учителя. Сборник философских статей. – Артёмовск, 2009. стр. 61-66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Регламент деятельности учителей, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья индивидуально на дому в ОКУ «Центр «Ступени»

Локальный акт учреждения,разработанный с целью упорядочения  процесса индивидуального обучения на дому и приведения его к единым нормативам. Регламент  разработан в соответствии с нормативны...

Каких учителей любят дети?

Доброжелательность и уважение к детям приносят самые положительные результаты в процессе обучения.....

Учителю о детях с нарушениями речи.

нарушения речи, логопедия...

Здоровый учитель - здоровые дети.

Сегодня  государству нужны здоровые граждане. Перед педагогами страна ставит очень серьезные, порой сложные задачи. Для успешного решения поставленных задач, необходимо чтобы учитель был здоровым...

учитель для детей -судьбы начало

Поздравление учителей с Днём учителя....

Родительское собрание "Любовь детей к родителям. Любовь родителей к детям"

Родительское собрание "Любовь детей к родителям. Любовь родителей к детям"...

советы и рекомендации родителям как правильно привить любовь к спорту детям

советы и рекомендации родителям как правильно привить любовь к спорту детям...