ДЕЛОВАЯ ИГРА «Экзамен от детектива Коломбо»
методическая разработка по теме

Широкая Ирина Юрьевна

Деловая игра проводится с целью профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД № 1                  ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Экзамен от детектива Коломбо»

        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: представление гостей, команд.

Вступление. Введение в правила игры.

        Наша игра состоит  из 10 конкурсов.

  1. Название команды, девиз, капитан команды (1 минута).

СЛАЙД № 2, 3  Разминка. Теоретический конкурс.

По 1 баллу за правильный ответ. На обдумывание 30 сек.    Прописываем ответ на листочках.

  1.  

Назовите Основной закон государства.

Назовите основные государственные символы России.

Что такое преступление?

С какого возраста граждане привлекаются к ответственности?

Что такое презумпция невиновности?

Что такое алиби?

ОТВЕТЫ:

  • Конституция  - закрепляет основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан, гарантии этих прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности.

  • Герб, флаг, гимн.

  • Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние (действие или бездействие).
  • Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.

  • Положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.
  • В уголовном процессе – обстоятельство, оправдывающее обвиняемого (подозреваемого), если он в момент совершения преступления находился в другом месте.

СЛАЙД № 4  Начинаем расследование

                                                         Ситуация: вы на месте преступления. У вас…

1 КОНКУРС.  

СЛАЙД № 5.  «Осмотр места преступления».

        

Максимум 2 балла, время 10 сек. Цель: кто обнаружит больше изменений?

        При осмотре места преступления, надо быть очень внимательным, проявлять максимальную осторожность, чтобы что – то не нарушить, не изменить, т.е. сохранить первоначальную обстановку.

        Одному из членов команды предлагается осмотреть в течение 10 секунд  место преступления, затем он отворачивается: в это время я изменяю обстановку: что – то убираю или добавляю, перемещаю с места на место.  Кто обнаружит больше изменений? Фиксируете изменения на бумаге.

2 КОНКУРС. СЛАЙД № 6.  «Отпечатки пальцев»

 

Максимум 3 балла время 3 мин.

Злоумышленник оставил на месте преступления отпечатки пальцев. Каждой команде выдаётся комплект отпечатков пальцев, среди которых 2 идентичных. Игрокам необходимо найти одинаковые отпечатки, таким образом, определив возможного «преступника». Команда, быстрее справившаяся с заданием, становится победителем.

ОТВЕТЫ: СЛАЙД  № 7

3 КОНКУРС. СЛАЙД № 8. Внимательные и сообразительные: «Из практики»

Максимум 6 баллов, время 4 минуты. За найденную ошибку в каждом тексте по 3 балла.  

После того как место преступления осмотрено, найдены отпечатки пальцев возможных преступников, необходимо проанализировать ситуацию, чтобы наметить дальнейший ход расследования. Поэтому каждой команде сейчас предлагается проанализировать два текста. Цель: в тексте необходимо найти несоответствие.                                        Выдать тексты

        ОТВЕТЫ:

  • «На покинутой даче»: стёкла в окнах в сильные морозы замерзают со стороны комнат, но не снаружи.
  • «Разбитая ваза»: очки запотевают при входе в помещение с мороза, а не наоборот, как утверждал господин Вальдемар.

4 КОНКУРС. СЛАЙД № 9, 10. «Опрос       очевидцев» Это же элементарно…

По 1 баллу. 30 сек.               

Кем был по профессии и образованию главный враг Шерлока Холмса?

Назовите адрес Шерлока Холмса.

Кем был доктор Ватсон до встречи с Ш.Холмсом?

Кому из героев К.Дойла принадлежит монограмма из 4 – х сабель, скрещенных в форме буквы «М»?

Кого после профессора Мориарти Холмс считал «самым опасным человеком в Лондоне»?

Любимая фраза Шерлока Холмса.

На каком инструменте играл Шерлок Холмс?

Кто очень часто мешал знаменитому детективу в его расследованиях?

ОТВЕТЫ СЛАЙДЫ № 11, 12.

Профессор математики Мориарти

Бейкер – стрит, 221 б, Лондон, Великобритания

Отставным военным врачом

Профессору Мориарти

Полковника Морана

«Это же элементарно, Ватсон»

На скрипке

Инспектор из Скотланд Ярда Лейстрейд

5 КОНКУРС. СЛАЙД № 13.  «Словесный портрет»

По 1 баллу, по 2 мин Цель: по некоторым данным вы должны определить, что это за преступник, откуда он?                           Выдать тексты

ОТВЕТЫ СЛАЙД № 14.

Эркюль Пуаро Агаты Кристи

Шерлок Холмс Артура Конан Дойла

СЛАЙД № 15. «Кто где живёт?»
По 1 баллу. 30 сек.         

По адресу литературного героя назвать его:

Москва, ул.Застава Ильича, д. 8/1

Швеция, Стокгольм, крыша обычного дома

Италия, маленький городок на берегу Средиземного моря, каморка под лестницей

Город Цветочный, ул.Колокольчиков

ОТВЕТЫ СЛАЙД  № 16

Проверь себя:

Дядя Стёпа, С.Михалков

Карлсон, А.Линдгрен

Пиноккио, К.Коллоди

Незнайка, Н.Носов

6 КОНКУРС. СЛАЙД № 17.  Следствие ввели в заблуждение…

        Максимум 4 балла

        

Прослушав текст, назвать героев и произведения, которые упоминаются в тексте.                                                                                                   Зачитать текст

     

ОТВЕТЫ СЛАЙД № 18. Проверь себя:

Ваня Солнцев, В.П.Катаев «Сын полка»

Каштанка, А.П.Чехов «Каштанка»

«Тимур и его команда», А.П.Гайдар

«Старик Хоттабыч», Л.И.Лагин

7 КОНКУРС. СЛАЙД № 18.  «Опознание преступника» 

Максимум 5 баллов. Время на обдумывание 30 сек.

СЛАЙД № 20. По словесному портрету угадать литературного героя. Дополнительный балл за название произведения или его автора

                                                                                                                 Зачитать текст

8 КОНКУРС. СЛАЙД № 21. «Розыск подозреваемого»

Максимум 6 баллов: 3 + 3. Время по 3 минуты на тур

Описать подозреваемого

Соперник должен узнать

9 КОНКУРС. СЛАЙД 22. По 2 балла. Всего:4 мин. «Докажи, что я преступник!?»

Микрокалькулятор, книга учёта, ручка

Ежедневник, папка с кучей документов, телефон, собственный кабинет, мел

Кукла, носовой платок, список детей, скакалки, цветные карандаши

ОТВЕТЫ. СЛАЙД 23. Проверь себя:

Бухгалтер

Директор, завуч

Воспитатель

10 КОНКУРС. СЛАЙД № 24.  Что бы это значило? Преступник пойман, статьи уточняем. Дело передаём в суд.

ОТВЕТЫ.СЛАЙДЫ № 24 – 29

ИТОГ ИГРЫ.

СЛАЙД № 30. Прокурор просит…Итог игры

Следствие ввели в заблуждение…

        За лесом зашло солнце. Опустились густые вечерние сумерки. На большой поляне зажёгся прощальный костёр. «Кто его зажёг?» - удивились ребята. А когда подошли, увидели у костра подтянутую фигуру военного. Он сурово говорил мальчику:

  • А ну, хлопчик, отойди от калитки. Здесь посторонним стоять не положено.
  • Я не посторонний.
  • А кто же ты?
  • Я свой!
  • Какой свой?
  • Советский.
  • Мало ли, что советский. Говорю, не положено.

Пионеры недоумевали: где – то они уже слышали этот разговор, а припомнить не могут. Вдруг залаяла собака.

        - Ну – с, Тётушка, - сказал хозяин собаки, - сначала мы с вами споём, а потом спляшем. Хорошо?

         Он вынул из кармана дудочку и заиграл. Тётка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась и завыла.

        - Тятька, да ведь это же…»

        Но тут группа незнакомых пионеров грянула песню, а ребятам так и не удалось узнать, что хотел сказать этот детский голосок. Приплясывая и припевая, от группы отделился мальчик!

        «Мы не шайка и не банда,

Не ватага удальцов,

Мы весёлая команда

Пионеров – молодцов. Ух ты!»

В это время к костру подошёл человек странного вида. Это был тощий и смуглый старик с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шёлковых шароварах и нежно – розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.

«Апчхи!», - оглушительно чихнул старичок и пал ниц.

- Приветствую тебя, о прекрасный отрок, - сказал он юному пионеру.

Слова старика прервал сильный ливень. Он погасил костёр и заставил пионеров разбежаться по дачам. Весь вечер ребята вспоминали, кого они видели у костра.

«ОПОЗНАНИЕ ПРЕСТУПНИКА»

  • «Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый. Он совершил диво дивное, усовершенствовал диковинку заморскую – подковал стальную английскую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он всё же стремился на свою бедную родину, хотя там его не ждало ничего хорошего. Автор книги так говорил: «Там, где стоит имя этого героя, надо читать – русский народ».  (Левша. Н.Лесков «Левша»)
  • «Странное, плавающее существо: получеловек – полулягушка, с серебристой чешуёй, огромными выпученными глазами и лягушачьими лапами. Но когда это существо снимало очки и перчатки, выяснялось, что в неведомом волшебном облике скрывается юноша в возрасте 20 лет. Однако в своём получеловечьем виде этот юноша так пугал ловцов жемчуга побережья Аргентины, что получил от них фантастическое прозвище». (Ихтиандр. А.Беляев «Человек – амфибия»)
  • «Молодой человек, 18 лет от роду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приёмами одного из самых распространённых в ХVII веке видов спорта, вступил в спор с представителем церковной власти и выиграл его. Нашего гасконского дворянина отличало особое, рыцарское отношение к дамам, он обладал чувством юмора, был остоумен, хитёр, сообразителен».  (Дартаньян. А.Дюма  «Три мушкетёра»)
  • «Молодой туземец, родом из Южной Америки, был приговорён к смерти, но спасён человеком, жившим много лет в одиночестве. В благодарность за спасение туземец стал его верным другом и в течение ряда лет разделял одиночество своего спасителя». (Пятница. Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо»)
  • «Это была собака огромная, чёрная, как смоль. Такой собаки из нас, смертных, ещё никто не видывал. Из её пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана». (Собака Баскервиллей. А.Конан Дойл «Собака Баскервиллей».)


РАЗБИТАЯ ВАЗА

        «Вчера я вернулся со службы домой несколько раньше, чем обычно. Только я присел за стол, собираясь поужинать, как вдруг в комнате жены что – то упало. Я бросился туда и увидел на полу разбитую старинную вазу, которой моя жена очень дорожит. В тот же момент из комнаты выбежал какой – то человек. Я кинулся за ним, но как только я оказался на улице, стёкла моих очков запотели. Вы ведь знаете, что у нас сейчас стоят холодные вечера. Я споткнулся о грабли, упал и потерял незнакомца из виду. Очень прошу разыскать злоумышленника. Ведь он, конечно, намеревался ограбить нашу квартиру. К тому же, как я объясню жене, - а она сегодня возвращается от своих родителей, - каким образом ваза оказалась разбитой?»

- Я не могу понять, господин Вольдемар, почему вы так боитесь своей жены. Вот вы пытаетесь ввести меня в заблуждение, ссылаясь на какого – то мнимого преступника, а будет гораздо лучше, если вы сами расскажете жене, как всё произошло», - сказал Вернике.

Почему инспектор Вернике отказался расследовать это преступление?

НА ПОКИНУТОЙ ДАЧЕ

        С наступлением затяжных осенних дождей семейство Виммер покинуло дачу и вернулось в свою городскую квартиру. Ещё до переезда в квартиру Виммер договорился с соседом по даче, неким З., чтобы тот присматривал за его хозяйством. Через несколько дней после Нового года З. Позвонил Виммеру и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Виммер тотчас обратился в полицию, и вскоре инспектор Вернике уже допрашивал З. Тот рассказал следующее: «Как – то ночью я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к дача Виммера. Я заглянул в окно, но все стёкла замёрзли и я ничего не смог увидеть. Тогда я продышал дырочку во льду на окне, посветил в комнату карманным фонариком. В комнате был страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Виммеру и обо всём рассказал».

  • Всё ясно, - ледяным голосом заметил инспектор Вернике.

Почему инспектор заподозрил в краже З?


1. Национальность: бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно тёмными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов, 12 подвигов которого он поклялся повторить. Английский вариант его фамилии Поррот.

2. Внешность: острый, пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперёд подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикалий. Хобби – музицирование.

1. Национальность: бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно тёмными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов, 12 подвигов которого он поклялся повторить. Английский вариант его фамилии Поррот.

2. Внешность: острый, пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперёд подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикалий. Хобби – музицирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методичесая разработка учебной игры «Экзамен»

Представим себе следующую ситуацию: на уроке литературы ученики получили домашнее задание выучить наизусть стихотворение. Кто-то выучит обязательно, кто-то нет – в надежде, что «не спросят...

Игра-экзамен "К выпуску готов!"

Данный материал предназначен для детей, обучающихся по программе VIII вида. Игра-экзамен проводится за год до выпуска детей из стен детского дома. Носит диагностический характер, помогает выявить проб...

Психологическая игра "Экзамен".

Эта игра предназначена для учащихся девятых классов и является частью работы по психологической подготовке девятиклассников к сдаче экзаменов. Как известно, сдача экзаменов (особенно в первый раз) выз...

Методическая разработка математической игры "Экзамен Шерлока Холмса"

Математическая игра, основанная на решении логических задач. Проводится с использованием ИКТ....

Методическая разработка математической игры "Экзамен Шерлока Холмса"

Математическая игра, основанная на решении логических задач...