Психологическая игра "Экзамен".
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме

Бессонова Наталья Петровна

Эта игра предназначена для учащихся девятых классов и является частью работы по психологической подготовке девятиклассников к сдаче экзаменов. Как известно, сдача экзаменов (особенно в первый раз) вызывает у старшеклассников страх, напряжение, тревогу. Эта игра поможет помочь школьникам снять напряжение, благодаря проигрыванию предстоящей экзаменационной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskaya_igra_ekzamen.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Большая игра для подростков и старшеклассников

Игра «Экзамен»

Эта игра предназначена для учащихся девятых классов и является частью работы по психологической подготовке девятиклассников к сдаче экзаменов. Как известно, сдача экзаменов (особенно в первый раз) вызывает у старшеклассников страх, напряжение, тревогу. Эта игра поможет помочь школьникам снять напряжение, благодаря проигрыванию предстоящей экзаменационной ситуации.

Соответственно, в ходе игры разрешаются следующие задачи:

  • Изменение отношения к стрессовой ситуации экзамена через его «проживание»; снижение напряжённости, тревожности перед новой ситуацией;
  • Обозначение проблем, с которыми предстоит встречаться на экзамене, и обсуждение путей их преодоления;
  • Знакомство девятиклассников с представителями экзаменационной комиссии;
  • Развитие навыков группового взаимодействия.

Ведущий. Сегодня мы собрались для того, чтобы испытать себя в ситуации экзамена. Для каждого из нас независимо от опыта экзамен является определённым испытанием. Я хочу ещё раз произнести слово экзамен. Вслушайтесь в него. Какие у вас рождаются ассоциации? Назовите их.

Ведущий. Итак, мы видим, что есть много общего в нашем восприятии экзамена. Однако есть и различия. Кто-то из участников воспринимает ситуацию как тревожную, чреватую негативными последствиями. А кто-то, напротив, чувствует себя энергичным, бодрым и уверенным в своих силах. И сейчас нам с вами на практике предстоит узнать, что же такое экзамен. А затем ещё раз, исходя из сегодняшнего опыта, обсудить, что пережил каждый из вас. Традиционно каждый сдаёт экзамен в индивидуальном порядке. Вам повезло. Этот экзамен проводится в групповой форме. Сейчас участникам нужно разбиться на команды.

Ведущий организует жеребьёвку. Количество человек в команде не должно превышать 7 – 8 человек.

Ведущий. Я прошу всех сесть в круг таким образом, чтобы участники одной команды находились рядом. Прежде чем мы перейдём непосредственно к экзамену, я хочу узнать ваше мнение. От чего зависит успех на экзамене?

Проводится свободное обсуждение. Участники говорят о знании предмета, везении, находчивости, доброжелательности экзаменационной комиссии, взаимовыручке и т.д.

Ведущий подводит итог.

Ведущий. Мы сейчас услышали, что успех на экзамене определяется очень многими факторами. Через некоторое время нам предстоит это проверить. Прежде, чем вы начнёте сдавать экзамен, я хочу ознакомить вас с правилами.

Ведущий вывешивает плакат с текстом правил

  1. Первое правило относится к процедуре проведения игры. Представители каждой команды подходят к столу, за которым восседает «Многоуважаемая экзаменационная комиссия», и тянут билет. Затем идёт коллективное обсуждение в командах. Услышав сигнал об окончании времени, к столу экзаменатора выходит представитель команды. Он и отвечает на вопросы билета. В случае необходимости команда может дополнить ответ.
  2. Система оценок – традиционная пяти бальная.
  3. Время подготовки к ответу строго ограничено, на неё даётся 7 минут, на ответ три минуты. Отчёт времени осуществляется с помощью песочных часов. Сигналом к началу и завершению этих периодов служит звонок колокольчиков. За нарушение правил, экзаменационная комиссия имеет право снижать отметку.

Так же существуют требования к построению ответа:

  • В ответе должны быть раскрыты все понятия, включённые в вопрос.
  • Ответ должен быть логичным.

Ведущий. Есть ли у вас вопросы по тем правилам, с которыми вы только что познакомились?

А теперь позвольте вам представить экзаменационную комиссию. В состав комиссии входят завучи и педагоги. Важно, что бы в этой роли на игре выступали люди, которым в последующем действительно предстоит принимать у этих ребят экзамены.

Ведущий. Я прошу команды сесть отдельно друг от друга.

Пока команды пересаживаются на отведённые им места, ведущий раскладывает на столе билеты.

Участники направляют своих представителей за «счастливым билетом». Все билеты имеют №13.

Экзаменационные билеты.

Билет №13

Расскажите об особенностях жанра «Современный женский роман»: сюжет, литературные приёмы, главные герои и т. д.

Билет №13

Расскажите об особенностях выращивания цыплят бройлерных пород в условиях вечной мерзлоты.

Билет №13

Докажите теорему №124 о построении равнобедренного круга.

Билет №13

Перечислите основные способы добывания философского камня в горах Казахстана.

Билет №13

Расскажите об особенностях внешней политики князя Джуффина Доброго (на примере торговли со странами дальнего юга).

Билет №13

Расскажите об особенностях экспериментальной проверки качества парфюмерной продукции «franzuski sport»

Билет №13

Расскажите об обычаях, культуре, особенностях жизни дикого племени Мумба Юмба, живущего в лесах центральной Африки.

Билет №13

Найдите место в биологической классификации животному, существу, известному в народе как Змей Горыныч.

Билет №13

Расскажите о подготовке проведении и правил черенкования плодово–ягодных кустов в условиях крайнего Севера.

Ведущий переворачивает песочные часы.

Ведущий. Внимание!  Время пошло! Напоминаю, что сигналом прекращения обсуждения является звук колокольчика.

По окончании обсуждения звенит колокольчик.

После этого представители команд выходят к экзаменационной комиссии. Для того чтобы у команд не было возможности продолжить обсуждение после звонка ведущего представители всех команд выходят к столу одновременно и по очереди отвечают на вопросы билета.

Ведущий отслеживает время.

Ведущий. Я попрошу представителя многоуважаемой комиссии рассказать, какие результаты получили участники.

Комиссия рассказывает о том, какие оценки получили команды, аргументируя своё решение. Юмористические комментарии с акцентами на реальных достижениях позволяют участникам сбросить напряжение и легче перенести ситуацию провала. Каждой команде нужно ответить на 3 экзаменационных билета и получить по 3 отметки. Экзаменационная комиссия подсчитывает общий бал, набранный каждой командой, и объявляет победителя.

Ведущий. Я попрошу всех сесть в общий круг. Экзамен завершён. Мы видим каких результатов добилась каждая команда. Давайте обсудим, что помогало и что мешало при подготовке и ответе на вопросы билетов? Из чего складывался результат? Что понравилось? Что не понравилось? Что для вас значил №13? Какие чувства возникли во время игры? Что было самым важным? Главный итог этой игры заключён не в победе какой-то одной команды. Вы все достойно проявили себя. И не зависимо от результата, есть главные победители сегодняшней встречи. Это – девятиклассники. Как известно, больше всего страшит неизвестность. После нашей игры девятиклассники смогут более уверенно пройти весенние экзаменационные испытания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»

Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....

Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"

В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...

«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...