Воспитательное пространство ученика.
статья (5 класс) по теме

Шаменкова Елена Александровна

В данном материале представлен вывод о составляющих элементах воспитательного пространства ученика на основе анализа воспитательной работы в классе за учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnoe_prostranstvo_shkolnika.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное пространство школьника.

Классным руководителем являюсь только второй год, поэтому опыта в этой области на данный момент ни так много. Когда некоторое время назад я узнала о том, что у меня будет класс, возникло двоякое ощущение. С одной стороны, было очень приятно, так как это означало, что,  проработав всего лишь 1 год, заслужила такого доверия, что поручают класс. Но, с другой стороны, возникло много тревог, волнений  (Всё ли получится? А как добиться того, чтобы дети слушали, выполняли требования? И т.п.)

С чего началась моя воспитательная работа в классе и на каких принципах она строилась?

Многое для того, чтобы правильно построить работу с классом мне дало общение с первым учителем ребят (получение сведений об увлечениях, хобби, способностях и, безусловно, особенностях характера учащихся). Изучение интересов ребят позволило продумать направления работы так, чтобы каждый смог бы найти своё место.

Известно, что воспитательное пространство ученика складывается из 3 больших составляющих, которые оказывают на него непосредственное влияние:

- участие в общешкольной жизни

- участие в делах класса

- семья и социум человека (театры, музеи, музыка, спорт, художественная школа, танцы и т.д.).

С первых же дней вступления на порог средней школы мы начали активно участвовать в её жизни (например, Олимпийский урок 1 сентября 2012 года, где ребята поделились своими успехами в спорте и пообщались с олимпийскими чемпионами).

Также ребята с удовольствием посещают школьные кружки, секции (например, гитара, баскетбол, легкая атлетика, шахматы, робототехника), защищают честь школы на спортивных соревнованиях, являются участниками общешкольной команды Движения Юных Патриотов (ДЮП), Безопасное колесо, в составе общешкольного хора выступают на концертах, где показывают себя уже довольно взрослыми и сознательными учениками.

Как классный руководитель, я всегда рада, когда моих ребят приглашают поучаствовать в составе какой – либо школьной команды!

Установлению контакта и знакомству помогли многочисленные классные часы и часы общения с первых дней обучения в 5 классе и которые  продолжались на протяжении всего учебного года и длятся по сей день. Классные часы были как тематические, с приглашением гостей, так и для обсуждения насущных вопросов классной жизни, где ребята открыто высказывали своё мнение, порой даже спорили, но в итоге всегда приходили к общему мнению, а если возникала конфликтная ситуация – обязательно её разрешали. Классные часы подобного рода дают возможность обсудить все проблемы открыто, а не говорить потом об этом за спиной.

Для того, чтобы ребята почувствовали себя ответственнее, самостоятельнее, стараюсь разговаривать с ними как со взрослыми; в классе развивается самоуправление (дежурный командир, секторы, ответственные за свои направления).

В 5 классе сначала ежедневно, а позже – еженедельно, собирались для обсуждения прошедшего учебного дня или недели, выбирали Лидера дня или недели на основе отношения к одноклассникам, отличника недели или месяца. Ребята активно принимали участие в подобного рода делах. Ещё мы обязательно радуемся победам каждого (в учебе, спорте, танцах, музыке), делимся впечатлениями о каких – либо событиях (например, поездки), также поддерживаем друг друга в непростой ситуации. Это сплачивает ребят, учит взаимоуважению.

Ещё большему сближению, организованности способствуют совместные походы в театры, музеи, кино, поездки, экскурсии, праздники, участие в общегородских мероприятиях (например, Чемпионат по дворовым играм, мероприятия, направленные на здоровый образ жизни). Практически во всех внеклассных мероприятиях активное участие принимают родители.

На протяжении 5 класса было проведено много мероприятий, одним из самых запоминающихся, думаю, было Посвящение в пятиклассники. Мероприятие проходило на территории щколы, где ребята выполняли на разных станциях различного вида задания, которые носили развивающий характер. Спасибо коллегам за помощь в проведении! Этим мероприятием мне хотелось показать ребятам, что они перешли на новую ступень обучения и что они должны уметь вместе выполнять общее дело!

Вот уже на протяжении второго года мы «сотрудничаем» со 2Б классом. В прошлом году проводили совместный концерт 5Б и 1Б классов, приуроченного к 8 марта.  Помимо совместных мероприятий ребята приходят на классные часы к младшим друзьям, делятся информацией, знаниями. Это воспитывает чувство ответственности, заставляет задуматься о положительном примере для малышей. Хочется, чтобы эта преемственность продолжалась и дальше!

Важнейшую роль в воспитании детей, безусловно, играет окружение ребенка, и, прежде всего, его семья. Родители на протяжении учебного года помогают в организации и проведении различного рода мероприятий. Ежедневно обсуждаем вопросы, связанные с успеваемостью, поведением, общением между ребятами. Это помогает решить быстро и оперативно возникающие проблемы. Родители всегда с радостью идут на контакт и решают возникающие вопросы в отношении их детей.

Наверняка изложенные мной методы и формы воспитательной работы применяются всеми классными руководителями, но так как этот класс – моё первое классное руководство, то я накапливаю опыт из ежедневной работы с детьми. Есть такое выражение «На ошибках учатся», которое в некоторой степени могу применить к себе. Совершая что – то с классом в первый раз (походы, поездки, мероприятия), после анализирую, делаю выводы, стараюсь исправить в следующий раз если что-то было не так.

Время очень быстро идет, вот уже второй год моего классного руководства. Анализируя итоги воспитательной работы за прошедшее время, могу сказать, что, несмотря на все тревоги, переживания, в целом всё задуманное осуществилось! Когда возникал какой-то вопрос, я  могла обратиться к более опытным коллегам за советом, и  мне всегда помогали, за что спасибо! На будущее много планов, которые при такой же поддержки коллег и родителей учеников обязательно осуществятся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитательного пространства в развитии ученика в условиях взаимодействия ученика и школы

Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития....

План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...

Воспитатель ГБОУ Самарского областного лицея-интерната Равинская З.А. Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Автор делится опытом работы по организации урочной и внеурочной деятельности в старших классах в условиях областного лицея-интерната....

Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Опыт работы по организации воспитательного пространства и воспитательной среды обучающихся в условиях школы-интерната....

Обновление воспитательной системы с ориентацией на создание единого культурно-воспитательного пространства гимназии в малом городе

Для понимания сущности гимназического образования в условиях малого города мы обращаемся к анализу многолетнего  целостного процесса развития воспитательной системы гимназии.Мы исходим из того, ч...

Воспитательное пространство МБУ ДО "ЦДТ Сормовского района" как форма интеграции воспитательного потенциала общества

В данной работе представлен опыт практической реализации основных направлений воспитательной работы в условиях УДО, опыт создания воспитательного пространства ЦДТ как формы интеграции воспитательного ...