Воспитание личности школьника
методическая разработка на тему

Танцура Александр Иванович

публикация на тему: "Воспитание личности школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lichnosti_shkolnika.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание личности школьника

1. Общее представление о личности

        На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Личность чаще определяют как человека в совокупности его социальных, приобретённых качеств.   Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

        Наряду с понятиями «человек», «личность» нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические свойства, которые, наряду с личностными, ему присущи. Кроме того, в это понятие входят качества отличающие  данного человека от других людей.

        Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные т личные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

        По мнению психолога Р. Мейли существует надор таких черт, которые достаточно полно характеризуют личность:

  1. Уверенность в себе – неуверенность
  2. Интеллектуальность – ограниченность
  3. Зрелость ума – непоследовательность
  4. Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию
  5. Спокойствие (самообладание) – невротичность
  6. Мягкость – чёрствость, цинизм
  7. Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм
  8. Дружелюбие, покладистость, гибкость – тираничность, мстительность
  9. Добросердечие, мягкость – злобность, черствость
  10. Реализм – аутизм
  11. Сила воли – безволие
  12. Добросовестность, порядочность – недобросовестность, непорядочность
  13. Последовательность, дисциплина ума – непоследовательность, разбросанность
  14. Уверенность – неверенность
  15. Взрослость – инфантилизм
  16. Тактичность – бестактность
  17. Открытость – замкнутость
  18. Веселость – грустность
  19. Очарованность – разочарованность
  20. Общительность – необщительность
  21. Активность – пассивность
  22. Самостоятельность – конформность
  23. Экспрессивность – сдержанность
  24. Разнообразие интересов – узость интересов
  25. Чувствительность – холодность
  26. Серьёзность – ветреность
  27. Честность – лживость
  28. Агрессивность – доброта
  29. Бодрость – весёлость
  30. Оптимизм – пессимизм
  31. Смелость – трусость
  32. Щедрость – скупость
  33. Независимость – зависимость

        Считается, что перечисление черт характера не может определить и предсказать поведение человека, которое зависит ещё от многих других условий.

        Американский психолог А. Маслоу считает, что основная потребность человека – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Согласно концепции А.Маслоу к психологическим характеристикам такой личности относятся:

- активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

- принятие себя и других людей такими, как они есть;

- непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

- сосредоточенность внимания на том, что происходит во вне, в противовес ориентации только на внутренний мир;

- обладание чувством юмора;

- развитые творческие способности;

- неприятие условностей, но без показного их игнорирования;

- озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

- способность к глубокому пониманию жизни;

- установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

- способность смотреть на мир открытыми глазами, оценивать её с объективной точки зрения;

- непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в неё, так как это обычно делают дети;

- предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей;

- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;

- открытое и честное поведение во всех ситуациях;

- готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;

- способность брать на себя ответственность, а не уходить от неё;

- приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;

- умение замечать, и если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

2. Личность в группе

Положительное воздействие группы на личность.

Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем:

  1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.
  2. Отношения между людьми, складывающиеся в группе, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью
  3. Группа является таким местом,  где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.
  4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять всё положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.
  5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.

        Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти для каждого человека есть чему научиться у других людей.

        Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств.

        Однако свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его идеологического искажения.

Отрицательное влияние группы на личность

        До недавнего времени об этих фактах предпочитали умалчивать.

        Французский исследователь Г. Лебон в книге «Толпа», опубликованной в 1895 году, вывел общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утвердил, что средний человек в массе  людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне её. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен,  нетерпелив, аморален. Эти утверждения подтвердили экспериментальные исследования. Когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, в его психологии и поведении проявляется в большей степени то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестаёт быть личностью, поэтому этот феномен получил название «обезличивание» или «деиндивидуализация».

        В схеме приведены возможные причины обезличивания, его психологические и поведенческие следствия.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Ситуационные причины деиндивидуализации:

- анонимность

- высокий уровень эмоциональной возбудимости

- сосредоточенность внимания человека

не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг

Социально-психологические состояния,

ведущие к усилению деиндивидуализации:

- высокая сплоченность группы,

в которой оказался индивид, её единство

- сниженный уровень самосознания и самоконтроля индивида

Следствия деиндивидуализации:

- проявление импульсивного поведения

- возросшая чувствительность к внешним воздействиям

- повышенная реактивность

- неспособность управлять собственным поведением

- пониженный интерес к оценкам окружающих людей

- неспособность взвешенно оценивать и разумно

планировать поведение

ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ

        Отрицательным следствие группового влияния может быть воздействие, оказываемое на одарённых творческих людей. За последние 70 лет можно встретиться с немалым количеством примеров, подтверждающих, что одарённые писатели, художники, учёные, инженеры были исключены из своих творческих коллективов. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны ему, и личности находились под давлением некомпетентного большинства.

        

Самочувствие личности в группе.

        Под самочувствием личности в группе понимается то общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный настрой, который у неё доминирует в результате длительного пребывания в данной группе. Для того, чтобы точнее определить самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием «психологический климат».

        Психологический климат включает в себя совокупность нравственных норм и ценностей, которыми руководствуются члены группы в своих отношениях к объединяющему их делу и друг к другу.

3. Личность подростка

        Подростничество – это один из самых трудных и сложных из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки отношения к себе, к людям, к обществу. Стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Этому возрасту характерно активное стремление к самосовершенствованию – самопознание, самовыражение и самоутверждение.

        В этом возрасте у ребёнка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших,  при чем такое желание становится настолько сильным, что, фиксируя события, подросток преждевременно считает себя уже взрослым. Требуя соответственного обращения с собой, как со взрослым человеком.

        Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Да и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более требовательно. С подростка спрашивают больше, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется младшим школьникам. Например, подросток гораздо больше может находиться вне дома, на улице, в компании друзей. Всё это порождает у подростка представление о себе , как о человеке, переставшем быть ребёнком.

        Быстро взрослеть подростка заставляют обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые подросток получает и в школе, и дома.

        Старшеклассников полностью взрослыми не назовёшь, т.к. у них многое ещё сохранилось от детства. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на своё будущее у школьников 9 – 11 классов немало детскости. Многие из них ещё недостаточно ответственно относятся к выбору своей будущей профессии, к необходимости усиленно трудиться.

        Однако, нынешнему поколению молодых людей, несмотря на то, что по своим взглядам и поведению они мало чем отличаются от юношей и девушек, живших много веков назад, присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность.

        Для современных старшеклассников изменились понятия честности, порядочности. Их взгляды основываются на вполне реалистических позициях, когда исходя из принципов оцениваются действительные поступки людей: родителей, учителей, друзей.

        Переход от подросткового возраста в ранний юношеский происходит с такими сопровождающими его психологическими симптомам, которые указывают на значительные индивидуальные различия, тем не менее, наблюдается ряд общих тенденций. Одна из них состоит в том, что в ранней юности, по сравнению с отрочеством, значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми.. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышается их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Происходит определённая стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.

        Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека. Это не есть думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всём:  о людях, о мире, о философских и бытовых проблемах.

Нередко в юности встречается обострённое чувство одиночества, если оно длится долго и не исчезает с переходом в новый возраст, может привести к психологическому разрушению.

4. Взаимоотношения подростков.

Особенно интенсивное развитие общение детей со своими сверстниками получает в подростковом возрасте. Подросток сам начинает проявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширении своих прав соответственно подчёркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на непонимание со стороны взрослого человека, у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении. И если взрослый осознаёт причину протеста со стороны подростка, то он берёт на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. Важным условием предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, - переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как ко взрослому.

        В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со сверстниками  обычно строятся как равнопартнёрские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными.

        Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными – вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей.

         Старшему подростку не сидится дома, он рвётся к товарищам. Это характерная черта детей именно подросткового возраста, при чем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того, чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать всё возможное.

        На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно осуждаются эгоистичность, жадность, нарушение слова, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнением товарищей.

        В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится её завоевать.

        Сходство интересов является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. Товарищ становится для подростка образцом для подражания, у него появляется желание приобрести те же личностные качества, знания, навыки. Дружба активизирует  общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит очень много времени. Они обсуждают события жизни класса, , личные взаимоотношения, поступки взрослых и сверстников. Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: откровенность, взаимопонимание, чуткость, отзывчивость, умение хранить тайну. «Родство души» становится с возрастом всё более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков.

         К концу этого возраста у подростков возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравится, и как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков необычное внешнее выражение. Мальчики начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек. Однако такое повышенное взаимное внимание со стороны сверстников тем и другим доставляет явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется. Появляются застенчивость, скованность, робость.

        В 8-9 классах между мальчишками и девчонками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, вместе гуляют по улицам. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. Многие в этом возрасте начинают заниматься самовоспитанием.

5. Воспитание старшеклассников в школе.

        Если в младшем школьном возрасте ребёнок  ещё практически полностью находится в окружении семьи и двора, то с наступлением подросткового возраста ситуация меняется. Теперь ребёнок большую часть времени проводит вне семьи: в школе, на улице, в общении со сверстниками.

        Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, культуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней жизни школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а учение временно отходит на второй план.

        Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для ребёнка школа. С одной стороны она чем-то напоминает семью. Тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам, как к детям и предъявляются соответствующие требования.

        Какими же личностными качествами должны обладать юноша и девушка, и что они должны уметь делать по окончании средней школы?

        Первая и основная группа качеств – те, которые связаны с самообслуживанием в школе и дома. Молодые люди, оставляющие школу, должны уметь самостоятельно находить для себя работу или устраиваться на учёбу, нанимать т оборудовать жильё, если в этом есть необходимость, самостоятельно обеспечивать питание, включая приобретение и приготовление пищи, решать другие  личные и деловые проблемы, связанные с устройством жизни.

        Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. У каждого молодого человека по окончании школы должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных установок, определяющих отношение человека к миру, людям, самому себе. Современные молодые люди должны знать право в таком объёме, чтобы не только самим не нарушать законы, но и помогать другим в этом плане.

        Третья группа личностных качеств относится к нравственной основе личности и её культуре, и хотя называется по порядку третьей, но по своему нравственному значению является первой и главной, характеризующей в целом уровень зрелости личности. К окончанию школы у молодых людей должны быть сформированы основные нравственные качества.

        Все эти качества личности необходимо сформировать у детей за годы обучения в школе, и основная воспитательная нагрузка в этом плане приходится на средний и старший возраст школьника.

        Для того, чтобы время и возможности, имеющиеся в подростковом и раннем юношеском возрасте, были эффективно реализованы, необходимо, начиная со средних классов школы изменять соотношение учебных и воспитательных задач. Если в начальных классах школы львиная доля времени уходила на обучение, то в средних классах и далее время, отводимое на учебные и воспитательные мероприятия, должно быть примерно одинаковым.

        Постепенное приближение  загруженности детей к занятости взрослых должно происходить за счёт увеличения времени, отводимого на личностное развитие. Опыт показывает, что если в системе школьного обучения в старших классах школы по-прежнему доминирует задача усвоения знаний, а воспитание, понимаемое как развитие личности, отстаёт, то это в целом замедляет процесс психологического взросления детей. В результате, к моменту окончания школы по уровню социально-психологического развития они на 4-5 лет отстают от своих зарубежных сверстников в наиболее развитых странах.

         Напротив, если в средних и старших классах школы отдают приоритет воспитанию, т.е. ускоренному личностному развитию детей, то в дальнейшем более быстрыми темпами идёт и обучение, интеллектуальное развитие детей. Это происходит потому, что сформировавшиеся личностные качества становятся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования человека в других видах деятельности.

        Хочется напомнить слова В.А.Сухомлинского «Цель воспитания – человек, а коллектив лишь средство в достижении этой цели. Сила любого коллектива измеряется развитием индивидуальных возможностей каждого в отдельности. Воспитывая коллектив, надо видеть в нём каждого ребёнка с его неповторимым духовным миром, заботливо воспитывать  каждого питомца».


Литература:

  1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии.
  2. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. Кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988
  3. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политическая литература, 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности школьника-важнейшее условие оптимизации образовательного процесса

Материал данной разработки использовался при выступлении на педсовете. Он сопровождает презентацию...

Воспитание личности школьника -важнейшее условие оптимизации учебного процесса

Данная презентация  поможет подготовиться к выступлению на педсовете, методическом семинаре....

Сообщение на педсовете «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»

Основными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение....

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»

Сообщение на педагогическом совете на тему: "Воспитание личности школьника - важнее условие его социализации"...

Воспитание личности школьника-важнешее условие его социализации.

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе ...

Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики

Детство,  и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, само...