Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики
методическая разработка (7 класс) на тему

Клюкина Ольга Владимировна

Детство,  и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, самоутверждения в том или ином виде социальной активности.

Одной из форм реализации этой потребности может стать такая социальная среда как музейная площадка–модель воспитательной деятельности классного руководителя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 г. Павлово

606107, Россия, Нижегородская обл., Павловский         р-н, г. Павлово, ул. Трудовая, д. 73-б,

тел./факс (8-83171)3-71-89, (8-83171) 3-78-20,

e-mail: school1170@mail.ru

________________________________________________________________________________

Школьный музей историко-краеведческой направленности располагается в кабинете № 36 – кабинет дополнительного образования. Руководитель музея: Клюкина О.В. – педагог дополнительного образования, руководитель кружка «Юный краевед», классный руководитель.

Как классный руководитель, Клюкина О.В. работает по теме:

Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики

«Как нет человека без самолюбия – так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

 К.Д.  Ушинский

Введение.

Детство,  и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, самоутверждения в том или ином виде социальной активности.

Одной из форм реализации этой потребности может стать такая социальная среда как музейная площадка–модель воспитательной деятельности классного руководителя.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, индивидуальности, личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей, который является эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Он, как форма образовательной и воспитательной работы,  становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров. Школьный музей - по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства подростков.

Дети - будущее нашего общества. Сегодня ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколениями ни в политике, ни в культуре, ни в образовании невозможно уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.  Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации, Родины.

Целью воспитательной деятельности является формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины; создание условий для самореализации, социальной адаптации, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Задачи:

  • содействовать развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся;
  • поддерживать творческие способности учащихся;
  • способствовать развитию интереса к истории и культуре своей семьи, своего края, а значит и Отечества;
  • способствовать формированию потребности постоянного приобщения к духовным ценностям своего народа,уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений;
  • способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, духовно – нравственных принципов и толерантности;
  • знакомить учащихся с основами музееведения, привлекать их к поисковой, краеведческой деятельности через разнообразные формы музейной работы;

Данная модель воспитательной деятельности ориентирована на подростков 13 -16 лет – учащихся 7-9 классов. Именно в этом возрасте закладываются основы понимания человеком себя и своего места среди других людей, в обществе, стране и мире.  То есть, происходит  формирование российской гражданской идентичности детей и молодежи.

Пропедевтическим материалом внедрения данной модели в воспитательный процесс может служить организация внеурочной деятельности школьников – в форме кружковой работы. Например, обучение учащихся 5 – 6 классов по программе дополнительного образования детей «Юный краевед».

Содержание деятельности.

Важнейшим фактором создания и жизни музея является самостоятельность и творческая инициатива учащихся. Таким образом, работа музея может быть организована на основе самоуправления класса, педагогическое руководство работой актива которого осуществляет классный руководитель. Инициативная группа актива музея выбирается согласно интересам и увлечениям учащихся. Ребята с удовольствием будут заниматься исследовательской и поисковой деятельностью, связанной, в основном, с историей родного края, с историей микрорайона школы, с историей своей семьи.

Направлениями деятельности актива класса могут быть следующие:

  • поисковая. Поиск, сортировка и отбор материала. Сбор информации. Работа с первоисточниками, газетами, журналами, архивными материалами и документами, средствами Интернет;
  • фондовая. Ведение инвентарной книги, учёт материалов фонда;
  • экспозиционная. Классификация, комплектование материалов фонда, формирование экспозиций;
  • художественно-оформительская. Реставрация, оформление фотовыставок, творческих работ учащихся;
  • корреспондентская. Фотографирование, составление презентаций, заметки в газеты;
  • культурно-просветительская. Выбор темы, составление маршрута экскурсии, её проведение;
  • трудовая.Наведение порядка и чистоты, проведение генеральной уборки помещения.

По реализации задач воспитания личности школьника средствами музейной педагогики могут быть организованы следующие формы работы с учащимися:

  • практическая работа. Создание экспозиций и выставок на основе фондов музея. Комплектация, учёт и хранение материалов;
  • экскурсии и прогулки по родному краю;
  • работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовывать краеведческую деятельность.
  • опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Если даже они будут противоречить историческим фактам, к ним можно относиться как к "легендам", или свидетельствам того, как событие запечатлелось в памяти людей. Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.
  • уроки мужества, встречи с интересными людьми – ветеранами и участниками боевых действий, поэтами, краеведами и т.п.;
  • выставки народно-прикладного творчества, изобразительной деятельности, фотовыставки (стационарные и передвижные);
  • краеведческие викторины, смотр - конкурсы, форумы;
  • презентации, проекты, творческие отчёты, исследовательская и поисковая деятельность. Исследование экспонатов и материалов музейного фонда. Участие в конкурсах различного уровня.

Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданственности и патриотизма. Объектами изучения может быть социально — экономическое, политическое, историческое и культурное наследие родного города, школы, района.

История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Изучение истории, культуры и быта коренного населения позволит пополнить экспозицию «Родной край».

Воспитание гражданственности и патриотизма немыслимо без знания исторических событий, повлиявших на жизнь и развитие своей страны. К ним относятся и события Великой Отечественной войны. Материалами такой экспозиции могут служить следующие стенды и экспонаты: «Герои ВОВ», «Ветераны живут рядом», «Обелиски славы», «Модели военной техники», «Они сражались за Родину», «Военные реликвии», «Ратные страницы истории», «Календарь победы», «Дети о войне» и т.п.

Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать настоящим хранилищем памяти о людях, учившихся в ней, так или иначе связанных с нею. Собранные материалы в школе со временем становятся бесценным достоянием ушедшей эпохи. Материалами экспозиций «Летопись школы», «Учителя – ветераны школы», могут быть следующие – это:

- изображение школы в разные годы ее существования (рис., фото, планы, макеты);

-  фотографии учителей и учеников с первых лет существования школы;

-  свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования);

  •   атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, дневники, ручки, тетради)
  •   детские сочинения, творческие работы.

Знание своей родословной, изучение деятельности своих предков является неотъемлемой частью воспитания уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Сегодня, в силу разных причин во многих семьях практически не сохранялись архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.), а если какие-либо предметы и хранятся, они не извлекаются на поверхность. Поэтому чрезвычайно актуально внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказывать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия).

Материалом экспозиции в рамках "семейного направления" краеведческих исследований могут быть следующие темы: «Моё родословное древо», «Судьба семьи в судьбе страны», «Семейные реликвии и предания», «Выставка семейного творчества», «Святое слово – Мать!», «Профессии наших родителей», «Орден в моём доме», «Старая фотография» и др.

Экскурсионное дело поможет развить умения и навыки публичных выступлений, этикет общения с учащимися разных возрастов.

Для успешной работы классного руководителя необходимо участие всех участников учебно-воспитательного процесса – это учителя-предметники, администрации школы, учителя истории и краеведения, библиотекарь школы, руководители кружков и секций, актив детского школьного объединения, представители родительского комитета, учителя-ветераны школы.

Для успешной реализации данной модели воспитательной деятельности классным руководителем регулярно должны осуществляться так же внешние контакты и связи, например:

  • с музеями города и области;
  • выставочными центрами и залами;
  • центрами досуга, культуры и отдыха – Дворцами творчества, Домом культуры;
  • церквями и храмами города и района;
  • городским архивным отделом;
  • редакциями местной газеты;
  • местным телевидением;
  • районным управлением образования, ИДК.

В качестве отчёта по результатам своей творческой,  исследовательской деятельности актив класса организует  выставки,  презентации, демонстрации экспонатов за пределами кабинета школьного музея. Это могут быть фотовыставки в коридоре школы, посвящённые Дню учителя, Дню матери, Дню победы, Новому году, к 8 марта; выездные экспозиции в младшие классы школы и т.п.

Проблемы реализации модели воспитания.

При реализации данной модели воспитания классный руководитель может столкнуться со следующими проблемами:

  1. не полный объём материально -  технической базы обеспечения. Это нехватка стендов, функциональных шкафов для хранения экспонатов, стеллажей, стеклянных витрин;
  2. ограничение доступа к архивным материалам города и района;
  3. материальные трудности при организации выездных поездок и экскурсий;
  4. не в полном объёме помощь и регулярное содействие со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда, учащихся школы в пополнении фондов школьного музея.
  5. Недостаточная мотивация населения в оказании помощи по созданию экспозиций.

Пути решения данных проблем могут быть следующие:

  1. пополнение материально–технической базы школьного музея возможно за счёт привлечения средств и пожертвований спонсоров и местных жителей.  Например, приобретать старые функциональные предметы интерьера: шкафы, стулья, витрины и т.п. (по объявлению);
  2. оформить заранее разрешение у директории школы или администрации района о необходимости доступа к архивным материалам; можно так же обратиться в редакцию местной газеты или журнала, т.к. ими  могли быть ранее освящены те или иные интересующие вас события или факты. Доступ к таким архивным материала является более свободным, нежели в местном архиве;
  3. при организации выездных поездок и экскурсий привлекать членов родительского комитета и спонсоров, настоятелей храмов;
  4. как можно чаще вещать о своей деятельности через средства массовой информации: стенды, выставки, газеты, объявления, Интернет, телевидение.

Ожидаемые результаты.

Реализация такой модели воспитания как технология музейной педагогики,  даёт следующие результаты:

  • позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников, гражданско-патриотического становления личности;
  • участие учащихся в семинарах, научно-практических конференциях, форумах, смотрах, конкурсах историко-туристко-краеведческой направленности
  • участие учащихся в конкурсе экскурсоводов;
  • овладение учащимися навыками поисковой и проектной деятельности;
  • дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в будущем наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею
  • дети получат возможность расширения своего культурного пространства, освоения новых источников информации;
  • у детей формируется ценностное отношение к истории и культуре своей страны, своей семьи, своего края;
  • развитие творческих способностей учащихся;

        

    Таким образом, в результате реализации такой модели воспитательной системы как «Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики», закладываются основы понимания человеком себя и своего места среди других людей, в обществе, стране и мире, т.е. происходит  формирование российской гражданской идентичности подростков.

Способы определения результатоввоспитательнойдеятельности могут быть различны, например:

•   Ведение «Книги отзывов».

•   Анкетирование, опросы.

•   Публикации материалов в школьную и районную газеты.

•   Выставки, фотовыставки собранных материалов, экспонатов, творческих и

исследовательских работ.

•  Систематическое подведение итогов по разным направлениям деятельности.

•  Участие в исторических, краеведческих, фото-конкурсах различного уровня.

•   Постоянная рефлексия.

Результаты поисковой деятельности учащихся

Тема деятельности

Кл

Результат

1

Сбор материала по истории создания Памятника павшим воинам в Большой Тарке, уточнение списка погибших  и пропавших без вести солдат – местных жителей  в годы Великой Отечественной войны.

7

  • Пополнение материала экспозиции школьного музея по теме «Обелиски славы»;
  • Организация и проведение экскурсии для учащихся школы и их родителей к памятнику в День победы,  и День памяти – 22 июня.

2

Сбор материала по теме «Константин Мутовкин – поэт, учитель, солдат»  о годах жизни, работе в нашей школе, творческой деятельности.

8

  • Пополнение материала экспозиции как школьного так и городского музея по теме «Герои войны – наши земляки»;
  • Выступление на конференции «Одиссея разума»;

3

Сбор материала по теме «Наша школа вчера, сегодня и завтра»

9

Реализация проекта «Учителя – ветераны школы»

Формы и способы организации деятельности

Деятельность актива класса

Направление деятельности

Содержание деятельности

Инициативная группа,  Ф.И.О.

1

Поисковая

Поиск, сортировка и отбор материала. Сбор информации. Работа с первоисточниками, газетами, журналами, архивными материалами и документами, средствами Интернет

1.

2.

3.

2

Фондовая

Ведение инвентарной книги, учёт материалов фонда

  1.    2.

3

Экспозиционная

Классификация, комплектование материалов фонда, формирование экспозиций

1.

2.

4

Художественно-оформительская

Реставрация, оформление фотовыставок, творческих работ учащихся

1.

2.

5

Корреспондент

ская

Фотографирование, составление презентаций, заметки в газеты

1.

2.

6

Культурно-просветительская

Выбор темы, составление маршрута экскурсии, её проведение

1.

2.

7

Трудовая

Наведение порядка и чистоты, проведение генеральной уборки помещения

1.

2.

 Внутренние и внешние связи

Ответственные

Содержание деятельности

Внутренние связи

1

Администрация школы

Контроль деятельности, чествование участников и победителей конкурсов

2

Руководители кружков и секций:

- Историки-краеведы;

- фотокружка и ОПК

 «Всевидящее око»;

- Основы православной культуры

- Народный фольклор;

- Волшебная кисть (по ИЗО)

- Юные туристы и т.п.

Подбор материала.

Помощь в оформлении стендов экспозиции.

Методические рекомендации.

Фотовыставки.

3

Школьный библиотекарь

Подбор материала и литературы библиотечных фондов. Проведение мероприятий: «Устный журнал», «Живая газета», книжные выставки.

4

Учителя-предметники,

Классные руководители

Уроки мужества. Использование материалов фонда на уроках и внеклассных занятиях.

5

Учителя истории и краеведения

Методические рекомендации.

Исследовательские проекты.

6

Актив Детского школьного объединения

Экскурсии, передвижные выставки, помощь в  оформлении тематических экспозиций

7

Члены родительского комитета

Материальная помощь, выездные экскурсии. Поиск спонсоров.

8

Учителя – ветераны школы

Информация

                                                        Внешние связи

9

Городской исторический музей

Экскурсии, методические рекомендации.

10

Музей Дворца Творчества Юных (УО)

Экскурсии, методические рекомендации.

Конкурсы экскурсоводов, школьных музеев, тематических выставок и экспозиций.

11

Храмы, церкви города и района

Экскурсии, конкурсы «Пасха красная», «Рождество Христово».  Материал по православной культуре, быту, народным праздникам и обрядам.

12

Станция юных туристов

Туристические слёты-соревнования, конкурсы краеведов, форумы. Конкурс «Отечество»,

«Моя семья в истории страны»

13

Городской архивный отдел

Работа с архивными документами и первоисточниками.

14

Выставочные залы

Экскурсии

15

Музеи предприятий

Экскурсии

16

Редакция местной газеты

Архивные материалы. Заметки, статьи, конкурсы.

17

ИДК, УО

Проекты, презентации, конкурсы «Наш край»,  «Наша школа», «Наша родина» и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание здорового поколения средствами музейной педагогики"

Проектная работа, созданная группой  заместителей директоров по воспитательной работе школ Московского района г.Казани...

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии  МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...

статья "Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики"

Статья и презентация "Патриотическое воспитание средствами школьного краеведческого музея"...

программа «Военно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики»

Музейная педагогика — это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Она появилась в результате кризиса консервативной образовательной системы в нашей ст...

Доклад: « Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики»

Доклад был представлен на районных образовательных Рождественских Чтениях г.Луховицы 2016г....

ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ , ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ОТДЕЛЕНИИ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ  ...

ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

СТАТЬЯ ДЛЯ СТЕНДОВОГО ДОКЛАДА К ЗАСЕКЕНСКИМ ЧТЕНИЯМ 18 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА...