ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья

Варламова Оксана Анатольевна

СТАТЬЯ ДЛЯ СТЕНДОВОГО ДОКЛАДА К ЗАСЕКЕНСКИМ ЧТЕНИЯМ 18 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon varlamova-syzran-statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

О. А. Варламова

учитель истории ГБОУ школы-интерната № 2 г. о. Жигулевск (отделение надомного  обучения Сызранского филиала)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ    ВОСПИТАНИЕ  СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ «РОДНАЯ СТОРОНА»

      Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности  школьного  образования. Создать условия, в которых ребенок с особыми  образовательными потребностями   смог бы максимально раскрыться, выстроить  нормальные  отношения с социумом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музейному наследию подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику   считают одним из условий  инклюзивного образования. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе школьного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

       Наше учреждение – Сызранский  филиал ГБОУ школа-интернат№ 2 г. о. Жигулевск (отделение надомного  обучения) расположено в исторической части города. Кроме этого,  одно из зданий  школы-интерната № 2 является историческим памятником архитектуры  регионального значения.  Отделение надомного  обучения  располагается по адресу: Самарская область, г. Сызрань переулок  Пролетарский дом 32. Ранее этот переулок назывался Дворянским.

В настоящее время в переулке Пролетарском находятся и другие архитектурные сооружения, которые являются памятниками регионального и городского значения. Поэтому мы можем легко проводить  пешие экскурсии  рядом со школой.

     Коллектив учителей, ученики нашей школы и родители много делают для того чтобы сохранить  историю для будущих поколений.

Интерьер здания во многом сохраняет черты былой архитектуры, хотя претерпевал ремонтные работы и некоторые косметические изменения.

 В одном из залов сохранилась колонна, которая поддерживает потолок, а  в одной из комнат можно увидеть портики.

Классическое архитектурное сооружение конца XIX века, как правило, было трехэтажным. На первом этаже находятся  самые большие окна – витрины, окна второго этажа – полуовальные, а окна 3-го этажа маленькие — смотровые

В некоторых комнатах сохранен лепной потолок, что было характерным для  XIX столетия. Усилиями сотрудников   нашего заведения  на базе Отделения надомного обучения  была создана музейная комната  «Старая квартира».

     Свою  работу мы начали с того, что получили документ в Администрации города Сызрани, подтверждающий, что здание является памятником архитектуры середины ХIХ века. Конечно, входить в эту деятельность  детям с ограниченными возможностями здоровья было трудно, но на помощь в таком деле приходят родители учащихся, тьютеры и преподаватели Отделения надомного обучения ГБОУ.

    При изучении предмета История Отечества  в начале года  ребята  знакомятся с темой «Исторические источники». На этот урок обычно  они приносят  так называемые домашние реликвии и рассказывают историю этого предмета. Постепенно в  кабинет истории  родители, ученики, работники школы стали приносить старинные  вещи, которые  и составили основу нашей музейной комнаты. Поэтому мы и остановились на названии «Старая квартира».    

   Школьная музейная комната создана  для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети  с  ОВЗ – часть  нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно идти вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. В нашем учреждении учатся дети разных национальностей и вероисповеданий. Школьная музейная комната вносит особую лепту  в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего своей малой Родины, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Территория Самарской области является уникальной в том смысле, что здесь уважают и чтят праздники разных народов. Это выражается во взаимопроникновении культур. Традиционный праздник мусульман  Сабантуй посещают одинаково с большим желанием  как татары, так и русские.  На этом мероприятии  мы можем увидеть не только представленную зрителям мусульманскую культуру. Обязательный атрибут праздника – это русский самовар.   Мусульмане, уважая христианскую Пасху принимают в дар крашеные яички. На территории Самарской губернии проживают интернациональные семьи.

       Милосердие, забота, терпимость доброта... В последнее время все чаще стали обращаться к этим словам. Важно было организовать работу в музейной комнате  так, чтобы это были не только разовые акции и праздники, а постоянное общение школьников с теми, кто нуждается в их заботе и внимании. Наши дети особенные, им бывает порой не под силу посетить музеи и выставки  города, поэтому создание музейной комнаты просто необходимо в таком учреждении как наше. Сейчас работа музеев несколько изменилась, но мы знаем что большинство экспонатов трогать просто нельзя, поэтому и сделали свой музей интерактивным, где все можно потрогать, подержать в руках.

  В  учреждении уже  более 10 лет действует система самоуправления «Школьный город». Одним из комитетов является Комитет по культуре, который и занимается проведением и организацией экскурсий   в нашей музейной комнате. Ежегодно избирается школьный архивариус, он занимается учетом музейных экспонатов, вновь поступивших на хранение в  музейную комнату.

  Следующим  шагом было  создание экспозиции. Центром экспозиции стал старинный буфет, в который можно заглянуть,  увидеть там посуду,  сувениры  из кости, дерева, пластмассы (все предметы можно и потрогать – чего нельзя сделать в других музеях). Вокруг композиционного центра на этажерке  и полочках  находятся   разнообразные виды книг и другие экспонаты. По ходу работы мини-музея экспозиция будет пополняться и расширяться. Это дает нам возможность познакомить детей с историей возникновения не только книги, но и другой печатной продукции прошлого века (открытки, календари, журналы).

     Ведущей формой работы музея является экскурсия. В нашей музейной комнате силами учителей и учащихся мы проводим экскурсии для гостей нашего учреждения, для ребят из других учебных заведений, пожелавших посетить   мини-музей.   Музейный Совет разработал следующие экскурсии:

1)обзорная  экскурсия «В старой квартире»;

2)тематическая  экскурсия « У Самовара Самоваровича в гостях»;

3)научно-просветительская  экскурсия  «О чем рассказал старый фотоаппарат.

     При создании музейной комнаты  мы   столкнулись с определенными трудностями – не все сразу получалось так, как было задумано,  тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Воспитанники и ученики  ГБОУ школы-интерната № 2 рады, когда видят интерес  сверстников. Дети, проживающее в центре города  с удовольствием посещают мастер-классы, проводимые нашими педагогами в рамках проекта «Дорогою добра»: на базе отделения индивидуального обучения  проходят культурно-просветительские мероприятия для жителей центрального района города. Программы «Родная сторона» и «Народная кукла» являются победителями регионального конкурса «Растим патриотов России».

Программа «Родная сторона» реализуется на базе музейной комнаты уже четвертый год.Реализация программы осуществляется  педагогическим коллективом по следующим направлениям:

•поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом,

•инвентаризация имеющихся музейных предметов,

•систематизация музейных предметов по разделам и по темам,

•поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.

• составление картотеки музейных предметов.

Работа с активом музея осуществляется в рамках школьного самоуправления.

• обучение актива основам музееведения,

•распределение между активистами музея определенных участков работы,

•совместная практическая и теоретическая работа в музее.

В Отделении индивидуального обучения вот уже 14 лет выходит газета «Веснянка», которая отражает деятельность музейной комнаты.

Организационная работа включает в себя следующие направления:

• создание актива музея,

•планирование работы музея,

•создание творческих групп.

Методическая и консультативная работа осуществляется педагогами и

 состоит из:

•составления лекций, бесед, ведения документации,

•обучения и подготовка активистов музея для проведения экскурсий,

•консультаций, практических занятий по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой.

•сотрудничества с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, Центром народного творчества.

 Реализация программы включает :

•        уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства;

•         интегрированные уроки;

•         кружки «Очумелые ручки», «Волшебница», «Экологическая азбука»,

•         краеведческие экскурсии и походы;

•         организация свободного времени детей с ОВЗ.

 Основные блоки программы

•        Программа рассчитана не только на деятельность учащихся в самом музее, но и дает возможность классным руководителям, учителям школы формировать достаточно высокую духовную культуру учащихся. Программа предлагает вести работу по 5-ти блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников.

Это следующие блоки:

•         «Преданья старины глубокой»

•        «Родные истоки»

•        «Народные промыслы»

•        «Предметы крестьянского быта»

•         «Предметы городского быта».

Многое мы осуществили, но еще нам предстоит важная работа по лицензированию нашего музейного фонда.

         http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/11/19/muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya

Литература

Белянкова Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64

Гогиберидзе Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк  // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5

Лукашева Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31

Морозова  И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24

Сечин А. Г. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-10

Скобликова Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31

Турилова  Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89

Якубенко Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т. Якубенко //Управление ДОУ.-2009.-№7.-С.88-94

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание здорового поколения средствами музейной педагогики"

Проектная работа, созданная группой  заместителей директоров по воспитательной работе школ Московского района г.Казани...

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии  МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...

Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики

Детство,  и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, само...

статья "Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики"

Статья и презентация "Патриотическое воспитание средствами школьного краеведческого музея"...

программа «Военно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики»

Музейная педагогика — это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Она появилась в результате кризиса консервативной образовательной системы в нашей ст...

Доклад: « Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики»

Доклад был представлен на районных образовательных Рождественских Чтениях г.Луховицы 2016г....

ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ , ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ОТДЕЛЕНИИ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ  ...