Значение и содержание работы классного руководителя по воспитанию ЗОЖ и негативного отношения к ПАВ
методическая разработка по теме

Егорова Елена Анатольевна

Сообщение для выступления на школьном методическом объединении классных руководителей по теме "Значение и содержание работы классного руководителя по воспитанию ЗОЖ и негативного отношения к ПАВ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Руководитель ШМО классных руководителей Егорова Е.А.

Выступление на заседании МО классных руководителей №1

г. Новомосковск, 2013г.

«Значение и содержание работы классного руководителя по воспитанию ЗОЖ и негативного отношения к ПАВ»

В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной даже для людей, далеких от наркологии.

Встает вопрос о том, где и как проводить профилактику. Не оставляет сомнений факт, что местом проведения профилактической работы должна являться, в первую очередь, средняя общеобразовательная школа. Школа предоставляет удобную возможность охватить профилактикой все возрастные группы учащихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью "выпадения" из социальной среды).

 Сегодня школа - это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи. Именно работники системы образования - социальные педагоги, школьные психологи классные руководители и учителя-предметники, - могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы.

 Можно ли строить работу с подростками, не только повышая их образовательный уровень, прививая любовь к труду, но и формируя у них стойкую антиалкогольную и антинаркотическую позицию, способность в любой, даже самой неблагоприятной среде, принять сознательное решение и отдать предпочтение здоровому образу жизни?

Безусловно, для эффективности проводимой работы и в целях грамотного ее осуществления необходимо заручиться всесторонней методической и практической поддержкой со стороны специалистов-превентологов, врачей и психологов наркологических диспансеров, работников системы здравоохранения.

Программа профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде  является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской зависимости. Основная цель программы – недопущение употребления школьниками психоактивных веществ. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.  

Цель  -   формирование  негативного отношения у обучающихся  к ПАВ, воспитание  сознательного отношения   к собственному здоровью и жизни, пропаганда ЗОЖ.

Задачи:

-          сформировать социальные  навыки, необходимые для ЗОЖ,

-          способствовать  развитию у обучающихся  интересов   к различным видам полезной деятельности,

-         сформировать у обучающихся  представление о  вредном    воздействии  ПАВ на организм человека.

Ожидаемые результаты:  

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от ПАВ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

г) осознанного и уверенного умения сказать  ПАВ «Нет».

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 10 до 21 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %. Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе

следующие цели:

  • создание в школьной среде условий, препятствующих распространению ПАВ, становлению активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ у большинства учащихся.
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни;
  • формирование потребности вести здоровый образ жизни;
  • содействие воспитанию нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;
  • выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития  и поиска своего места в жизни.

Задачи,  решаемые данной программой:

1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению правам человека.

2. Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.

3. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.

5. Содействовать формированию морально-волевых качеств школьников.

6. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.

7. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.

8. Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.

10. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

11. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.

12. Обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

Основные направления в работе:

  • Просветительская работа с педагогическим коллективом.
  • Просветительская работа с родителями.
  • Просветительская работа с учащимися по профилактике ПАВ, алкоголя, наркотических средств, табакокурения через систему классных часов, внеклассных мероприятий, тематических вечеров, встреч с представителями правоохранительных органов, работниками медицинских учреждений.
  • Привитие навыков ЗОЖ через систему спортивных мероприятий (соревнования, конкурсы, эстафеты, игры, праздники).
  • Работа школы в рамках реализации школьных программ профилактики ЗОЖ.
  • Работа классных руководителей в семьях учащихся.
  • Индивидуальные консультации с родителями и учащимися.
  • Встречи с известными спортсменами, знаменитыми людьми России, выступающими в поддержку ЗОЖ.
  • Индивидуальная работа общественных воспитателей с трудновоспитуемыми учащимися по профилактике асоциального поведения, правонарушений и пропаганде ЗОЖ.

Теоретические основы педагогической профилактики

         Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, активные профилактические мероприятия должны опираться прежде всего на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, ЗДОРОВОМ образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию и формирование у детей и молодежи умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность. Как гласит русская народная мудрость, «Учись доброму, так худое и на ум не пойдет».

Целями первичной профилактической деятельности в школе является:

  • Изменение ценностного отношения детей и молодежи к ПАВ и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
  • Сдерживание вовлечения детей и молодежи в использование ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

         Таким образом, стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья -  освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

  • Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
  • Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения;
  • Внедрение в школе инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
  • Развитие социально-поддерживающей инфраструктуры.

При организации педагогической профилактики должны быть учтены следующие методические принципы:

  • комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса;
  • актуальность - содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма; содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопление знаний о ПАВ  и формирование отношения к ним;
  • опережающий характер - целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребенка становится реальным; приоритетным в ее структуре является направление, связанное с предотвращением первичного обращения ребенка к одурманиванию;
  • конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и, главным образом, развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих ребенку успешную социальную адаптацию - важно не только сформировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но и показать ему, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
  • при организации педагогической профилактики должен соблюдаться принцип запретной информации - полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о специфических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их применения).

Педагогическая профилактика как основной структурный и содержательный компонент системы профилактики

Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

Выделяются два основных направления педагогической профилактики:

  • непосредственное педагогическое воздействие на несовершеннолетних и молодежь с целью формирования у них желаемых свойств и качеств;
  • создание благоприятных условий для эффективной социальной адаптации.

Основой содержания педагогической профилактики является система представлений об употреблении ПАВ как многоаспектном социально- психологическом явлении, имеющем социокультурные кории. Исходя из этого, воспитание и обучение опираются на ценности отечественной и мировой культуры, способные выступать в качестве альтернативы идеологии субкультур, проповедующих использование ПАВ.

         Для реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные технологии и формы организации воздействия на адресные группы. К ним относятся:

  • интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы,
  • воспитательная внеурочная работа (гренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная
  • работа с обучающимися, воспитанниками,
  • разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей).

         Такие формы деятельности педагогов, воспитателей, школьных психологов, включенные в систему профилактики употребления ПАВ, обуславливают необходимость организации их систематической подготовки к участию в превентивной деятельности.

Основными условиями организации педагогической профилактики являются:

интеграция: реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных

в их повседневной жизни;

       целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи - образовательного учреждения, семьи, ближайшего окружения;

         системность: педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;

комплексность: задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной сфере профилактического пространства;

безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;

       возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в

конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПAB.

Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни

Ценности жизни. Занятия спортом, искусством, творчеством как условие формирования здорового образа жизни. Пример родителей – основа здорового образа жизни детей. Нравственные нормы – гарантии здоровья. Факторы риска и факторы защиты.

Форма занятия: Обсуждение результатов работы проблемных групп.
Профилактика употребления младшими подростками ПАВ

Профилактика курения: пассивное и активное курение. Реклама табака и ее последствия. Профилактика употребления алкоголя. Реклама пива и ее последствия. Профилактика нарко- и токсикомании. Факторы риска и факторы защиты.

Форма занятия: Групповая дискуссия.

Мероприятия, которые могут быть проведены классными руководителями по воспитанию ЗОЖ и негативного отношения к ПАВ

  1. Выявление подростков, склонных к употреблению ПАВ или вовлеченных в употребление.
  2. Реализация школьных программ профилактики употребления ПАВ.
  3. Анкетирование учащихся по вопросам отношения к ПАВ, курению, занятиям спортом.
  4. Организация педагогической помощи:
  • Создание благоприятных условий для развития личности ребенка
  • Проведение профилактических бесед
  • Направление на консультацию к психологу, врачам-специалистам
  • Вовлечение учащихся в работу кружков и спортивных секций
  1. Работа классных руководителей в рамках реализации школьных программ профилактики ПАВ.
  2. Проведение тематических месячников и акций:
  • Акция «Молодежь за ЗОЖ»
  • Месячник правовых знаний
  • Месячник «Полиция и дети»
  • Акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»
  • Акция «Детство - территория свободная от курения»
  • Декада по профилактике наркомании
  1. Проведение цикла классных часов:

Начальная школа:

  • Вредные привычки
  • Мой режим дня
  • Мы выбираем ЗОЖ
  • Твое здоровье и курение
  • В здоровом теле - здоровый дух
  • Красота, здоровье, гармония
  • Хочешь быть здоровым - будь им!
  • Гигиена и здоровье

Средняя школа:

  • Коварная сигарета
  • «Подросток и наркотики. Взаимосвязь наркомании и других  вредных привычек»
  • Посмотри проблеме в глаза и скажи наркотикам - НЕТ!
  • «Уголовный кодекс о наркотиках»
  • ПАВ и его влияние на организм ребенка
  • Стать здоровым просто
  • Спорт вместо наркотиков»

Старшая школа:

  • Курить сейчас не модно
  • О вреде никотина и курительных смесей
  • Наркомания - мифы и реальность
  • Можно ли избавиться от наркомании
  • Дурман - трава
  • ПАВ и его влияние на организм человека
  • Уголовный кодекс о наркотиках
  • Духовная культура здоровья
  • Влияние алкоголя и ПАВ на потомство
  1. Участие учащихся школы в различных районных,  городских профилактических мероприятиях и акциях против наркомании.
  2. Проведение тематических вечеров, праздников, утренников по формированию физического, духовного и нравственного здоровья учащихся.
  3. Проведение общешкольных и классных родительских собраний на тему «Взаимодействие семьи и школы в вопросах профилактики потребления ПАВ и пропаганды ЗОЖ».
  4. Вовлечение родителей в проведение внеклассных и общешкольных мероприятий, конкурсов, экскурсий, туристических походов и поездок.
  5. Проведение семейных праздников «Наша дружная спортивная семья».
  6. Проведение классных родительских собраний с рассмотрением вопросов о вреде табака и негативных последствиях потребления курительных смесей.

Рекомендации классным руководителям по воспитанию ЗОЖ и негативного отношения к ПАВ

Ключевые компоненты

Формы работы

1. Изучение и диагностическая работа с учащимися и их семьями.

Целенаправленная работа по диагностике детей, поступающих в школу.

Изучение документов, личных дел, беседы с родителями и детьми.

2. Изучение детей и составление социального паспорта семьи с целью пролонгированной работы.

Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, наблюдение, тестирование.

3. Адаптация школьников 1, 5, 10-х классов.

Индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщение  учащихся к творческим делам класса, запись в кружки и секции, т.е. формирование детского коллектива, проведение педсоветов.

4. Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них учащихся, требующих особого внимания педагогического коллектива школы.

Коллективные школьные и классные мероприятия, родительские собрания, родительские дни, малые педсоветы.

5.Установление неуспешности детей в различных видах деятельности.

Тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы.

2. Профилактическая работа со школьниками.

1. Коррекционная работа с «группы риска».

Организация свободного времени, отдыха в каникулы, специальные формы поощрения и наказания, раскрытие потенциала личности ребенка в ходе бесед, тренингов, участия в КТД.

2. Работа по формированию потребности вести здоровый образ жизни.

Классные часы, лекции, спортивные секции и соревнования,  экскурсии, проведение дней Здоровья, организация активного общественно-полезного зимнего и летнего отдыха.

3.Профориетационная работа со школьниками с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни.

Работа дискуссионного клуба, круглые столы, проектная деятельность, научные кружки, конференции, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы, презентации, встречи с интересными людьми.

4. Правовое воспитание учащихся.

Классные часы, лекции, беседы с представителями межведомственных и общественных организаций, конференции, уроки пропедевтического курса «Граждановедение», уроки обществоведения.

5. Просветительская работа среди учащихся о негативном влиянии ПАВ, табакокурения на организм человека.

Лекции, беседы в малых группах  и индивидуальные.

3. Работа с родительской общественностью.

1.Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке.

Анкетирование, тестирование, наблюдение, родительские дни, беседы.

2. Учебно-просветительская деятельность среди родителей.

Лекции, семинары, род. собрания, беседы.

Содержание презентации

Слайд 1

ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗОЖ И НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПАВ

В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной даже для людей, далеких от наркологии.

Встает вопрос о том, где и как проводить профилактику. Не оставляет сомнений факт, что местом проведения профилактической работы должна являться, в первую очередь, средняя общеобразовательная школа. Школа предоставляет удобную возможность охватить профилактикой все возрастные группы учащихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью "выпадения" из социальной среды).

Сегодня школа - это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи. Именно работники системы образования - социальные педагоги, школьные психологи классные руководители и учителя-предметники, - могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы.

Слайд 2

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ – опрос подростков

Статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 10 до 21 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %. Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.

Слайд 3

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЧАСТОТЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ГРУППЫ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ: воздерживающиеся от употребления; случайно употребляющие с целью развлечения (1–2 раза); экспериментирующие с ПАВ время от времени (например, по выходным); регулярно употребляющие (без зависимости, но имеющие проблемы, связанные с употреблением); зависимые от ПАВ.

Слайд 4

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ПРОБЛЕМЫ ПО КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФИЛАКТИКУ ДЕЛЯТ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ – Первичная (предупредительная) профилактика имеет целью предупредить начало употребления ПАВ молодыми людьми, воздерживающимися от употребления, а также прекратить случайное и экспериментальное употребления. Усилия первичной профилактики направлены на сохранение либо укрепление здоровья. – Вторичная (селективная) профилактика избирательна, она ориентирована на лиц, имеющих регулярный опыт проблемного употребления ПАВ без зависимости, но при этом с высокой вероятностью возникновения заболевания. – Третичная (модификационная) профилактика является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на лиц со сформированной зависимостью от ПАВ. Такая профилактика направлена на предупреждение дальнейшего развития заболевания, уменьшение вредных последствий и на предупреждение рецидива.

Слайд 5

ЦЕЛИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде. - сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Слайд 6

ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья.

Слайд 7

ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ: Научить содержательному проведению досуга, практике самопознания и самовоспитания; Уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации; Осознать негативные последствия приема наркотиков, уметь применять способы отказа от наркотиков.

Слайд 8

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью.

Слайд 9

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ 1 принцип - комплексность - подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений. 2 принцип - дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по степени наличия факторов риска развития наркозависимости. 3 принцип - аксиологичность - предполагает формирование у детей и молодежи представлений о, здоровом образе жизни, законопослушности. 4 принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности (разнообразные формы, методы работы). 5 принцип - непрерывность -профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.

Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

Выделяются два основных направления педагогической профилактики:

  • непосредственное педагогическое воздействие на несовершеннолетних и молодежь с целью формирования у них желаемых свойств и качеств;
  • создание благоприятных условий для эффективной социальной адаптации.

Для реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные технологии и формы организации воздействия на адресные группы. К ним относятся:

  • интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы,
  • воспитательная внеурочная работа (гренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная
  • работа с обучающимися, воспитанниками,
  • разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей).

Слайд 10

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ: 1. Работа с детьми: 1) воспитательная работа повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов 2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек 3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе. 2. Работа с родителями

Слайд 11

Слайд 12

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПРИВЕДЕТ К СНИЖЕНИЮ РИСКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ, ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗОЖ, ЕСЛИ: Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека, последствиях применения В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции.

Слайд 13

Воспитание ЗОЖ и негативного отношения к ПАВ в нашей школе

АКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА
В учебном заведении должна проводиться регулярно и целенаправленно, так как единичные бессистемные мероприятия не могут сформировать стойкие правильные убеждения у подростков

Слайд 14

Конкурс рисунков, плакатов.

Слайд 15

Действует четкий план профилактической работы, включающий лекции, беседы с учащимися и их родителями, тематические викторины, дискотеки, эстрадные миниатюры и спектакли, конкурсы антирекламы, посещение кинотеатров и театров.

Главными задачами профилактической работы являются сохранение каждой растущей и развивающейся личности в здоровом правовом поле социума и выработка нужной  установки грамотной  самозащиты. 

Слайд 16

Профилактические стенды школы 

В наше время целесообразно иллюстрировать  лекции и беседы ссылками на конкретные факты из жизни, приводить примеры из художественной и научно- популярной литературы, художественных фильмов, из средств массовой информации, необходимо также освещать юридические и правовые аспекты окружающего социума.

Слайд 17

Учащиеся могут раскрыть свои таланты и наклонности, манипулируя полученными знаниями при разработке сценариев викторин, вечеров, дискотек, театрализованных представлений.

Слайд 18

Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности сформировать грамотные установки жизни в правовом поле социума, не "запугивая" детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы "давим" на них и даем недостоверную информацию.

Поэтому, для достижения успеха в вопросах профилактики  в работе с подростками  необходимо главный упор делать на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью профилактической работы является  вовлечение подростков в досуговую деятельность, как в учебное, так  и в каникулярное время.  Каждый учащийся  школы   с пользой проводит своё свободное время. Они узнают  друг друга,  могут  проявить себя, что отвлекает подростков от возможности оказаться в  противоправной ситуации. Посещение  экскурсий, выставок, участия в выступлениях  агитбригад, молодежных движений, турслетах, акциях  районно-городского масштаба; посещение  кружков и секций  школ и  учреждений дополнительного образования; спортивно-оздоровительных клубов, студий, является достойной заменой дворовых компаний, подвалов и чердаков. Школьники под руководством  квалифицированных педагогов и других специалистов разрабатывают проекты, организуют  праздники  и викторины.

Слайд 19

Работа с родителями. 

В работе с детьми важнейшим звеном являются их родители, работа с ними. Цель такой работы состоит в повышении уровня родительской компетентности и тем самым и активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка. Без поддержки и активного сотрудничества с родителями невозможно рассчитывать на эффективность профилактических мероприятий. Семья – исток жизни. В ней коренится все хорошее и плохое, что развивается в душе человека. Поэтому и роль семьи в преодолении наркомании и ответственность за это дело – первостепенные. Именно семья способна духовно закалить ребенка и помочь ему не отступить перед лицом грядущих трудностей и, как показывает практика, уже подстерегающих его опасностей и искушений в жизни. Профилактические возможности семьи тем сильнее, чем лучше, спокойнее, увереннее – атмосфера внутрисемейной жизни, в первую очередь, взаимоотношения родителей с детьми.

Большая ответственность ложится на родителей. Прежде всего, это касается курения, употребления алкоголя и наркотиков ими самими. Ребенок никогда не поймет почему «наркотики – это плохо» если старшие причастны к ним.

Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику,, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний о здоровом образе жизни учащихся среди родителей. Одна из форм работы с родителями – консультативно-просветительская (беседы, консультации, родительские собрания, создание инициативных групп), которая посвящена проблеме распространения наркомании среди подростков, причине возникшей проблемы и возможных путях её преодоления. Родители имеют возможность получить консультации о воспитании детей у работников социально-педагогической службы.

Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, а значит на улучшение социального здоровья школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСТУПКОВ УЧАЩИХСЯ

       В этой небольшой статье рассказывается о симптомах негативного поведения учащихся и построении работы классного руководителя по предупреждению и профилактике этих явл...

Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое ...

Формы и методы работы классного руководителя по формированию у учащихся ответственного отношения к учебе

Данная презентация - обощение опыта работы по организации работы класса в направлении улучшения успеваемости....

Роль классного руководителя в воспитании уважительного отношения к своему здоровью.

Целью моей программы является: Привитие ученикам уважительного отношения к своему здоровью .В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи : Формирование мотивации к здоровому образу жиз...

содержание работы классного руководителя с учащимися "группы риска"

содержание работы классного руководителя с учащимися "группы риска"...

Система воспитательной работы классного руководителя по воспитанию толерантной личности

Система воспитательной работы, которую я назвала “Лестница успеха”, основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя не только как дносителей духовных ценностей, но понять, что уже сего...