РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСТУПКОВ УЧАЩИХСЯ
статья по психологии по теме

         В этой небольшой статье рассказывается о симптомах негативного поведения учащихся и построении работы классного руководителя по предупреждению и профилактике этих явлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

НЕГАТИВНЫХ ПОСТУПКОВ   УЧАЩИХСЯ.

        В наше время, как ни в какое другое, научно-технический прогресс прямо пропорционален количеству человеческих (как взрослых так и детских) драм и страданий, одиночества и беззащитности. Это время, в которое нравственные ценности становятся менее значимыми, часто вызывают насмешку и иронию. Основной временной характеристикой можно назвать неопределённость

           Чем усиливается социальный драматизм ? В первую очередь безработицей, социальным неравенством, бедностью, насилием, обострением социальной конфликтности. На фоне социального драматизма прорастает личный драматизм человека: неопределённость будущего, неумение разобраться в причинах этой неопределённости, намеренный уход от решения проблем и как результат – стрессы, срыв собственной жизнеспособности.

          Чтобы ситуация, описанная выше не стала нормой жизни, необходимо построить воспитательную работу так, чтобы она не готовила почву для описанных выше явлений, а предупреждала их появление.

        Проблемы взрослых, их драмы сегодня, становятся драмами детей в будущем. По мнению психологов в стране неуклонно возрастает количество негативных поступков, которые совершаются детьми не только старшего, но и младшего возраста. В школах появляется все больше детей, которых психологи и педагоги называют проблемными. Частой становится ситуация, когда проблемность в поведении проявляется у детей, от которых этого не ожидали ни родители, ни школа. Проблемный ребёнок появляется и в неблагополучной семье, и в семье суперблагополучной, в которой гипертрофированы нравственные ценности

        Отсутствие умений самоконтроля и самооценки приводит к неразвитости чувства личной независимости, самозащиты, способности к самореализации. Это приводит к наличию и проявлению симптомов негативного свойства, преодолевать которые помогает и призвана помогать хорошо организованная, продуманная работа классного руководителя.

        

        Симптомы, о которых идет речь:

  1. Очень раннее и быстрое физическое развитие ребёнка, которое под час опережает его психическое развитие.
  2. Отсутствие навыков рефлексивных действий.
  3. Разлад между внутренним состоянием ребёнка и общепринятыми нормами поведения.
  4. Отсутствие эмпатии ( чувства сопереживания ) не только чужим, но и своим родным, близким людям, инфантильность, неразвитость волевых качеств.

Определим проблемы, классный руководитель может построить воспитательную работу с классом по предупреждению и профилактике этих явлений:

1. Воспитание должно строиться на общечеловеческих ценностях.

2. Воспитание должно быть направлено на стимулирование развития самореализующейся личности.

3. Система воспитания должна быть направлена на сохранение единства тела и духа, чувств и разума.

4. Воспитание должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности

5. Воспитание должно быть направлено на сохранение и защиту прав ребёнка: его потребность в одиночестве и на потребность в общении.

Существуют общие правила успешного взаимодействия педагога и ученика, родителя и ребёнка, то есть взрослых и детей:

        

            Правило № 1: всякое взаимодействие должно быть неформальным.

        Правило № 2: взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность ребёнка.

        Правило № 3:взаимодействие должно быть направлено на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков.

        Правило № 4: взаимодействие должно быть справедливым и объективным.

        Правило № 5: взаимодействие должно давать шанс на перспективу.

ТРАДИЦИИ КЛАССА, КОТОРЫЕ МОГУТ ТВОРИТЬ ЧУДЕСА.

        Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о школе. Она будет жить тогда, когда в её стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции могут положительно влиять на формирование мировоззрения и мироощущения ребёнка ?

  1. Это ТРАДИЦИЯ, когда в конце каждой четверти у каждого ученика в дневнике появляются записи, которые помогают преодолевать трудности, учат реально оценивать себя, развивают умения взаимодействовать с другими людьми. Например:  я очень рада, что результаты твоей учебной работы стали лучше.
  2. Это ТРАДИЦИЯ, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как учащиеся уходят домой на выходные, классный руководитель спрашивает у класса;

а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю?

б) В какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим?   Почему?

в) Что надо сделать, чтобы настроение стало лучше?

3    Это ТРАДИЦИЯ, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе   «Книги рекордов Гиннеса», в которую вносятся имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям.

4   Это ТРАДИЦИЯ, когда в начале учебного года ребята пишут сочинения на тему: «Моя школа в моей жизни», а в конце учебного года – «Мои пожелания людям, с которыми я общаюсь», «Самый интересный урок в этом учебном году», «Учитель, рядом с которым всегда тепло»

5.        Это ТРАДИЦИЯ, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.

6.    Это ТРАДИЦИЯ, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатываются нравственные законы жизни коллектива  и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?

                а) учиться честно говорить о своих ошибках

                б) быть объективным к себе и другим

                в) учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, пони мать и делать выводы

                г) уметь сопереживать

                д) проявлять терпение и терпимость

7.    Это ТРАДИЦИЯ, когда в классе существует «Праздник добрых пожеланий», который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем работникам школы.

                Список традиций класса можно продолжить. Главное их назначение – сделать общение учащихся и учителей полезным и необходимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся

Доклад на МО классных руководителей по теме  "      "Система  работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся"...

работа классного руководителя по развитию адаптационных способностей учащихся 5 класса

Готовила выступление на педсовет. Решила поделиться с вами...

Работа классного руководителя в гражданско-патриотическом воспитании учащихся класса

Формирование социально активной личности гражданина и патриота является одной из основных целей, которая стоит перед любым классным руководителем в педагогической деятельности.  Более того, воспи...

Значение и содержание работы классного руководителя по воспитанию ЗОЖ и негативного отношения к ПАВ

Сообщение для выступления на школьном методическом объединении классных руководителей по теме "Значение и содержание работы классного руководителя по воспитанию ЗОЖ и негативного отношения к ПАВ"...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Описание работы классного руководителя  по формированию здорового образа жизни...

ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 9 класса ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГИА

ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ  9 классаПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГИА[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11227646","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"104","w...

Приемы работы классного руководителя по развитию творческих способностей учащихся

Стандарт основного общего образования ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования», а это нацеливает педагогов в большей степени на ли...